4 сентября 2015 г. |
Дело N А83-538/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 сентября 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарями судебного заседания Лепехиной Е.Ю. (до перерыва), Голубенко В.А. (после перерыва),
при участии: представителя ЧАО "Югрыбхолод" - Запруты Жана Викторовича (доверенность от 23.01.2015 N 6); представителя Совета министров Республики Крым - Ковтонюк Яны Николаевны (доверенность от 15.12.2014 N 01-01/3501); представителя Государственного комитета по рыболовству Республики Крым - Коноваловой Полины Сергеевны (доверенность от 26.02.2015 N 1);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу частного акционерного общества "Югрыбхолод" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2015 по делу N А83-538/2015 (судья М.П. Авдеев), принятое по заявлению частного акционерного общества "Югрыбхолод" (ул. Свердлова, 49, г. Керчь, Республика Крым, 298320) к Совету министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), Государственному комитету по рыболовству Республики Крым (ул. Ленина, 27А, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) о признании недействительными постановления и приказа,
установил:
частное акционерное общество "Югрыбхолод" (ул. Свердлова, 49, г. Керчь, Республика Крым, 298320) (далее - ЧАО "Югрыбхолод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Совету министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), Государственному комитету по рыболовству Республики Крым (ул. Ленина, 27А, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) о признании недействительными постановления Совета Министров Республики Крым N 14 от 21.01.2015 и приказа Государственного комитета по рыболовству Республики Крым N 07 от 22.01.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2015 в удовлетворении заявления частного акционерного общества "Югрыбхолод" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2015 и принять новое решение, которым удовлетворить заявление Общества. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценку соответствию оспариваемого постановления Совета министров Республики Крым и приказа Государственного комитета по рыболовству Республики Крым законодательным и иным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы собственности, в том числе приобретения, прекращения и защиты права собственности. Кроме того, Общество считает, что Совет министров Республики Крым и Государственный комитет по рыболовству Республики Крым не имели полномочий устанавливать особенности регулирования вопросов приобретения и прекращения прав собственности, которые отнесены к ведению Российской Федерации и правовое регулирование которых осуществляется федеральными законами; также указывает, что выводы суда сделаны без учета положений статьи 35 Конституции Российской Федерации, статей 218, 235, 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, настаивает, что решение суда первой инстанции было принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель частного акционерного общества "Югрыбхолод" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2015, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества.
Представитель Совета министров Республики Крым возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что Российская Федерация на переходный период предоставила Республике Крым право на регулирования имущественных отношений на территории Республики, а доводы апеллянта о том, что принимая обжалуемое постановление Совет министров Республики Крым, якобы, вышел за рамки предоставленных ему полномочий является безосновательными.
Представитель Государственного комитета по рыболовству Республики Крым возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить оспариваемое решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что Закон Республики Крым от 08.08.2014 N 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республики Крым" был принят в рамках реализации статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ. В свою очередь, Законом Республики Крым от 08.08.2014 N47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республики Крым" Совету министров Республики Крым была предоставлены полномочия относительно принятия решения о выкупе имущества по предложению уполномоченных органов, в связи с чем, Комитет считает, что обжалуемые постановление и приказ были приняты в соответствии с действующим законодательством. Также, считает, что поскольку Общество в установленный законом срок не привело свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, оно не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность на территории Республики Крым.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2015 проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом, оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, частному акционерному обществу "Югрыбхолод" на праве частной собственности принадлежало строение холодильника лит. "Ч-Ч1" общей площадью 11 006,7 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Свердлова, дом 49.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 21.01.2015 N 14 "О вопросах управления имуществом", по предложению Государственного комитета по рыболовству Республики Крым принято решение согласиться с предложением Государственного комитета по рыболовству Республики Крым о выкупе имущества (строения холодильника лит. "Ч-Ч1" с оборудованием), расположенного по адресу: 298320 г. Керчь, ул. Свердлова, 49, Частного акционерного общества "Югрыбхолод" (код ЕГРПОУ 33223835); применить до завершения процедуры выкупа имущества процедуру назначения временной администрации по управлению частным акционерным обществом "Югрыбхолод"; Государственному комитету по рыболовству Республики Крым: совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществить необходимые мероприятия, связанные с выкупом для нужд Республики Крым имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в том числе определением порядка работы временной администрации, персонального состава временной администрации, уведомлением собственника имущества о принятии решения о выкупе имущества, а также другие мероприятия, направленные на обеспечение стабильного функционирования частного акционерного общества "Югрыбхолод"; проинформировать Совет министров Республики Крым о выполнении настоящего постановления до 10 февраля 2015 года.
Во исполнение данного постановления Государственный комитет по рыболовству издал приказ N 07 от 22.01.2015 "О назначении временной администрации в Частное акционерное общество "Югрыбхолод".
Данное обстоятельство послужило причиной обращения Общества в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными постановления Совета Министров Республики Крым N 14 от 21.01.2015 и приказа Государственного комитета по рыболовству Республики Крым N 07 от 22.01.2015, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Апелляционная коллегия считает, что, рассматривая заявление по существу, суд первой инстанции правильно установил факт того, что постановление Советом министров Республики Крым принято в пределах его компетенции, а оспариваемый приказ Госкомрыболовства Республики Крым принят в рамках его компетенции, уполномоченным лицом, во исполнение постановления Совета Министров Республики Крым и полностью соответствует Закону N 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым".
