г. Пермь |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А71-3703/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя (акционерное общество "Воткинский завод") (ОГРН 1101828001000, ИНН 1828020110): Корепанов А.А., доверенность от 14.08.2015, Тептин А.В., доверенность от 12.05.2015, Рылов Р.С., доверенность от 12.05.2015, предъявлены паспорта;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике) (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились;
от третьего лица (открытое акционерное общество "МРСК Центра и Поволжья" филиал "Удмуртэнерго"): Дидковская Н.В., доверенность от 16.07.2015, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Воткинский завод"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 июня 2015 года
по делу N А71-3703/2015,
принятое судьей Шумиловой И.В.,
по заявлению акционерного общества "Воткинский завод"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
с участием третьего лица: открытого акционерного общества "МРСК Центра и Поволжья" филиал "Удмуртэнерго",
о признании недействительным решения антимонопольного органа,
установил:
Акционерное общество "Воткинский завод" (далее - АО "Воткинский завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России, антимонопольный орган) от 16.01.2015 по делу N СЮ06-07/2014-165.
Решением арбитражного суда от 11.06.2015 (резолютивная часть решения объявлена 27.05.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить как вынесенный по неполно выясненным обстоятельствам, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель по делу приводит доводы о том, что при оценке деятельности общества на предмет соответствия требованиям пункта 4 Положения об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.06.2006 N 355, антимонопольный орган неправомерно включил в объем переданной АО "Воткинский завод" электроэнергии объем, проходящей через участок сети общества объем электроэнергии для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" из сетей ОАО ФСК ЕЭС. Учет перетока в составе общего объема переданной электроэнергии по сетям по сетям АО "Воткинский завод", по мнению апеллянта, является неправомерным, противоречит принципам антимонопольного законодательства, поскольку данный объем электроэнергии общество не вырабатывает, не приобретает и не продает. С учетом данного толкования, применительно к организации, обладающей объектами генерации и передачи электроэнергии - АО "Воткинский завод", объем электрической энергии, ежемесячно передаваемой по принадлежащим обществу сетям другим лицам (без учета перетока), не превышает объем ежемесячного потребления обществом электроэнергии для собственных нужд.
Участвующие в судебном заседании представители общества поддержали изложенные в апелляционной жалобе доводы.
Заинтересованное лицо с апелляционной жалобой не согласно, возражения на жалобу изложены в отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и просит отказать в удовлетворении жалобы.
Третье лицо ПАО "МРСК Центра и Приволжья" возражает против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и поддержанным участвующим в судебном заседании представителем, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.04.2014 в Удмуртское УФАС России поступило заявление ОАО "МРСК Центра и Поволжья" филиал "Удмуртэнерго" (т. 1, л.д. 82-85) о нарушении ОАО "Воткинский завод" законодательства об электроэнергетике и антимонопольного законодательства, выразившееся в совмещении последним деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по ее производству и продаже на розничном рынке, а также злоупотреблении доминирующим положением.
В связи с наличием в действиях ОАО "Воткинский завод" признаков нарушения ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", в отношении общества возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства NСЮ 06-06/2014-165.
По результатам рассмотрения антимонопольным органом указанного дела вынесено решение от 16.01.2015 (резолютивная часть решения оглашена 24.12.2014, т. 1 л.д. 10-25), которым АО "Воткинский завод" признано нарушившим статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", что выразилось в несоблюдении запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии (пункт 1).
ОАО "Воткинский завод" предписано провести реорганизацию юридического лица в форме разделения или выделения в целях соблюдения запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии в срок до 01.10.2015 (пункт 2).
Полагая, что данное решение не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы АО "Воткинский завод", общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии совокупности предусмотренных ст. 198 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения незаконным и отказал в удовлетворении требований.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения судом положений законодательства и заслушав представителей заявителя и третьего лица, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела Удмуртским УФАС России установлены следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" АО "Воткинский завод" является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии.
Общество является градообразующим предприятием для города Воткинска, вокруг которого происходило развитие муниципальной энергетической инфраструктуры.
Для обеспечения энергоснабжения предприятия построена линия электропередач "ВЛ-110 кВ "Сива-Промышленная" (с подстанцией ГПП "Промышленная" на территории предприятия), к которой подключены дополнительные сторонние потребители.
