город Ростов-на-Дону |
|
10 сентября 2015 г. |
дело N А32-42348/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованных лиц:
от Управления Росреестра по Краснодарскому краю: представитель Пимоненко А.Е. по доверенности от 26.12.2014;
от Усть-Лабинскому отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.06.2015 по делу N А32-42348/2014
по заявлению главы КФХ Голубова Константина Ефимовича
к Усть-Лабинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район
об оспаривании действий,
принятое в составе судьи Данько М.М.
УСТАНОВИЛ:
глава КФХ Голубов Константин Ефимович (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), Усть-Лабинскому отделу управления (далее - отдел управления) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия государственного регистратора, связанные с приостановлением государственной регистрации и требованием предоставить документальное подтверждение публикации информации о земельных участках;
- признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.08.2014 года N 33/044/2014-233;
- признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.08.2014 года N 33/044/2014-234;
- обязать отдел управления зарегистрировать право на недвижимое имущество а именно Земельный участок с кадастровым номером 23:35:0601000:315, расположенный в границах Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района;
- обязать отдел управления зарегистрировать право на недвижимое имущество а именно: земельный участок с кадастровым номером 23:35:0801002:65 в границах Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - администрация).
Требования мотивированы тем, что регистрирующий орган отказал в регистрации договоров аренды земельных участков в нарушение закона и прав заявителя.
Решением от 04.06.15г. суд признал незаконными оспариваемые отказы в регистрации и обязал произвести регистрацию права аренды. Судебный акт в данной части мотивирован незаконностью обжалуемых отказов, поскольку, в отличие от общего порядка предоставления в аренду земель, находящихся в публичной собственности, в случае предоставления в аренду земельного участка в порядке ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (закон N 74-ФЗ), не требуется опубликование соответствующей информации. В признании незаконными действий государственного регистратора, связанных с приостановлением государственной регистрации, суд отказал, сославшись на то, что после отказа в регистрации приостановления реализованы и прекратили действия, в связи с чем признанием их недействительными права заявителя не восстановятся.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований, управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме. Жалоба мотивирована законностью оспариваемых отказов в государственной регистрации права аренды, поскольку глава КФХ не представил в установленный срок доказательств соблюдения предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п.2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - закон N 101-ФЗ) заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду спорных земельных участков и, соответственно, отсутствия иных конкурирующих заявок на предоставление спорных земельных участков в аренду, без которых возможно предоставление спорных земельных участков в аренду главе КФХ без проведения торгов (например, письменное уведомление муниципального органа об отсутствии иных заявок в отношении данных земельных участков), т.к. в случае наличия иных конкурирующих заявок данные договоры аренды регистрирующий орган лишен возможности провести правовую экспертизу представленных договоров аренды и сделать вывод об их действительности ничтожны.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её удовлетворения, ссылаясь на законность принятого судом решения, поскольку на предоставление в аренду земельных участков главам КФХ не распространятся требования ст. 34 ЗК РФ, п.2 ст. 10 закона N 101-ФЗ о предварительной публикации информации о предстоящем предоставлении земельных участков, а в силу закона N 74-ФЗ земельные участки предоставляются главам КФХ по их заявлениям без проведения торгов. В связи с этим требование управления о предоставлении доказательств публикации такого сообщения незаконно.
Апелляционная жалоба рассматривается Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, определённом гл 34 АПК РФ.
Заявитель, отдел управления и администрация своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалованной части отменить.
Учитывая отсутствие возражений участвующих в деле лиц против решения суда в не обжалованной управлением части, суд апелляционной инстанции на основании ч.5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность решения суда в обжалованной управлением части - в части удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.05.14г. администрацией принято постановление N 860 о предоставлении главе КФХ в аренду на 10 (десять) лет земельного участка площадью 11874 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района, для сельскохозяйственного производства для осуществления фермерским хозяйством деятельности.
20.05.14г. на основании указанного постановления между главой КФХ (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключён договор N 3500003148 аренды указанного земельного участка.
19.05.14г. администрацией принято постановление N 868 о предоставлении главе КФХ в аренду на 10 (десять) лет земельного участка площадью 42271 кв. м, расположенного в границах Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства для осуществления фермерским хозяйством деятельности.
