г. Москва |
|
09 сентября 2015 г. |
Дело N А41-70310/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Панковой Н.А.,
при участии в заседании:
от ИП Гончарова П. Д.: Лушпаев В.Г., по доверенности от 20.10.2014;
от ИП Рассяева А. Н.: Лушпаев В.Г., по доверенности от 16.10.2014;
от ИП Чувелева А. Н.: лично (паспорт), Лушпаев В.Г., по доверенности от 17.10.2014;
от Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области, Правительства Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области, ОАО "Российские железные дороги", ГУ МО "Мосавтодор": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года по делу N А41-70310/14, принятое судьей Уваровым А.О. по заявлению ИП Чувелева А. Н.; ИП Гончарова П. Д.; ИП Рассяева А. Н. к Администрации г.п. Луховицы, третьи лица: Правительство Московской области, Администрация Луховицкого муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, ОАО "Российские железные дороги", ГУ МО "Мосавтодор" о выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Чувелев Александр Николаевич, Гончаров Павел Дмитриевич, Рассяев Александр Николаевич обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области, в котором просит:
- признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области, выразившееся в невыдаче ИП Чувелеву А.Н., ИП Гончарову П.Д., ИП Рассяеву А.Н. разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Универсальный магазин" общей площадью 1442,9 м2, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, город Луховицы, улица Гагарина или отказа в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа в срок установленный частью 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ;
- признать незаконным отказ Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области, в выдаче ИП Чувелеву А.Н., ИП Гончарову П.Д., ИП Рассяеву А.Н. разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Универсальный магазин" общей площадью 1442,9 м2, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, город Луховицы, улица Гагарина.
- обязать Министерство строительного комплекса Московской области выдать ИП Чувелеву А.Н., ИП Гончарову П.Д., ИП Рассяеву А.Н. разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Универсальный магазин" общей площадью 1442,9 м2, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, город Луховицы, улица Гагарина в течение одного рабочего дня с момента вынесения решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены. Производство по заявлению об обязании Министерство строительного комплекса Московской области выдать разрешение на ввод в эксплуатацию вновь построенного здания площадью 1 442 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 2 786 кв.м. прекращено в связи с отказом от требований в указанной части.
Дополнительным решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2015 года по настоящему делу суд решил:
Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области, выразившееся в нерассмотрении по существу в срок установленный частью 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ заявления ИП Чувелева А.Н., ИП Гончарова П.Д., ИП Рассяева А.Н. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Универсальный магазин" общей площадью 1442,9 кв.м и направлении разрешения или отказа в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявители направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционной жалобы.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованные и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого определения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 09 сентября 2014 года Администрацией городского поселения Луховицы выдано ИП Чувелеву А.Н., ИП Гончарову П.Д., ИП Рассяеву А.Н. разрешение на строительство N RU50523102-019 на строительство объекта капитального строительства "Универсальный магазин" общей площадью 1442,9 м2, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, город Луховицы, улица Гагарина сроком действия до 20.02.2015.
Строительство указанного здания разрешено на земельном участке с кадастровым номером 50:35:0030103:134 площадью 973 кв.м., категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под размещение торгового комплекса с оборудованием тротуара для пешеходов и парковки автотранспорта", принадлежащего ИП Чувелеву А.Н., ИП Гончарову П.Д., ИП Рассяеву А.Н. на праве аренды на основании договора аренды земельного участка N 611 от 08.10.2008.
Заявители 24 октября 2014 года обратились в Администрацию городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Универсальный магазин" общей площадью 1442,9 м2, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, город Луховицы, улица Гагарина.
К заявлению были приложены следующие документы:
1. Копия Договора N 2-2 от 22 апреля 2014 года о переуступке прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка N 611 от 08.10.2008 года;
2. Копия Договора N 3-2 от 22 апреля 2014 года о переуступке прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка N 613 от 08.10.2008 года;
3. Копия Градостроительного плана земельного участка N RU50523102-GPU007613;
4. Копия разрешения на строительство N RU50523102-019 от 05 сентября 2014 года;
5. Копия Акта приёмки объекта капитального строительства (форма акта в соответствии с Распоряжением Главного государственного строительного надзора Московской области от 30.01.2007 N 01);
6. Копия Акта о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (форма акта в соответствии с Распоряжением Главного государственного строительного надзора Московской области от 30.01.2007 N 01;
7. Ккопия Акта о соответствии параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации (форма акта в соответствии с Распоряжением Главного государственного строительного надзора Московской области от 30.01.2007 N 01);
8. Копия справки филиала ГУП МО "Мособлгаз" "Коломнамежрайгаз";
9. Копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU50523102-094 (газопровод ввода низкого давления);
10. Копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU50523102-093 (распределительный газопровод низкого давления);
11. Копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU50523102-109 (канализация);
12. Копия предварительного договора купли продажи газопровода;
13. Копия предварительного договора купли продажи канализации;
14. Оригинал схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанной лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
15. Копия схемы, передаваемая безвозмездно, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;
16. Технический план здания - на 30 листах.
Администрация городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района 27 ноября 2014 года выдала заявителям ответ на их обращение от 24.10.2014, в котором указано, что Заявителями ненадлежащим образом оформлен пакет документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию, а именно:
1. Заявителями представлены копии Акта приемки объекта капитального строительства; документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов; документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. В письме указано, что данные документы должны предоставляться в виде оригинала.