В 2006 году с целью обеспечения надежного электроснабжения предприятия и жилых районов в отопительный период, проложены кабели 6 кВ, связывающие ПС "Промышленная", ПС "ВМЗ-2" с ПС "ВМЗ-1", к которой подключена генерирующие установки (турбогенератор ТГ-1, в 2009 году ТГ-2), для исключения прекращения электроснабжения в случае аварийного отключения ВЛ-110 кВ).
ОАО "Воткинский завод" и ОАО "МРСК "Центра и Приволжья" заключен договор N 121.11-190.5Д от 01.02.2010 на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "РУСЭНЕРГОС-БЫТ" заключен договор N 7069 от 26.07.2012 на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности), одним из потребителей по которому является ОАО "Воткинский завод".
ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" и ОАО "Воткинский завод" заключены договор энергоснабжения N 1/05060/01/12/084/121-121 от 09.08.2012 и договор купли-продажи электрической энергии N 1/05060/01/12/043-П/121-123 от 04.09.2012.
Общество осуществляет раздельный почасовой приборный учет: приема электрической энергии в сети АО "Воткинский завод" из сетей сетевых организаций; отпуска электрической энергии сторонним организациям (за границу балансовой принадлежности ОАО "Воткинский завод"); производства электрической энергии собственными генерирующими установками.
Собственное потребление АО "Воткинский завод" определяется как разница между количеством принятой электрической энергией (прием + производство) и количеством отпущенной электрической энергии сторонним организациям (за границу балансовой принадлежности общества).
Объекты по производству электроэнергии ОАО "Воткинский завод" непосредственно не присоединены к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Центра и Приволжья". Информация об объемах электрической энергии, выработанной ОАО "Воткинский завод" и отпущенной за границы балансовой принадлежности, передается в ОАО "МРСК Центра и Приволжья" организацией, с которой у ОАО "Воткинский завод" заключены договоры энергоснабжения и купли-продажи (ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ").
ОАО "Воткинский завод" до заключения договора энергоснабжения ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" предоставлена техническая документация по приборам учета, необходимая для надлежащего исполнения обязательств сторон.
В целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения для обеспечения АО "Воткинский завод" как потребителя услуг по передаче электрической энергии ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" письмом N 55-УФ от 03.09.2012 направило в ОАО "МРСК "Центра и Приволжья" заявку о включении точек поставки АО "Воткинский завод" в перечень точек поставки по уже заключенному с ОАО "МРСК "Центра и Приволжья" договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 7069 от 26.07.2012. Дополнительным соглашением от 01.10.2012 к данному договору, приложениями N 1 и N 2 согласованы точки поставки АО "Воткинский завод". В приложении N 1 перечислены технические характеристики измерительных комплексов потребителей. Потребителем ОАО "Воткинский завод" до заключения договора энергоснабжения предоставлена ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" техническая документация по приборам учета, необходимая для надлежащего исполнения обязательств сторон.
Также в приложениях к договору оказания услуг по передаче электроэнергии N 121.11-190.5Д от 01.12.2010, заключенному ОАО "МРСК "Центра и Приволжья" и обществом, как смежными сетевыми организациями, в качестве существенных условий договора указаны реквизиты и техническое характеристики приборов учета АО "Воткинский завод" по всем точкам поставки.
Во исполнение условий договора ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" ежесуточно предоставляет ОАО "МРСК "Центра и Приволжья" данные с автоматизированной системы учета по всем потребителям, в том числе ОАО "Воткинский завод".
ОАО "МРСК "Центра и Приволжья" ежемесячно формирует сводные ведомости об объемах электрической энергии на основании полученных данных с приборов учета. С даты заключения договора (26.07.2012) по август 2014 года между ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" и МРСК "Центра и Приволжья" разногласий и споров по учету электрической энергии не возникало. Сводные ведомости и акты приема-передачи электрической энергии подписаны сторонами договора без разногласий.
ОАО "Воткинский завод" в материалы дела представлены данные за период 2013-2014 гг. о почасовых величинах собственного потребления (в том числе выработанной электрической энергии) и производства, полученные с приборов учета, а ОАО "МРСК "Центра и Приволжья" представлены сводные ведомости и акты к договорам, что подтверждает фактическое наличие и функционирование приборов учета ОАО "Воткинский завод" по всем точкам поставки, и их соответствие нормам.
