г. Хабаровск |
|
09 сентября 2015 г. |
А73-2971/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб": директор общества Голубенко А.Н. (паспорт) ;
от Министерство финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А. (доверенность N 19-03/189 от 29.05.2014);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице администрации и финансового отдела администрации
на решение от 11.06.2015
по делу N А73-2971/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Усенко Ж.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Теплоснаб" (ОГРН 1102705000452, ИНН 2705099377)
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306)
о взыскании 9 000 204,07 руб.
третьи лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края; Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (далее - ООО "ЖКХ Теплоснаб") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) о взыскании убытков в размере 9 000 204,07 рублей (с учетом принятых уточнений).
Заявленные к взысканию убытки образовались в результате разницы в тарифах на оплату тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставляемой населению с. Красное Николаевского района Хабаровского края в период с 01.10.2014 по 30.04.2015 года.
Определением суда от 05.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением от 11.06.2015 иск удовлетворен.
Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование приводит доводы о том, что возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей (населения) и экономически обоснованным тарифом теплоснабжающей организации является неизбежным следствием государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с позиции поддержания баланса экономических интересов названных сторон посредством установления предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями.
Министерство финансов Хабаровского края в письменном отзыве также просит решение суда отменить. Поскольку срок исполнения обязательств по договору не наступил, просрочка исполнения обязательства не допущена.
ООО "ЖКХ Теплоснаб" в отзыве на апелляционную жалобу ответчика и отзыв Минфина выразило несогласие с приведенными в названных документах доводами. Просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения. Также обращает внимание на пропуск ответчиком срока для обжалования решения суда.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Министерства финансов Хабаровского края и ООО "ЖКХ Теплоснаб" доводы, изложенные в своих отзывах поддержали в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей не обеспечили. Ходатайств не заявили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "ЖКХ Теплоснаб" является ресурсоснабжающей организацией.
В период с 01.10.2014 по 30.04.2015 истец осуществлял поставку тепловой энергией на объекты жилищного фонда в с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края, а также обеспечивал теплоэнергией муниципальные учреждения в г. Николаевск-на-Амуре (КГБУ "Психоневрологический интернат", МУЗ "Противотуберкулезный диспансер").
17.02.2014, 09.02.2015 между истцом и Администрацией Николаевского муниципального района были заключены договоры на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
По условиям указанных договоров, срок действия которых установлен с 01.01.2014 по 31.12.2014 с 01.01.2015 по 31.12.2015 соответственно, Администрация возмещает организации убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет Николаевского муниципального района.
Плановая сумма возмещения убытков на 2014 год составила 12 674 000 руб., на 2015 год - 10 200 000 руб. и могла корректироваться в зависимости от внесения изменений в закон о краевом бюджете на текущий год.
Фактическая сумма возмещения организации убытков в 2014 г. в 2015 г. рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 г N 35-пр.
Возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Разделом 3 договоров определен порядок возмещения убытков.
Так, Администрация возмещает организации убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в соответствии с п. 3 Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, утв. Постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па (в редакции от 07.02.2014 г N 78-па). Возможно авансирование организации в пределах плановой суммы возмещения убытков на текущий год.
В спорный период ООО "ЖКХ Теплоснаб" не получило полную стоимость отпущенного энергоресурса из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения, установленными губернатором Хабаровского края, и тарифами на данный энергоресурс, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для истца.
За годичный период с 01.01.2014 по 31.12.2014 потребность энергоснабжающей организации в возмещении убытков из-за разницы в тарифах составила 4 093 324, 51 руб., возмещено ответчиком 567 171,06 руб. Следовательно, убытки за указанный период составили 3 526 153, 45 руб.
За период с 01.01.2015 по 30.04.2015 года начислено субвенций в размере 5 474 050,62 рублей.
Всего за спорный период истцу причинены убытки, которые складываются как разница между экономически обоснованными тарифами, установленными комитетом и предельно максимальным тарифом для населения всего в сумме 9 000 204,07 рублей.
Отказ ответчика возместить понесенные истцом расходы явился основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей (населения) и экономически обоснованным тарифом теплоснабжающей организации является неизбежным следствием государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с позиции поддержания баланса экономических интересов названных сторон посредством установления предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями. Такое требование регламентировано нормами Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", действовавшего в спорный период, а также Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Наличие межтарифной разницы предполагает необходимость возмещения теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь путем восполнения реальных затрат на производство тепловой энергии, заложенных в экономически обоснованный тариф. На это обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П.