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, для признания судом оспариваемых апеллянтом ненормативных правовых актом недействительными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает несоответствия оспариваемых постановления и приказа закону или иному нормативному правовому акту, а также того, что данные постановления и приказ были вынесены в административными органами в отсутствие у них соответствующих полномочий.
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закона N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ст. 23 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Законом, действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 3 ст. 7 Конституции Республики Крым (далее - Конституция) установлено, что органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, образованные на территории Республики Крым, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 Конституции Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
В силу ч. 6 ст. 81 Конституции Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.
Пунктом 8 ч.1 ст. 83 Конституции установлено, что Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (ст.84 Конституции).
Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется Регламентом Совета министров Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 06.08.2014 N 242 (далее - регламент).
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 08.08.2014 N 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым", (далее - Закон N 47-ЗРК), который определяет механизм выкупа для нужд Республики Крым имущества, расположенного на территории Республики Крым и принадлежащего на праве собственности физическим или юридическим лицам (далее - имущество).
В соответствии со ст.1 Закона N 47-ЗРК действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения, связанные с выкупом имущества для нужд Республики Крым. Выкуп имущества в соответствии с настоящим Законом осуществляется в случаях, связанных: с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым; с необходимостью обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности; с необходимостью эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств. Выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества. Размер возмещения устанавливается Советом министров Республики Крым на основании отчета об оценке, подготовленного субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 2 Закона N 47-ЗРК).
Согласно ст. 3 Закона N 47-ЗРК перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым.
Абзацами 4, 5 статьи 5 Закона N 47-ЗРК предусмотрено, что собственник выкупаемого имущества считается уведомленным со дня опубликования информации в средствах массовой информации. Для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией.
Учитывая потенциальную опасность, связанную в функционированием холодильной установки, вмещающей несколько тонн аммиака, и были приняты оспариваемые ненормативные правовые акты.
Статьей 7 Закона N 47-ЗРК установлено, что выкупленное имущество переходит в собственность Республики Крым. Орган управления выкупленным имуществом определяется Советом министров Республики Крым.
Из системного анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов коллегия судей пришла к выводу о том, что указанным законом Совету министров РК предоставлены полномочия по принятию решения о выкупе имущества по предложению уполномоченных органов, по принятию решения о применении процедуры назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией, по определению порядка и сроков осуществления выкупа имущества.
Таким образом, следует признать факт того, что при принятии оспариваемого постановления Совет министров Республики Крым действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а оспариваемое постановление вынесено в соответствии с Законом N 47-ЗРК и Законом N 6-ФКЗ. С учетом изложенных обстоятельств довод заявителя жалобы о несоответствии оспариваемого постановления требованиям федерального законодательства суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Относительно требования апеллянта, касающегося, признания недействительным приказа Государственного комитета по рыболовству Республики Крым N 07 от 22.01.2015, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с п.1 положения о Государственном комитете по рыболовству Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 165, Государственный комитет по рыболовству Республики Крым (далее - Госкомрыболовства Республики Крым) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым по охране, контролю (надзору) и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим государственную политику и государственное управление в области использования, воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов (рыб и других водных животных, водных растений) и развития рыбного хозяйства, нормативно-правовое регулирование в указанной сфере, функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом, находящимся в его ведении, а также координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым в указанной сфере.
Пунктом 1.2 Положения утверждено, что Госкомрыболовства Республики Крым руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также настоящим Положением.
В соответствии с п.1.8 Госкомрыболовство Республики Крым в своей деятельности подконтрольно и подотчетно Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Согласно п.5.3. Председатель Госкомрыболовства Республики Крым издает приказы, имеющие распорядительный и нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Госкомрыболовства Республики Крым - приказы ненормативного характера.
На основании изложенного коллегия судей пришла к выводу о том, что оспариваемый приказ Госкомрыболовства Республики Крым принят в рамках своей компетенции уполномоченным лицом во исполнение постановления Совета Министров Республики Крым и полностью соответствует Закону N 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым".
Относительно доводов апеллянты о нарушении права частной собственности Общества, коллегия судей считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом N 54-ФЗ от 30.03.1998, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Полагая, что имущество выбыло из его владения помимо воли собственника, заявитель, по мнению суда, избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Фактически между Обществом и тем лицом, в чьем владении в настоящее время находится строение холодильника лит. "Ч-Ч1" общей площадью 11 006,7 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Свердлова, дом 49, имеется спор о праве, который подлежит защите в рамках гражданско-правового спора, а не путем оспаривания ненормативно-правовых актов органа, осуществляющего публичные полномочия. Данный правовой подход соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Следует также отметить, что заявитель не лишается возможности ссылаться на незаконность ненормативного правового акта органа вынесшего его в суде по гражданскому делу и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 апреля 2015 года по делу N А83-538/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить частному акционерному обществу "Югрыбхолод" из Федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек) (квитанция Российского национального коммерческого банка от 20.05.2015 N 201).
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-538/2015
Истец: Частное акционерное общество "Югрыбхолод"
Ответчик: Государственный комитет по рыболовству Республики Крым, Совет Министров Республики Крым