г. Вологда |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А44-2661/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Предприятие коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 июня 2015 года по делу N А44-2661/2015 (судья Ларина И.Г.),
установил:
открытое акционерное общество "Предприятие коммунального хозяйства" (место нахождения: 175400, Новгородская область, город Валдай, проспект Васильева, дом 74а; ИНН 5302013132; ОГРН 1095302000529; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету по ценовой и тарифной политике области (место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 13/2; ИНН 5321101666, ОГРН 1055300905406, далее - комитет) о признании незаконным решения от 11 марта 2015 года об отказе в досрочном пересмотре тарифа на услуги по размещению твердых бытовых отходов (далее - ТБО), содержащегося в письме от 11.03.2015 N КЦ-309-И.
Решением суда от 04 июня 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с судебным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требований удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспариваемый отказ противоречит пункту 19 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением комитета от 15.11.2013 года N 55/1 обществу установлены тарифы на услуги в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО на 2014-2016 годы.
Постановлением комитета от 14.11.2014 N 45/2 внесены изменения в постановление от 15.11.2013 N 55/1, указанные в приложении к постановлению цифры 56,10 и 58,01 заменены на цифры, соответственно, 57,89 и 60,35.
Общество 04.03.2015 обратилось в комитет с заявлением о досрочном пересмотре тарифа в связи с арендой введенного с 21.10.2014 в эксплуатацию нового полигона ТБО, расположенного по адресу п. Выскодно - д. Миронушка- д. Ельчино, и возникшими в связи с этим дополнительными расходами.
Письмом от 11.03.2015 комитет на основании части 1 статьи 14, пункта 19 статьи 2 Закона N 210-ФЗ и пункта 2 Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 316 (далее - Правила N 316) отказал обществу в досрочном пересмотре тарифа.
Не согласившись с отказом, общество обжаловало его в суд в порядке статьи 198 АПК РФ.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 3.3.16 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 09.09.2013 N 161, к компетенции комитета отнесено утверждение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения), используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в соответствии с предельным индексом, установленным Федеральной службой по тарифам, в случае его установления, с учетом утвержденных инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса регулируются Законом N 210-ФЗ.
Статьей 13 Закона определено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Период действия тарифов на услуги организации коммунального комплекса, в том числе установленных на основе долгосрочных параметров, не может быть менее чем три года и более чем пять лет и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 210-ФЗ основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в частности является объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость услуг этой организации.
В пункте 19 статьи 2 Закона N 210-ФЗ дано понятие объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость оказываемых ею услуг, это - изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил N 316 к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, относятся стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у организации коммунального комплекса основных фондов, если любое из этих событий в отдельности или их совокупность повлекли за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса, по сравнению с финансовыми потребностями этой организации, определенными на момент утверждения соответствующей программы.
В обоснование изменения условий деятельности заявитель ссылается на установление с 01.08.2014 новых правил внесения сведений об объектах размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), согласно которым размещение отходов разрешено только на объектах внесенных в ГРОРО.
Поскольку с 12.01.2015 общество арендует у администрации Валдайского муниципального района введенный в эксплуатацию с 21.10.2014 новый полигон ТБО, внесенный в ГРОРО только 18.02.2015, у заявителя произошло увеличение расходов, которые не могли быть учтены при утверждении тарифа на услуги по размещению ТБО на 2014-2016 годы постановлением комитета от 15.11.2013 N 55/1 с учетом постановления комитета от 14.11.2014 N 45/2.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание данные доводы общества.
Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), устанавливающий запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ, вступившим в силу в части указанного пункта с 01.01.2010.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "NО порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" и приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов", на которые также ссылается заявитель, приняты и опубликованы до утверждения обществу тарифа постановлением от 15.11.2013 N 55/1 и начали действовать с 01.08.2014, то есть до внесения изменений в тарифы постановлением комитета от 14.11.2014 N 45/2.
Таким образом, указанные нормативные акты не могут выступать в качестве основания для досрочного пересмотра тарифов.
Заключение обществом договора аренды на новый полигон ТБО и увеличение его затрат, связанных с эксплуатацией этого полигона, не может рассматриваться как основание для пересмотра тарифа, предусмотренное Законом N 210-ФЗ и Правилами N 316.
Из пункта 4 статьи 14 закона N 210-ФЗ следует, что в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса и вынесения органом регулирования решения о доступности для потребителей предоставляемых указанной организацией услуг, тарифы на услуги этой организации коммунального комплекса подлежат досрочному пересмотру.
Система критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса установлена постановлением комитета от 02.10.2014 N 35/1, принятым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", и включает в себя критерии экономической и физической доступности услуг для потребителей.
Критерий экономической доступности услуг для потребителей отражает доступность оплаты потребителями стоимости услуг организаций коммунального комплекса.
Для определения экономической доступности услуг оценивается динамика изменения тарифов на услуги на основе соответствия предельным индексам максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, установленным на федеральном и региональном уровнях (пункт 2 приложения к постановлению комитета от 02.10.2014 N 35/1).
Критерий физической доступности для потребителей услуг определяется на основании коэффициента обеспечения потребности в коммунальной услуге, который рассчитывается как отношение прогнозируемого объема реализации коммунальной услуги, предусмотренного производственной программой организации коммунального комплекса, к объему потребности потребителей данной услуги, предоставляемой по договорам, и должен быть равен или больше 1 (пункт 3 приложения к постановлению комитета от 02.10.2014 N 35/1).
Исходя из этих критериев, комитетом не может быть принято положительное решение о доступности для потребителей предоставляемых указанной организацией услуг, ввиду того, что изменения в действующий тариф внесены постановлением от 14.11.2014 N 45/2 с учетом максимально возможной величины роста, установленной постановлением комитета от 31.10.2014 N 41/1.
В силу пункта 5 статьи 14 Закона N 210-ФЗ в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса и вынесения органом регулирования решения о недоступности для потребителей предоставляемых указанной организацией услуг подлежит изменению производственная программа этой организации коммунального комплекса без пересмотра тарифов на услуги этой организации.
Также в соответствии с абзацем вторым пункта 24 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов и надбавок, в том числе расходы, связанные с незапланированным ростом цен на товары (услуги), приобретаемые в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делу об оспаривании ненормативного правового акта составляет 1500 руб. и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя, излишне уплаченная обществом по платежному поручению от 23.06.2015 N 422 государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 500 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 июня 2015 года по делу N А44-2661/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Предприятие коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Предприятие коммунального хозяйства" (ОГРН 1095302000529, ИНН 5302013132; место нахождения: 175400, Новгородская область, город Валдай, проспект Васильева, дом 74а) из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2661/2015
Истец: ОАО "Предприятие коммунального хозяйства"
Ответчик: Комитет по ценовой и тарифной политике области