20.05.14г. на основании указанного постановления между главой КФХ (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключён договор N 3500003149 аренды указанного земельного участка.
03.07.14г. предприниматель обратился в отдел управления за государственной регистрацией названных выше договоров аренды.
Уведомлениями от 14.08.2014 N 33/044/2014-233 и от 14.07.2014 N 33/044/2014234 государственная регистрация прав приостановлена на 1 месяц по причине не предоставления документального подтверждения публикации информации о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ, п.2 ст. 10 закона N 101-ФЗ до предоставления данной информации.
Сообщениями от 14.08.2014 N 33/044/2014-233 и N 33/044/2014-234 в государственной регистрации прав главе КФХ отделом управления отказано, поскольку заявитель такой информации управлению не предоставил.
Не согласившись с принятыми отказами, глава КФХ обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о правомерности оспариваемых в деле отказов регистрирующего органа в государственной регистрации договоров аренды.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 198 и ч.4 ст. 200 АПК РФ, п.6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В силу ст. 16 закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов, наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (ст.ст. 9, 13 17 закона N 122-ФЗ).
В силу абз.4 п.1 ст. 20 закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Спорные договоры аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подлежали обязательной государственной регистрации (п. 3 ст. 433, п.2 ст. 609 ГК РФ, п.2 ст. 26 ЗК РФ).
Уведомлениями от 14.08.2014 N 33/044/2014-233 и от 14.07.2014 N 33/044/2014-234 государственная регистрация прав приостановлена по причине не предоставления документального подтверждения соблюдение требований статьи 34 ЗК РФ и ст. 10 закона N 101-ФЗ, на государственную регистрацию главой КФХ представлены не были (отсутствовали: подтверждение заблаговременного информирования в средствах массовой информации о предоставлении спорных земельных участков, подтверждение отсутствия иных конкурирующих заявок на предоставление спорных земельных участков).
Глава КФХ истребованной информации регистратору не представил, в связи с чем сообщениями от 14.08.2014 N 33/044/2014-233 и N 33/044/2014-234 главе КФХ было отказано в государственной регистрации прав на основании ст. 20 закона N 122-ФЗ.
Суд первой инстанции признал данный отказ незаконным, сославшись на то, что регистрирующий орган незаконно истребовал у главы КФХ документальное подтверждение соблюдения требований статьи 34 ЗК РФ и ст. 10 закона N 101-ФЗ: подтверждение заблаговременного информирования в средствах массовой информации о предоставлении спорных земельных участков и подтверждение отсутствия иных конкурирующих заявок на предоставление спорных земельных участков.
При этом суд первой инстанции сослался на то, что, в отличие от общего порядка предоставления в аренду земель, находящихся в публичной собственности, определённого ст. 34 ЗК РФ, ст. 10 закона N 101-ФЗ, предусматривающего заблаговременную публикацию информации о предстоящем предоставлении земельного участка, в случае предоставления в аренду земельного участка для ведения КФЗ в порядке ст. 12 закона N 74-ФЗ не требуется опубликование соответствующей информации.
Суд апелляционной инстанции данного вывода суда первой инстанции не поддерживает, поскольку он противоречит правовой позиции ВС РФ, изложенной в определении ВС РФ N 308-Э14-1222 от 20.11.14г. относительно предоставления земельного участка КФХ на основании закона N 74-ФЗ и необходимости соблюдения при этом процедуры предоставления земельного участка, установленной ст. 34 ЗК РФ, ст. 10 закона N 101-ФЗ.
Так, ВС РФ в названном определении изложил следующую правовую позицию по данному вопросу.
Пункт 1 ст. 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый законом N 74-ФЗ, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства гражданам и их некоммерческим объединениям, предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан", для ведения личного подсобного хозяйства, регулируемого Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", а также при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законом N 101-ФЗ.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с п.2 ст. 10 закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Этой же нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК РФ (пункт 3 статьи 10).