2. Заявителями представлена копия справки о выполнении технических условий о подключении к объекту газоснабжения. В письме указано, что должен быть предоставлен оригинал.
3. Не представлены справки в отношении подключений к сетям водоснабжения, электроснабжения и канализования.
4. Не представлена справка о соответствии расположения построенного объекта по отношению кабеля связи, принадлежащего ОАО "РЖД".
5. Не представлена справка на примыкание парковочных мест и дороги к федеральной дороге, проходящей по ул. Гагарина, выдаваемая ГБУ МО "Мосавтодор".
6. Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения подписана одним из застройщиков без указание на то, что он является представителем подрядной организации.
7. Не предоставлены протоколы радиационного обследования объекта капитального строительства, предоставленного для ввода в эксплуатацию.
В связи с изложенным, Администрация сообщила заявителям, что вопрос о выдаче заявителям разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию будет повторно рассмотрен после представления ими надлежащим образом оформленного пакета документов.
По мнению заявителей, указанное письмо по существу является отказом в выдаче заявителям разрешение на ввод в эксплуатацию вновь построенного здания площадью 1 442 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 2 786 кв.м.
Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителей, предприниматели обратились в суд рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
В соответствии с частью 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
В соответствии с ч. 5 ст. 55 ГрК РФ срок рассмотрения заявления составляет 10 дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявление подано предпринимателями в Администрацию 24.10.2014, таким образом, оно должно было быть рассмотрено не позднее 5 ноября 2014 года.
Ответ на заявление от 24.10.2014 дан Администрацией по истечении указанного срока, что является нарушением требований закона.
Таким образом, Администрацией также было допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении ответа на обращение заявителей в разумный срок.
В соответствии со статьей 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 статьи 55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Кодекса.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию согласно части 6 статьи 55 ГрК РФ является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства РФ от 01 марта 2013 г. N 175 установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83, установлено определение понятия "сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 3.3. ст. 55 Гр К РФ, документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Разрешение на ввод в эксплуатацию канализации, при помощи которой осуществляется водоотведение от вводимого в эксплуатацию здания, выдано Администрацией городского поселения Луховицы 12 сентября 2014 года, в связи с чем, указанное разрешение (копия) должно иметься у заинтересованного лица.
Согласно копии справки ООО "ВТКХ" N 1230 от 24.10.2014, работы по водоснабжению и водоотведению спорного здания выполнены в полном объеме.
Указанное обстоятельство также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2015 года по делу N А41-25/15.
Предоставление справки о соответствии расположения построенного объекта по отношению к кабелю связи, принадлежащего ОАО "РЖД", справки о примыкании парковочных мест и дороги к федеральной дороге, проходящей по ул. Гагарина, выдаваемая ГБУ МО "Мосавтодор", а равно протокола радиационного обследования помещений законченного строительством объекта капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ не требуется.
Из материалов дела следует, что заявителями заключен договор энергоснабжения N 60652107 от 25 ноября 2014 года с ОАО "Мосэнергосбыт" на основании которого осуществляется электроснабжение спорного здания.
Представленная заявителями схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения подписана Чувелевым А.Н., являющимся одним из застройщиков и одновременно руководителем подрядной организации. При этом, законом не указано в качестве необходимого условия действительности такого документа печать юридического лица.
Таким образом, отказ Администрации городского поселения Луховицы Московской области в выдаче Ип Чувелеву А. Н.; ИП Гончарову П. Д.; ИП Рассяеву А. Н. разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенный в письме от 27.11.2014 N 847 составлен в нарушение требований ст. 55 ГрК РФ, в связи с чем, является незаконным.
При таких обстоятельствах, Администрация обязана была принять решение о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ и бездействие Администрации, а не Министерства.
В своей апелляционной жалобе Администрация также указывает, что права предпринимателей восстановлены - уполномоченным органом заявителем выдано такое разрешение.
Между тем, оспариваемые в рамках настоящего делу необоснованный отказ и бездействие Администрации не соответствуют закону и нарушают права заявителей в силу вышеизложенных обстоятельств.
Кроме того, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что предприниматели решение по настоящему делу не обжалуют. В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представитель заявителей пояснил, что полагают нарушенные права восстановленными, поскольку уполномоченным органом предпринимателем было выдано спорное разрешение. По итогам выступления в судебном заседании апелляционного суда представитель заявителей просили оставить обжалуемое решение без изменения.
Соответственно, апелляционный суд, в отсутствие намерения заявителей обжаловать решение по настоящему делу, не вправе проверять законность и обоснованность указанного решения в данной части.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены определения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года по делу N А41-70310/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70310/2014
Истец: Гончаров Павел Дмитриевич, ИП Рассяев Александр Николаевич, ИП Чувелев Александр Николаевич
Ответчик: Администрация городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Луховицкого муниципального района Московской области, ГБУ МО "Мосавтодор", ГУ МО "Мосавтодор", Министерство строительного комплекса, ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала "Октябрьская железная дорога", Правительство Московской области, Правительсто Московской области, Администрация городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16897/15
09.09.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3901/15
05.08.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-70310/14
20.03.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-70310/14