г. Москва |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А40-47008/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи: Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
судей: Е.Б. Алексеевой, Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.06.2015 г.
по делу N А40-47008/15, принятое судьей Лапшиной В. В. (шифр судьи 39-369),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" (ИНН 3702535690, дата регистрации: 12.09.2007 г., юр. адрес: 153014, Ивановская обл., г. Иваново, ул. 14-е Почтовое Отделение, дом 215, офис 207)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, дата регистрации: 11.11.1998 г., юр. адрес: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 41)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Ходова М.А. по доверенности от 22.12.2014;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности, установленной в решении суда от 30.06.2011 г. по делу N А-17-1135/2011 и в исполнительном листе от 10.08.2011 г. серии АС N 001249173 Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в размере 21 445 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2015 г. исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела, а также в связи с неправильным применением норм материального права.
Представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в порядке ст. 123 АПК РФ, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 156 Кодекса.
Ответчик в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, сослался на тот факт, что истцом не представлено доказательств обращения в ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ, которая является правопреемником ответчика по делу N А-17-1135/2011, в связи с чем оснований для применения правил о субсидиарной ответственности не имеется.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В обоснование исковых требований истец ссылается на неисполнение основным должником - ФГКЭУ "Ивановская КЭЧ района" МО РФ исполнительного листа серии АС N 001249173 от 10.08.2011 г., в связи с чем, по мнению истца, у него имеются основания для взыскания суммы задолженности по неисполненному исполнительному листу с собственника имущества Российской Федерации в лице главного распорядителя средств бюджета Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2011 по делу N А17-1135/2011, исковые требования ООО "УК "Альянс"" удовлетворены, в его пользу с ФГКЭУ "Ивановская КЭЧ района" МО РФ взыскано 21 445 руб. 46 коп. задолженности за оказание услуг и 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
На основании вышеуказанного решения истцу 10.08.2011 г. был выдан исполнительный лист серии АС N 001249173, который был направлен в Управление Федерального казначейства по г. Москве для его исполнения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФГКЭУ "Ивановская КЭЧ района" МО РФ 01.09.2011 г. прекратило свою деятельность в виде присоединения.
Письмом от 04.10.2011 г. N 33-05-26/1910 УФК по Ивановской области сообщило ООО "УК "Альянс" о том, что правопреемником ФГКЭУ "Ивановская КЭЧ района" МО РФ является ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, лицевой счет которому открыт в отделении по северо-Восточному административному округу УФК по г.Москве.
Истец обратился в арбитражный суд Ивановской области с заявлением о замене должника по делу N А17-1135/2011 в порядке процессуального правопреемства.
Определением арбитражного суда Ивановской области от 29.11.2011 г. была произведена замена должника (ответчика) на Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Истцу Отделением по Северо-восточному административному округу управления федерального казначейства по г. Москве было направлено уведомление от 23.05.2012 г. N 03-24/2503 о возвращении исполнительного документа без его исполнения, в связи с истечением трехмесячного срока исполнения исполнительного документа.
Поскольку предъявленное истцом требование, содержащееся в исполнительном листе серии АС N 001249173 от 10.08.2011, основным должником не исполнено, доказательства обратного суду не представлено, исковое требование правомерно удовлетворено судом первой инстанции за счет главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности - ответчика.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61- ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени РФ субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений), выступает в суде от имени РФ в качестве представителя ответчика по искам к РФ, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений (п. 2 и п. 3 ст. 158 БК РФ).
Согласно пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, МО РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций.
В соответствии с пп. 31 п. 10 указанного Положения Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МО РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство 6 обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Таким образом, Российская Федерация является собственником имущества, закрепленного за основным должником, правомочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Поскольку основной должник не удовлетворил требование кредитора по погашению задолженности за оказанные услуги, то ООО "УК "Альянс" получило в соответствии со статьей 4 АПК РФ право на иск о взыскании в порядке субсидиарной ответственности данной задолженности с лица, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.
Таким образом, задолженность, не погашенная основным должником, подлежит взысканию с лица, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности основного должника.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств обращения к правопреемнику должника по делу N А17-1135/2011, в связи с чем оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности не имеется, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку истцом предприняты все меры ко взысканию долга с основного должника как до его правопреемства, так и после, что подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями УФК по Ивановской области от 10.11.2011 г., отделения по СВАО УФК по г. Москве от 23.05.2012 г.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не обоснованы и подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Госпошлина подлежит распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 9, 49, 65, 131, 110, 150, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.06.2015 по делу N А40-47008/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47008/2015
Истец: ООО " Управляющая компания Альянс", ООО ук альянс
Ответчик: Министерство обороны РФ, РВ в лице Министерства обороны РФ
Третье лицо: ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, ФГКУ "Центральное ТУИО"Минобороны России"