город Москва |
|
4 сентября 2015 г. |
Дело N А40-75041/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жильцовой М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "ИФСК "АРКС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015
по делу N А40-75041/15, принятое судьей Дейна Н.В.
по заявлению ООО "ИФСК "АРКС" (123007, Москва, улица 4-я Магистральная, дом 7, строение 2А)
к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы (121059, Москва, улица Брянская, дом 9)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Путилин Е.Н. по доверенности от 20.08.2015;
от заинтересованного лица - Шумилина А.В. по доверенности от 01.01.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 в удовлетворении заявления ООО "ИФСК "АРКС" о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора г. Москвы от 24.03.2015 N 604-Ю, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что строительство объекта капитального строительства - транспортная развязка на пересечении МКАД с Каширским шоссе, расположенного по адресу: Москва, район Орехово-Борисово Южное, осуществляется на основании разрешения на строительство N RU77173000-009086, выданного на основании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком N М-05-607117 от 06.02.2014, заключенного между Департаментом городского имущества г. Москвы и ООО "ГорКапСтрой".
Государственным заказчиком является Департамент строительства г. Москвы согласно государственному контракту от 18.12.2013 N 0173200001413000996 (л.д. 29-39).
Генеральным подрядчиком является ООО "ИФСК "АРКС".
Реконструкция транспортной развязки МКАД с Каширским шоссе предусматривает строительство эстакадных съездов, правоповоротных съездов/въездов, боковых проездов, строительство надземного пешеходного перехода, переустройство и строительство инженерных коммуникаций.
В обоснование своей позиции, общество указывает на то, что разрешение на строительство N RU 77173000-009086 от 26.02.104 (срок действия до 31.12.2014), выдано и проведена проверка Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы - неуполномоченным лицом, поскольку работы по реконструкции объекта выполняются на территории двух субъектов - города федерального значения Москвы и Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии полномочий административного органа по проведению проверки и доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, доводы представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Строительство указанного объекта капитального строительства в силу положений ст. ст. 49, 51, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации должно осуществляться с проведением государственного строительного надзора.
Согласно ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1).
Разрешение на строительство выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) (п. 2).
Постановлением Правительства г. Москвы от 02.05.2006 N 311-ПП создан орган исполнительной власти г. Москвы - Комитет государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор), осуществляющий функции государственного строительного надзора и выдачи разрешений на строительство. В настоящее время те же функции Мосгосстройнадзора сохранены в Положении, утвержденном постановлением Правительства г. Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП.
В соответствии с п. 4.2.2 Положения "О Комитете государственного строительного надзора г. Москвы", утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП, осуществление полномочий на выдачу разрешений, возложено на Мосгосстройнадзор.
Разрешение на строительство N RU 77173000-009086 от 26.02.104 (срок действия до 31.12.2014), выдано ООО "ГорКапСтрой" Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы.
Предметом государственного строительного надзора при этом является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством объектов капитального строительства, если при их строительстве предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В соответствии с п. 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с государственным контрактом от 18.12.2013 N 0173200001413000996, заключенного между государственным заказчиком (Департамент строительства г. Москвы) и генеральным подрядчиком (ООО ИФСК "АРКС") последнее осуществляет функции генерального подрядчика на объекте капитального строительства: транспортная развязка на пересечении МКАД с Каширским шоссе, расположенного по адресу: район Орехово-Борисово Южное, ЮАО г. Москвы.
26.02.2014 Мосгосстройнадзором выдано разрешение на строительство N RU77173000-009086 на основании положительного заключения экспертизы, срок действия которого до 31.12.2014.
Разрешение на строительство недействительным не признано, не отозвано.
Совершенные ООО "ИФСК "АРКС" действия, согласно ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразились в нарушении требований проекта 11-26-П-ЭСТ2 (том 3.4.3.2), ст. ст. 27, 33, 11 - 26-ПОС (том 5.1.3.1), ст. 30, СНиП 3.06.04-91 п. 5.1, 5.13, табл. 6, п. 5, СНиП 3.02.01-87 п. 11.6 табл. 18 п. 5, СНиП 52-01-2003 п. 8.5.1, генеральным подрядчиком подписаны акты освидетельствования свайного основания секции 10 подпорной стены за опорой 21 эстакады N 2, при этом отклонение от проектной оси отдельных свай достигает 15 см., нарушена сплошность бетона свай, нарушена проектная толщина защитного слоя бетона (6 см.), о чем составлен акт проверки и выдано предписание об устранении нарушений.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Таким образом, строительный контроль проводится как лицом, осуществляющим строительство, так и застройщиком или техническим заказчиком.