Таким образом, АО "Воткинский завод" осуществляет следующие виды деятельности: по купле-продаже электрической энергии; по производству электрической энергии; по передаче электрической энергии.
Согласно положениям ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещено с 01.04.2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Требования об обеспечении разделения по видам деятельности не распространяются на хозяйствующие субъекты:
функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств;
осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд;
территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии;
эксплуатирующие организации, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций;
хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 N355 утверждено Положение об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд (далее - Положение N355), которым установлены особенности функционирования, при соблюдении которых требования статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" не распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по производству, передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании электрических станций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд (далее - хозяйствующие субъекты).
Положением N 355 определены условия, при соблюдении которых у хозяйствующего субъекта имеются основания осуществления одновременно деятельности по продаже и передаче электроэнергии сторонним потребителям.
В соответствии с п. 4 Положения N 355 субъект признается лицом, осуществляющим деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, и на него не распространяется правило о разделении по видам деятельности в электроэнергетике, если объем электрической энергии, ежемесячно передаваемой по принадлежащим хозяйствующему субъекту электрическим сетям другим лицам, не превышает объема ежемесячного потребления хозяйствующим субъектом электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд.
Между сторонами по делу нет спора относительно объемов ежемесячного производства и потребления АО "Воткинский завод" электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд, а также передаваемой по принадлежащим обществу электрическим сетям другим лицам.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы антимонопольного органа, сделанные на основании анализа данных актов оказанных услуг по передаче электрической энергии, форм статистической отчетности N 46-ЭЭ (передача) за 2013, 1 квартал 2014 года, о несоблюдении АО "Воткинский завод" условия, предусмотренного п. 4 Положения N 355, поскольку объем электроэнергии, ежемесячно передаваемой в 2012-2014 гг. по принадлежащим обществу сетям другим юридическим лицам, превышает объем ежемесячного потребления электроэнергии обществом для удовлетворения собственных производственных нужд. При этом антимонопольный орган при определении объема передаваемой электроэнергии по сетям общества учитывает весь объем электроэнергии (генерируемой самим обществом и объем перетока, передаваемого по сетям общества).
АО "Воткинский завод" полагает, что при определении объема передаваемой электроэнергии необходимо учитывать только электроэнергию, передаваемую с собственных генераторов (то есть производимую непосредственно обществом).
Позиция антимонопольного органа и третьего лица, которую суд первой инстанции признал обоснованной, сводится к тому, что под объемом электрической энергии, передаваемой по принадлежащим хозяйствующему субъекту электрическим сетям другим лицам, следует понимать весь объем передаваемой электрической энергии, а не только электрической энергии, генерированной хозяйствующим субъектом.
Апелляционный суд считает обоснованными выводы суда первой инстанции, поскольку пунктом 4 Постановления N 355 прямо предусмотрено, что для соблюдения условия учитывается объем электроэнергии, ежемесячно передаваемой по принадлежащим хозяйствующему субъекту электрическим сетям другим лицам. Оснований полагать, что при определении объема передаваемой энергии учитывается электроэнергия, генерируемая на источниках общества, у суда не имеется, поскольку это не следует из пункта 4.
Несоблюдение АО "Воткинский завод" пункта 4 Положения N 355 исключает право общества на совмещение видов деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 628 "Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предприятиями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331" контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленного запрета возложен на Федеральную антимонопольную службу России.
В ст. 6 Закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ предусмотрено, что юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 10 Правил указано, что антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения), в том числе в случае, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Из приведенных норм права следует, что неисполнение коммерческой организацией требований ст. 6 Закона N 36-ФЗ порождает у антимонопольного органа право вынести решение о принудительной реорганизации юридического лица.
Поскольку факт несоблюдения АО "Воткинский завод" условий, позволяющих совмещать деятельность по передаче электроэнергии с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии установлен при рассмотрении настоящего дела, оспариваемое решение антимонопольного органа является законным.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 июня 2015 года по делу N А71-3703/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Воткинский завод" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Воткинский завод" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.07.2015 N 8338.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3703/2015
Истец: АО "Воткинский завод"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9458/15
17.12.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9458/15
03.12.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9458/15
10.11.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9458/15
07.09.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10097/15
11.06.2015 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-3703/15