г. Тула |
|
9 сентября 2015 г. |
Дело N А23-2019/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ПАЙПЛАЙФ РУС" (Калужская область, г. Жуков, ИНН 7703599768, ОГРН 1067746797470) - Горбунова П.А. (доверенность от 02.07.2014), в отсутствие надлежащим образом извещенного заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2015 по делу N А23-2019/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ПАЙПЛАЙФ РУС" (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2015 N 29-15/49 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 09.07.2015 заявление удовлетворено. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции заявитель настаивает на том, что срок предоставления информации подлежит исчислению в календарных днях.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Управление явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Судебное заседание проведено в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, при проведении проверки управлением соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов местного валютного регулирования в отношении общества установлено, что оно и "Total Petrochemicals & Refining SA/NV" (продавец, Бельгия), 18.07.2013 заключили договор N 03062013 на поставку товара согласно спецификациям. Условия поставки CIF Санкт-Петербург. Валютой контракта является евро. Оплата производится безналичным порядком согласно пункту 8 договора. Сумма договора не определена.
Срок завершения исполнения обязательств по договору 31.12.2014.
По указанному договору общество с 29.07.2014 оформило паспорт сделки N 13070006/3235/0000/2/1 в открытом акционерном обществе "СЭБ Банк", г. Санкт-Петербург.
В ходе проведения проверки выявлено, что представление справки от 07.02.2014 N 10216110/070214/0006086, на сумму 63 548 руб. 10 коп., о подтверждающих документах обществом в уполномоченный банк представлено 29.04.2014, в то время как срок представления 24.03.2014.
По указанной части составлен акт от 16.03.2015 проверки соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Начальником отдела валютного контроля управления Пашковым А.Н. в отношении общества и в присутствии представителя по доверенности от 02.07.2014 Горбунова В.А. составлен протокол от 16.03.2015 N 29-15/49 об административном правонарушении, согласно которому заявитель допустив нарушения пункта 9.8 Инструкции Центрального банка от 04.06.2012 N138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а так же порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", выразившиеся в представление справки от 07.02.2014 N 10216110/070214/0006086, на сумму 63 548 руб. 10 коп, о подтверждающих документах в уполномоченный банк 29.04.2014, в то время как срок представления 24.03.2014, административная ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Протокол получен представителем общества с день его составления.
Определением от 16.03.2015 N 29-15/49 назначена дата и время рассмотрения материалов административного дела на 25.03.2015.
Вызов получен представителем общества 16.03.2015, о чем имеется запись на сопроводительном письме от 16.03.2015 N 37-03-10/352.
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области от 25.03.2015 N 29-15/49 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виду штрафа в размере 40 тыс. руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Признавая постановление управления недействительным, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Кодекса при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, образует нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля регламентируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям и сроки их представления.
В порядке статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Во исполнение данных положений Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Пунктом 1.5 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", определено, что справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
В целях учета валютных операций и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк документы, связанные с проведением указанных операций (подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются в банк паспорта сделки одновременно со справкой о подтверждающих документах, которая составляется и заполняется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 5 к Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" определены сроки представления в банк паспорта сделки справок о подтверждающих документах и подтверждающих документов.
Согласно пункту 9.8 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары резидент представляет в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары (далее - отчетный месяц), только справку о подтверждающих документах, заполненную с учетом особенностей в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, без представления декларации на товары.
Таким образом, обязанность по своевременному соблюдению установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, является обязанностью так же юридических лиц.
Факт представления обществом справки о подтверждающих документах 29.04.2014 не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, согласно Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", срок исполнения обязанности по предоставлению документов исчисляется рабочими днями, в связи с чем, и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять рабочими днями.
Исполнение обязанности по представлению документов, необходимых для осуществления валютного контроля, установлено в валютном законодательстве в рабочих днях, следовательно, основания для их исчисления в ином порядке не имеется.
Таким образом, применив порядок исчисления срока на представление справки о подтверждающих документах, установленный пунктом 9.2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", предельной датой исполнения заявителем рассматриваемой обязанности в период совершения правонарушения являлась дата 24.03.2014, и период просрочки исполнения данной обязанности следовало исчислять со следующего рабочего дня после указанной даты в рабочих днях.
С учетом изложенного, Управление ошибочно исчислило срок представления справки о валютных операциях в календарных днях, материалами дела подтверждается такая просрочка, составившая в рабочих днях - 22 (с 24.03.2014 по 29.04.2014 включительно).
При этом, в силу части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, в рассматриваемом же случае обществу назначено наказание в размере 40 тыс. руб.
В силу с пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Кодекса принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, поскольку в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, то постановление управления является незаконным и подлежит отмене.
В апелляционной жалобе управление настаивает на том, что срок предоставления информации подлежит исчислению в календарных днях.
Суд апелляционной инстанции на довод управления считает необходимым указать, он противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2014 по делу N 301-АД14-273 по делу N А43-23999/2013.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2015 по делу N А23-2019/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2019/2015
Истец: ООО "ПАЙПЛАЙФ РУС"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области