На основании ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Порядок проведения и строительного контроля регламентирован Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, который также конкретизирует лиц, уполномоченных на осуществление строительного контроля.
Согласно п. 3 указанного Положения определяет, что строительный контроль проводиться лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
На основании Положения об осуществлении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Согласно ч. 8 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного строительного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете государственного строительного надзора г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП, Мосгосстройнадзор является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, уполномоченным осуществлять государственный строительный надзор, и осуществляет в установленной сфере своей деятельности.
Общество, со ссылками на судебный акт по делу N А40-213776/14 не оспаривает законности выданного разрешения на строительство объекта, вместе с тем, указывает на то, что контроль объекта строительства, должен осуществляться только уполномоченным федеральным органом, полномочиями обладает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор, и считает, что поскольку оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности принято Мосгосстройнадзором, как неуполномоченным органом, а также разрешение на строительство спорного объекта выдано органом исполнительной власти вместо органа федеральной власти, то указанное нарушение процедуры привлечения заявителя к административной ответственности является существенным и является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа,
Указанные доводы общества, суд апелляционной инстанции считает ошибочными в силу следующего.
Часть 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 Кодекса, заключается в нарушении требований государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Исходя из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть и подрядчик, и заказчик, и застройщик.
Генеральным подрядчиком строительства объекта капитального строительства - транспортная развязка на пересечении МКАД с Каширским шоссе по адресу: Москва, район Орехово-Борисово Южное, Каширское шоссе пересечение с МКАД, является ООО "ИФСК "АРКС".
Частью 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В рассматриваемом случае административным органом в ходе проверки установлено, материалами административного дела подтверждается и заявителем не опровергнуто, что ООО "ИФСК "АРКС" нарушены требования проекта 11-26-П-ЭСТ2 (том 3.4.3.2), ст. ст. 27, 33, 11 - 26-ПОС (том 5.1.3.1), ст. 30, СНиП 3.06.04-91 п. 5.1, 5.13, табл. 6, п. 5, СНиП 3.02.01-87 п. 11.6 табл. 18 п. 5, СНиП 52-01-2003 п. 8.5.1, генеральным подрядчиком подписаны акты освидетельствования свайного основания секции 10 подпорной стены за опорой 21 эстакады N 2, при этом отклонение от проектной оси отдельных свай достигает 15 см., нарушена сплошность бетона свай, нарушена проектная толщина защитного слоя бетона (6 см.), о чем составлен акт проверки и выдано предписание об устранении нарушений.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в ч. 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно ч. 3 ст. 54 названного Кодекса государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 7 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в п. 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени вопрос по изменению границ г. Москвы, установленных для спорного объекта не разрешен уполномоченным органом, а реконструкция транспортной развязки на пересечении МКАД с Каширским шоссе по адресу: Москва, район Орехово-Борисово Южное, Каширское шоссе пересечение с МКАД осуществляется на основании разрешения на строительство, выданного на основании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 06.02.2014, относящегося к территории г. Москвы, заключенного между Департаментом городского имущества г. Москвы иООО "ГорКапСтрой" (с учетом специфики и расположения (пересечение) объекта) суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, приходит к выводу о том, что Мосгосстройнадзором полномочия по проведению проверки не превышены.
Довод общества о незаконной выдачи разрешения на строительство, судом не принимается, поскольку данный вопрос отнесен к компетенции суда.
Обязанность по соблюдению требований федеральных законов, нормативных правовых актов и нормативных документов, в том числе строительных норм и правил, при осуществлении строительства объекта капитального строительства возложена на всех субъектов строительства в силу закона. Публичные обязанности по соблюдению установленных требований подлежат выполнению всеми участниками гражданско-правовых отношений. Подрядчик должен осуществлять выполнение строительных работ в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а заказчик обязан осуществлять контроль за выполнением данных работ в соответствии с проектной документацией, и в необходимых случаях принимать соответствующие меры (вносить изменения в проектную документацию в установленном порядке, осуществлять мероприятия по устранению нарушений).
Исходя из материалов дела, общество привлечено к административной ответственности за невыполнение норм действующего законодательства, подлежащих обязательному исполнению в области строительства.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административный орган при установлении вины общества исходил из отсутствия объективных обстоятельств, препятствующих для соблюдения заявителем требований законодательства в области строительства.
Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Таким образом, действия (бездействие) ООО "ИФСК "АРКС" образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено и судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 по делу N А40-75041/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Маркова Т.Т. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75041/2015
Истец: ООО " ИФСК АРКС", ООО "Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"
Ответчик: Мосгосстройнадзор