Согласно нормам подпунктов 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении". Осуществление названной деятельности производится органами госвласти субъектов РФ самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона N 222, Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Постановление N 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок возмещения убытков) и Правилами предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Правила предоставления субвенций).
Согласно принципу, заложенному в Законе N 222 и в Порядке возмещения убытков, истец вправе получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей (населения) тепловой энергией.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (согласно ранее действовавшей редакции данной статьи - органами местного самоуправления в отношении нормативов потребления услуги отопления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда.
Согласно пункту 2.3 Правил предоставления субвенций, если на отчетную дату нормативный объем тепловой энергии превышает фактический объем отпущенной населению тепловой энергии, то размер субвенции на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, определяется исходя из фактического объема тепловой энергии, отпущенной населению.
Как следует из материалов дела, истец рассчитал потребность в субвенциях исходя из разницы между экономически обоснованным тарифом 3 532,53 руб. за 1 Гкал и предельно максимальным тарифом для населения 2 108,22 руб. за 1 Гкал, что составило 1 424,31 руб. путем умножения на объем фактически отпущенной населению тепловой энергии, которая была рассчитана исходя их утвержденного постановлением Главы Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района N 39 от 09.12.2008 норматива потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для населения сельского поселения 0,05736 Гкал/Кв.м. и общей площади жилых помещений (на основе информации, содержащейся в лицевых счетах).
Расчет убытков произведен истцом верно.
Согласно статьям 15, 393 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положениями статей 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пояснениям Администрации и Министерства жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края, а также исходя из актов сверки между указанными учреждениями, ежегодно из краевого бюджета предоставлялись субвенции Николаевскому муниципальному району, размер которых превышал начисленную Администрацией субвенцию (потребность).
В дело представлены соответствующие доказательства.
В соответствии с пунктами 2.2, 5.3 Правил предоставления субвенций, расчет субвенции осуществляется органом местного самоуправления, который несет ответственность за целевое использование субвенции и достоверность представляемых в Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края сведений.
В пунктах 3.1, 3.2 Порядка возмещения убытков расчет фактической суммы возмещения убытков осуществляется отдельно по каждой организации. Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Соответственно органы местного самоуправления, в том числе Николаевского муниципального района самостоятельно осуществляют расчет и возмещение убытков теплоснабжающим организациям района.
Исходя из изложенного, истец вправе получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей (населения) тепловой энергией.
Следовательно, иск подлежит удовлетворению.
При этом, обоснованно отклонены возражения ответчика, поскольку перечисление Администрацией поступивших субвенций иным организациям, участвующим в централизованном завозе топлива, не освобождает ответчика от исполнения принятых обязательств по возмещению истцу затрат, связанных с производством тепловой энергии, за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций.
Правоотношения между Администрацией и Министерством жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края относительно внесения изменений в план финансирования, а также в бюджетную роспись расходов краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств краевого бюджета по расходам с учетом субвенций, необходимых для организаций, не участвующих в централизованном завозе топлива, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Возражения сторон относительно необоснованного (до наступления срока исполнения обязательства) включения истцом в расчет убытков периода с января по апрель 2015 года также подлежат отклонению.
В соответствии с п.3.4 раздела 3 Постановления Администрации муниципального района от 29.08.2011 N 494-па (в редакции от 07.02.2014) "Об утверждении Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района" для организаций возможно возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, авансом в пределах плановой суммы возмещения убытков на текущий год при условии заключения с Администрацией Николаевского муниципального района договора на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Соответствующий договор сторонами заключен, следовательно, период для взыскания убытков определен истцом верно.
При повторном рассмотрении дела, доводы апеллянта не нашли своего документального подтверждения, в силу чего подлежат отклонению. Кроме того, апеллянтом не приведено каких-либо обстоятельств, не исследованных и не оцененных судом первой инстанции.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с принятым судебным актом, не является основанием для отмены оспариваемого решения суда.
В свете изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, в том числе повторяющихся в жалобе.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.06.2015 года по делу N А73-2971/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.С. Гетманова |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2971/2015
Истец: ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице администрации и финансового отдела администрации
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края