г. Тула |
|
7 сентября 2015 г. |
Дело N А62-3530/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - департамента Смоленской области по здравоохранению (г. Смоленск, ОГРН 1026701426069, ИНН 6730009960) - Кравцовой М.В. (доверенность от 21.01.2015 N 00587), в отсутствие представителей ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Анна" (г. Смоленск, ОГРН 1036758307079, ИНН 6730047683), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анна" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.07.2015 по делу N А62-3530/2015 (судья Яковенкова В.В.), установил следующее.
Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее по тексту - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Анна" (далее по тексту - общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.07.2015 заявленные требования удовлетворены. ООО "Анна" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса в виде административного штрафа в размере 40 тысяч рублей. Судебный акт мотивирован тем, что департаментом доказано наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Анна" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на недоказанность состава вменяемого обществу административного правонарушения, поскольку, по мнению ответчика, наличие в штате общества в соответствии с положениями подпункта "в" пункта 4 Положения главного врача Смирягиной Н.В., имеющей соответствующее образование и сертификат специалиста, не является доказательством выполнения обществом работ по организации здравоохранения и общественному здоровью.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 19 мая по 20 мая 2015 года департаментом в целях контроля соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Ново - Киевская, д. 2 на основании приказов от 29.04.2015 N 586, от 20.05.2015 N 676 проведена плановая проверка в отношении ООО "Анна".
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии) по следующему виду услуг (работ): "организация здравоохранения и общественное здоровье".
В действующей лицензии от 21.04.2011 N ЛО-67-01-000429 вышеуказанный вид услуг (работ) отсутствует.
Фактически главный врач ООО "Анна" Смирягина Н.В., имеющая медицинское образование по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", в нарушение приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" осуществляет все административно-хозяйственные, управленческие функции по руководству медицинской организацией.
По результатам проверки департаментом составлен акт проверки от 20.05.2015 N 21, выдано предписание от 20.05.2015 N 8.
Усмотрев факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо департамента составило протокол об административном правонарушении от 20.05.2015 N 13.
Учитывая, что рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса, относится к компетенции арбитражного суда, департамент Смоленской области по здравоохранению обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Порядок лицензирования деятельности и лицензионные требования определены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлено, что одним из видов лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению N 291), в том числе входят работы (услуги) по организации здравоохранения и общественному здоровью.
Приказом Министерства здравоохранения от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" установлены требования к организации здравоохранения и общественному здоровью и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.
Согласно приказу Минздравсоцразвития от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" к должностным обязанностям директора, главного врача медицинской организации относятся: осуществление руководства деятельности медицинской организации; организация работы коллектива по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению; обеспечение организации лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельностью организации; осуществление анализа деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы, принятие необходимых мер по улучшению форм и методов работы; утверждение штатного расписания, финансового плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса организации; обеспечение выполнения обязательств по коллективному договору; обеспечение работникам своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы; совершенствование организационно-управленческой структуры, планирования и прогнозирования деятельности, формы и методов работы организации; осуществление подбора кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией; организация и обеспечение получения работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие мер по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей; обеспечение и контроль за выполнением правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов; представление организации в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация; осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами; участие в конференциях, семинарах, выставках; обеспечение проведения профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (статья 9 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ в лицензию включаются следующие сведения: лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 21.04.2011 N ЛО-67-01-000429, согласно которой ООО "Анна" вправе осуществлять следующие виды работ и услуг: доврачебная помощь - сестринское дело; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь: стоматология терапевтическая, стоматология ортопедическая, стоматология детская, рентгенология, ортодонтия.
Право на осуществление ООО "Анна" иных работ и услуг в сфере медицинской деятельности данной лицензией не предусмотрено.
Проверкой установлено, что главный врач ООО "Анна" Смирягина Н.В., имеющая медицинское образование по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", в нарушение приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" осуществляет все административно-хозяйственные, управленческие функции по руководству медицинской организацией.
Доказательствами наличия в штате ООО "Анна" должности главного врача, а также осуществления обществом работ по организации здравоохранения и общественному здоровью являются: штатное расписание от 01.01.2015 N 12-ш, согласно которому имеется позиция "главный врач", трудовой договор, дополнение к трудовому договору; приказ от 18.04.2003 N 1-к о приеме на работу Смирягиной Н.В. на должность врача - стоматолога, терапевта; приказ от 01.01.2013 N 7-кд о переводе Смирягиной Н.В. на должность главного врача; трудовая книжка Смирягиной Н.В.; дополнительное соглашение от 01.01.2013 N 3-т к трудовому договору; должностная инструкция (обязанности) главного врача; диплом от 26.12.2014 Смирягиной Н.В. на ведение профессиональной деятельности в сфере "организация здравоохранения и общественного здоровья", сертификат специалиста от 30.12.2014 N 2962 по организации здравоохранения и общественного здоровья, приказ N 8-кд от 01.01.2015 о назначении Смирягиной Н.В., ответственной за осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской стоматологической помощи, протокол экспертной оценки качества стоматологической помощи, подписанный Смирягиной Н.В.
Факт нарушения ООО "Анна" лицензионных требований подтверждается материалами дела, в частности, актом проверки от 20.05.2015 N 21; протоколом об административном правонарушении от 20.05.2015 N 13.
Допущенное ООО "Анна" нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
Довод апеллянта о том, что материалы дела не содержат доказательств факта осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, медицинской деятельности по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", направленной на извлечение прибыли, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что отсутствие прибыли от осуществления предпринимательской деятельности не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом. При этом исходя из пункта 1 устава ООО "Анна", данная организация учреждена в целях получения его учредителями максимальной прибыли на вложенный капитал.
Часть 1 статьи 1.5 Кодекса предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
В данном деле отсутствуют основания полагать, что нарушение ООО "Анна" лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательств принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных лицензионных требований и условий в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины ООО "Анна" в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
Таким образом, в действиях ООО "Анна" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о соблюдении департаментом процедуры производства по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 Кодекса, судом первой инстанции не нарушен.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд обоснованно посчитал, что исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, материалами дела не установлено.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией вышеуказанной нормы.
Ссылка общества на судебную практику по аналогичным делам не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных в материалы дела доказательств.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции ООО "Анна" по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, в связи с чем основания для отмены обжалуемого решения суда у судебной коллегии отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.07.2015 по делу N А62-3530/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анна" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3530/2015
Истец: Департамент Смоленской области по здравоохранению
Ответчик: ООО "АННА"
Третье лицо: Осин Илья Вячеславович