г. Москва |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А40-131528/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фирма Газкомплект"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2015 по делу N А40-131528/14, принятое судьей Поздняковой В.Д. (шифр судьи 93-868)
по заявлению ООО "Фирма Газкомплект"
к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
об оспаривании постановления от 31.07.2014 N 10-35/1529 по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: |
Не явился, извещен; |
от ответчика: |
Караульник О.К. по доверенности от 12.02.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фирма Газкомплект" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Росприроднадзора по ЦФО (далее-ответчик) от 31.07.2014 N 10-35/1529 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал свою правовую позицию по спору, отзыв на жалобу не представил, с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки юридического лица - ЗАО "Фирма "Газкомплект", адрес местонахождения: 143960, Московская обл. г. Реутов, ул. Транспортная, д.6, соблюдения норм и требований природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации, проведенной на основании приказа N 1606-пр от 01.07.2014 заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Данилина Д.С, акт проверки NА-1606 от 15.07.2014 в 15 час. 00 мин. установлено следующее.
Основной вид деятельности: изготовление газораспределительных пунктов и шкафов. Часть производственных площадей ЗАО "Фирма "Газкомплект" сдает в аренду предприятию ООО "НефтеГазКомплект", которое специализируется на выпуске изоляционных труб.
На предприятии налажено производство газорегуляторных технологических устройств: ГРУ, ГРП, ГГРП, ГРПБ, ШРП. Полная комплектация строительства систем газоснабжения Собственное производство наружного антикоррозионного комбинированного ленточно-полиэтиленового покрытия стальных труб по ТУ 1390- 013-04001657-98, диаметром 57-530 мм Изготовление промышленного оборудования для редуцирования газа газорегуляторных пунктов блочных (ГРПБ), ШРП, узлов ГРП, ГРУ согласно проекта, ответных и электроизолирующих фланцев, цокольных вводов диаметром 32, 57, 89 Реализация промышленных приборов коммерческого учета количества газа, запорной арматуры, фитингов и т.д.
ЗАО "Фирма "Газкомплект" образуются опасные отходы (гидро- и теплоизоляционные материалы, ртутьсодержащие отходы, мусор (смет) от уборки территории, отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка, мусор строительный от разборки зданий и т.д.). Отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год представлен 15.01.2014 N 39/1372. На территории предприятия имеются места накопления отходов где происходит их накопление до вывоза за пределы предприятия. На фото представлены места накопления отходов ртутьсодержащих ламп, древесно - стружечных отходов, мусора от уборки территории, металлолома и др.
Таким образом установлено, что ЗАО "Фирма "Газкомплект" осуществляет обращение с отходами производства и потребления с нарушением порядка учёта установленного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
По факту выявленных нарушений старшим государственным инспектором Абдуллаевым Г.М. в отношении ЗАО "Фирма "Газкомплект" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ от 15.07.2014 N 10-33/1297.
Данный протокол составлен в присутствии полномочного представителя общества Зиновьевой В.А. действующей на основании доверенности от 07.07.2014, при наличии доказательств надлежащего извещения законного представителя общества.
На основании указанного протокола старшим государственным инспектором по ЦФО Абдуллаевым Г.М., в присутствии полномочного представителя общества Зиновьевой В.А. действующей на основании доверенности от 07.07.2014, рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление от 31.07.2014 N 10-35/1529 о привлечении ЗАО "Фирма "Газкомплект" к административной ответственности по ст. 8.2.КоАП РФ.
Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Принимая во внимание, что представитель общества Зиновьева В.А., действовала от имени надлежащим образом извещенного законного представителя общества, суд приходит к выводу о том, что настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением требований КоАП РФ.
Положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Постановление вынесено в установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективной стороной данного правонарушения является бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействия на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Как установлено ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
ЗАО "Фирма "Газкомплект" осуществляет обращение с отходами производства и потребления с нарушением порядка учёта установленного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
В соответствии с пунктом 5 Порядка учета подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
ЗАО "Фирма "Газкомплект" принимает отходы от арендатора ООО "Нефтегазкомплект". Однако таблицу полученных от других лиц отходов не ведёт.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Порядка учета заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере осуществления операций, связанных с образованием, использованием, обезвреживанием отходов, передачей отходов другим лицам или получением отходов от других лиц, размещением отходов, с нарастающим итогом.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 8 Порядка учета один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются с приложением к ним титульного листа.
Пунктом 8 Порядка учета определено, что все листы данных учета, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью индивидуального предпринимателя (руководителя юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы). Указанные требования также не соблюдаются.
Таким образом, ЗАО "Фирма "Газкомплект" осуществляет обращение с отходами производства и потребления с нарушением порядка учёта установленного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из ч. 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Поэтому, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 и 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя экономическую деятельность, он обязан знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено, фактов выполнения всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения обществом не представлено.
При таких обстоятельствах в действиях ЗАО "Фирма "Газкомплект" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.2 КоАП РФ.
Размер ответственности в рассматриваемом случае, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в игнорировании порядка учета в области обращения с отходами, административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.11.2015 по делу N А40-131528/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131528/2014
Истец: ЗАО Фирма Газкомплект, ООО " Фирма Газкомплект"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, департамент росприроднадзора по цфо