г. Владивосток |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А59-1066/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в помещении суда апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу,
апелляционное производство N 05АП-7439/2015
на решение от 13.07.2015
судьи М.С. Слепенковой
по делу N А59-1066/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санэс-Опт" (ИНН 6509020040, ОГРН 1096509000741, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.09.2009)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу (ИНН 2721170838, ОГРН 1092721006124, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.10.2009)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 05.03.2015 N у7ап-36/06,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу: представитель Сон А.Д. по доверенности от 16.03.2015, сроком на один год, удостоверение,
от ООО "Санэс-Опт": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Санэс-Опт" (далее - ООО "Санэс-Опт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2015 N у7-ап36/06 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства.
Определением от 18.05.015 в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений, раскрытия доказательств, их подтверждающих, представления дополнительных доказательств, разъяснения сторонам их прав и обязанностей, суд первой инстанции перешёл к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением суда от 13.07.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объёме, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, в связи с чем административный орган обратился с рассматриваемой апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что судом первой инстанции не дана оценка доводу Управления о возможности представления деклараций до момента окончания отчётного квартала, что допустимо при ликвидации организации, окончании лицензируемой деятельности и по иным причинам, вызывающим необходимость представления окончательных сведений за отчётный период.
Считает, что факты отправки деклараций в последний день установленного срока и допущения технической ошибки в совокупности свидетельствуют о пренебрежительном отношении Общества к его публично-правовым обязанностям, а также о грубом характере нарушения и наличии в нём угрозы интересам государства.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, полагая обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Общество, надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Санэс-Опт" 20.01.2015 представило в Управление в электронном виде декларацию об объёмах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 5 за 1 квартал 2015 года (далее - декларация N 5); декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 6 за 1 квартал 2015 года (далее - декларация N 6), декларацию об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 за 1 квартал 2015 года (далее - декларация N 7).
Получив от Управления телефонное сообщение о том, что указанные декларации не приняты, Общество 21.01.2015 представило в Управление декларации N 5, N6 и N7 за 4 квартал 2014 года.
В ходе проверки деклараций установлено, что в нарушение положений Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, Общество нарушило сроки представления деклараций (формы по приложениям NN 5,6,7) за 4 квартал 2014 года, представив их 21.01.2015.
По указанным фактам Управление 30.01.2015 вынесло определение N у7-ап36/06 (т.1, л.д.90-91) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Общества.
Письмом от 30.01.2015 N У7-472/06 Управление направило в адрес Общества извещение от 30.01.2015 N у7-ап36/06 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении и определение от 30.01.2015 N у7-ап/32/06 об истребовании сведений. Копия указанного письма, согласно копии почтового уведомления, Обществом получена 04.02.2015.
10.02.2015 Общество представило письмо исх. N 40с, согласно которому в процессе заполнения деклараций за отчётный период IV квартал 2014 года произошел технический сбой, вследствие чего программой ошибочно выставлен отчётный период I квартал 2015 года. Однако в декларациях за отчётный период I квартал 2015 года фактически содержалась информация за отчетный период IV квартал 2014 года, поскольку на момент подачи деклараций I квартал 2015 года не наступил.
11.02.2015 Общество заявило ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
По факту нарушения сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, главным ведущим специалистом-экспертом Соломатиной М.В. 19.02.2015, составлен протокол об административном правонарушении N у7-ап36/06, которым действие (бездействие) Общества квалифицировано по статье 15.13 КоАП РФ - искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Письмом от 19.02.2015 N У7-1200/06 Управление направило в адрес Общества копию протокола об административном правонарушении от 19.02.2015 N у7-ап36/06. Копия протокола, согласно копии почтового уведомления, Обществом получена 26.02.2015.
