г. Киров |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А29-10570/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дьяконовой Т.М.,
судей Кобелевой О.П., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя Архивного агентства Республики Коми - Макеевой Е.Э, действующей на основании доверенности от 03.09.2015 N 794/01-24,
представителя ГУ "Республиканский архив документов по личному составу" - Гусева А.П., директора,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района "Печора"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2015 по делу N А29-
10570/2014, принятое судом в составе судьи Марковой О.В.,
по иску открытого акционерного общества "Судоходная компания Печорское речное пароходство" (ИНН: 1105004773, ОГРН: 1021100873826)
к администрации муниципального района "Печора" (ИНН: 1105012781, ОГРН: 1021100875575)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Архивное агентство Республики Коми (ИНН: 1101486082, ОГРН: 1041100407446), государственное учреждение "Республиканский архив документов по личному составу" (ИНН: 1101482610, ОГРН: 1021100525380)
об обязании принять на хранение документы,
установил:
открытое акционерное общество "Судоходная компания Печорское речное пароходство" (далее - ОАО "СКПРП", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к администрации муниципального района "Печора" (далее - Администрация, ответчик) об обязании безвозмездно принять на хранение в архивный отдел администрации муниципального района "Печора" архивные документы и документы по личному составу за период с 1932 по 1993 год.
В ходе рассмотрения заявления в суде первой инстанции истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил истовые требования, просил обязать администрацию муниципального района "Печора" принять на хранение в архивный отдел администрации муниципального района "Печора":
- архивные документы постоянного хранения ОАО "СКПРП" за период с 1932 года по настоящее время;
- архивные документы по личному составу ОАО "СКПРП" за период с 1932 года по настоящее время.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как указывает Администрация, архивные документы и документы по личному составу, образовавшиеся до приватизации предприятия истца, относятся к государственной (федеральной) собственности, а с момента приватизации - к частной собственности. Архивные документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах. Возложение на орган местного самоуправления обязанности осуществить полномочия, не предусмотренные действующим законодательством, является нарушением, как бюджетного законодательства, так и законодательства о местном самоуправлении. Кроме того, истцом не представлено документов, подтверждающих, что подлежащие передаче документы упорядочены, а также согласованы ЭПК.
Третьи лица в отзывах доводы жалобы считают необоснованными, просят решение суда оставить без изменения, а жалобу Администрации - без удовлетворения.
Истец и ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей третьих лиц, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.07.2012 по делу N А29-2691/2011 ОАО "СКПРП" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсного производство.
Во исполнение предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязанностей конкурсный управляющий должника 27.11.2014 обратился к ответчику с запросом о предоставлении информации о мероприятиях, которые необходимо выполнить для передачи и принятия Администрацией архивных документов и документов по личному составу (т.1 л.д.14).
Ответным письмом Администрация направила в адрес конкурсного управляющего для рассмотрения проект договора о передаче на хранение в архивный отдел администрации муниципального района "Печора" документов по личному составу ОАО "СКПРП", предусматривающий обязанность истца взять на себя добровольное обязательство по обеспечению отдела офисной бумагой для формирования коробов, жесткими коробами, папками с файлами для описей в количестве 3-х штук, архивными стеллажами (т.1 л.д.10, 12-13).
Договор сторонами не подписан.
Истец, указывая, что предусмотренная договором оплата приведет к нарушению предусмотренной ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" очередности текущих платежей, ссылаясь на положения части 4 статьи 10 ФЗ "Об архивном деле Российской Федерации" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем обязал администрацию муниципального района "Печора" принять на хранение в архивный отдел администрации муниципального района "Печора": архивные документы постоянного хранения ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство" за период с 1932 года по настоящее время; архивные документы по личному составу ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство" за период с 1932 года по настоящее время.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (независимо от форм собственности), а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле РФ).
Пунктом 10 статьи 23 названного Закона предусмотрено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций, как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.
По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.
Соответствующим муниципальным архивом в данном случае является архивный отдел администрации муниципального района "Печора" (по месту нахождения ликвидируемого истца), государственным архивом - ГУ РК "Национальный архив Республики Коми", ГУ "Республиканский архив документов по личному составу" (по ведомственному признаку).
Каждый из названных архивов в силу пункта 10 статьи 23 Закона об архивном деле РФ обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы истца.
Как правомерно указал суд первой инстанции и не оспаривается сторонами, истец не является источником комплектования государственного или муниципального архива, осуществлял свою деятельность на территории МР "Печора", в связи с чем, с учетом действующего законодательства у Администрации, отсутствуют основания для отказа в принятии на архивное хранение документов истца.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по своей сути повторяют доводы Администрации при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В решении суда данным доводам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Иное толкование истцом положений законодательства Российской Федерации не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты госпошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2015 по делу N А29-10570/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального района "Печора" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.М. Дьяконова |
Судьи |
О.П. Кобелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10570/2014
Истец: ОАО Судоходная компания Печорское речное пароходство
Ответчик: Администрация муниципального района "Печора"
Третье лицо: Архивное агентство РК, ГУ Республиканский архив документов по личному составу, Агентство РК по управлению имуществом, Межрайонная ИФНС N 2 по РК, ТУ Росимущества в РК