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный законом N 74-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст. 12 закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Вместе с тем, закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в законе N 74-ФЗ соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные п.2 ст. 10 закона N 101-ФЗ, прямо содержащий норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из ст. 2 закона N 101-ФЗ, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых законом N 101-ФЗ, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями п.2 ст. 10 закона N 101-ФЗ соответствует установленным ст. 34 ЗК РФ принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Таким образом, согласно приведённой выше позиции ВС РФ, предоставление земельных участков КФХ в порядке закона N 74-ФЗ должно осуществляться с соблюдением порядка, определённого ст. 34 ЗК РФ, п.2 ст. 10 закона N 101-ФЗ по прямому договору без проведения торгов только в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и если в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Такая же позиция поддержана в определениях ВС РФ от 18.05.15г. N 310-Э14-7728, от 24.03.1г. N 310-ЭС14-7728.
В принятом с учётом данной позиции ВС РФ постановлении АС СКО от 20.07.15г. N А32-40704/2013 так же указано, что, в силу п.п. 11 п.1 ст. 1, ст. 34 ЗК РФ, ст. 10 закона N 101-ФЗ, предоставление земельных участков непосредственно главам КФХ без предварительной и заблаговременной публикации о предоставлении участков в аренду, направленной на выявление иных претендентов на участок, и последующего проведения торгов не соответствует нормам земельного законодательства.
Сходная позиция по данному правовому вопросу так же приведена в постановлениях АС СКО от 17.06.15г. по делу N А32-4065/14, от 1106.15. по делу NА32-4014/14, от 10.02.15г. N А32-5290/14, от 19.03.15г. по делу N63-3212/14 и в других постановлениях по делам со сходным правовым вопросом, принятых после определения ВС РФ N 308-Э14-1222 от 20.11.14г.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о правомерности требования государственным регистратором у главы КФХ документального подтверждения соблюдения требований ст. 34 ЗК РФ и ст. 10 закона N 101-ФЗ при получении в аренду спорных земельных участков, а именно: подтверждения заблаговременного информирования в средствах массовой информации о предоставлении спорных земельных участков и подтверждения отсутствия иных конкурирующих заявок на предоставление спорных земельных участков.
Данная информация была запрошена государственным регистратором в рамках предоставленных ему ст.ст. 9, 13, 16 17 закона N 122-ФЗ полномочий. Правомерность истребования государственным регистрирующим органом у заявителя информации о соблюдении процедуры получения в аренду земельного участка при рассмотрении заявления о регистрации договора аренды подтверждена АС СКО в постановлении от 01.10.14г. по делу N А22-3138/2013 (законность отказа в государственной регистрации проверялась в указанном деле с учётом толкования положений закона N 74-ФЗ, З РФ и закона N 101-ФЗ, существовавшего до принятия ВС РФ определения N 308-Э14-1222 от 20.11.14г., изменившего данное толкование).
При таких обстоятельствах, поскольку глава КФХ не предоставил государственному регистрирующему органу истребованной информации, отдел управления правомерно, в соответствии с требованиями ст. 20 закона N 122-ФЗ сообщениями от 14.08.2014 N 33/044/2014-233 и N 33/044/2014-234 отказал главе КФХ в государственной регистрации прав.
Соответственно, законный, соответствующий требованиям ст.ст. 9, 13, 16, 17, 20 закона N 122-ФЗ отказ отдела управления в осуществлении запрошенной им государственной регистрации объективно не может нарушать прав и законных интересов заявителя по делу.
При таких обстоятельствах предусмотренных ч.2 ст. 201 АПК РФ оснований для признания незаконными указанных отказов отдела управления в государственной регистрации обременений прав на земельные участки в виде аренды и обязания устранить данные нарушения путём данной регистрации не имелось.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции в обжалованной части удовлетворения данных требований подлежит изменению с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении указанных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2015 по делу N А32-42348/2014 изменить, изложив в следующей редакции: "Отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме". Апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42348/2014
Истец: ГОЛУБОВ КОНСТАНТИН ЕФИМОВИЧ, КФХ ГОЛУБОВ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, Усть-Лабинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Краснодарскому краю г. Усть-Лабинск, Усть-Лабинский отдел УФС ГРКК по КК
Третье лицо: Администрация МО Усть-Лабинского р-на, Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район