Определением от 20.02.2015 N У7-1223/06 Управление известило Общество о времени и месте рассмотрения дела N У7-ап36/06. Копия указанного определения направлена в адрес Общества 20.02.2015 и получена последним, согласно копии почтового уведомления, 26.02.2015.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководитель МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному Федеральному округу В.П. Валетова 05.03.2015 вынесла постановление по делу об административном правонарушении N у7-ап36/06, согласно которому Общество за несвоевременное представление деклараций по формам приложения NN 5,6,7 за 4 квартал 2014 года привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленное требование, признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его, посчитав, что материалами дела не доказано событие вменяемого обществу административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя административного органа, судебная коллегия не усмотрела оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Статьёй 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является, в том числе, нарушение сроков подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объема их производства и оборота.
На основании пункта 4 статьи 14 Федерального закона N 171- ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил установлено, что организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5.
Организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 (пункт 8 Правил).
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7 (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Пунктом 16 Правил установлено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
В соответствии с пунктом 17 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 1-10 к Правилам, представляются в целом по организации, включая её обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Формат представления в электронном виде деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по версии 4.30, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171- ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Пунктом 20 Правил установлено, что при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, имеется возможность представить корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее, до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом.
Из материалов дела судом установлено, что 20.01.2015 Общество представило в Управление в электронном виде декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 5; декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 6, декларацию об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7, на первых страницах которых в строках отчетный период проставлены отметки 1 квартал 2015 года.
21.01.2015 Общество повторно представило декларации об объёмах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 5, об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 6, об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7, исправив на первой странице наименование отчётного периода, вместо I квартала 2015 года указав 4 квартал 2014 года.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, поданные Обществом 20.01.2015 декларации по формам приложений N 5,6,7 идентичны по своему содержанию декларациям, поданным 21.01.2015.
В связи с этим коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при подаче деклараций 20.01.2015 Обществом допущена техническая ошибка в графе "отчётный период" и "отчётный год", которая была исправлена путём повторной подачи деклараций 21.01.2015.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, поданные 21.01.2015 декларации с учётом названных обстоятельств надлежит рассматривать как корректирующие по отношению к ранее поданным 20.01.215 декларациям, поскольку повторная подача 21.01.2015 деклараций была обусловлена фактом допущения ошибки в наименовании отчётных квартала и года и направлена на исправление этой ошибки и доказательств обратного административным органом не представлено.
Поскольку в протоколе об административном правонарушении от 19.02.2015 и постановлении о назначении административного наказания от 05.03.2015 обществу вменено несвоевременное представление деклараций по форме приложения N 5, N 6, N 7, а именно нарушение абзаца 13 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ и пункта 15 Правил, а каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в рассматриваемом случае Общество представило декларации с нарушением указанного срока, в материалах дела не имеется, коллегия находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события вменённого правонарушения, а именно несвоевременного представления деклараций, поскольку фактически декларации поданы Обществом 20.01.2015.
В силу статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат, в числе иных имеющих значение обстоятельств, наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения, что предусмотрено в статье 26.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о возможности подачи деклараций на дату по состоянию на начало отчётного периода в случаях, когда имеет место ликвидация организации, окончание лицензируемой деятельности и иные причины, вызывающие необходимость представления окончательных сведений за отчётный период задолго до его истечения, и, соответственно, о необходимости рассматривать поданные 20.01.2015 декларации как содержащие отчётность за соответствующий период 2015 года, коллегией отклоняются как опровергаемые установленными по делу обстоятельствами, которые в совокупности свидетельствуют об обратном. Коллегия также учитывает и то обстоятельство, что доказательства наличия оснований для досрочного представления отчётности в материалах дела отсутствуют и административным органом не представлены, а факт наличия соответствующих обстоятельств в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением не проверялся и не устанавливался.
Принимая во внимание вышеизложенное, доводы апеллянта о пренебрежительном отношении Общества к его публично-правовым обязанностям, а также о грубом характере нарушения и наличии в нём угрозы интересам государства подлежат отклонению как ошибочнее и не имеющие правового значения относительно существа дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учётом положения части 2 статьи 211 АПК РФ обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, а потому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.07.2015 по делу N А59-1066/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1066/2015
Истец: ООО "Санэс-Опт"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО, МУФС по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу