г. Владивосток |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А24-1744/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мильковский водоканал",
апелляционное производство N 05АП-6956/2015
на решение от 17.06.2015
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-1744/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мильковский водоканал" (ИНН 4106006514, ОГРН 1104177002522, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.11.2010)
об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Мильковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Шаповаловой Татьяны Николаевны от 24.04.2015 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 14.04.2015 N 4354/15/41029-ИП,
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю; Кириськин Андрей Сергеевич,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мильковский водоканал" (далее - заявитель, Общество, ООО "Мильковский водоканал", должник) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Мильковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Шаповаловой Татьяны Николаевны (далее - судебный пристав-исполнитель) от 24.04.2015 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 14.04.2015 N 4354/15/41029-ИП.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю (далее - УФССП по Камчатскому краю) и Кириськин Андрей Сергеевич (взыскатель).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 17.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. ООО "Мильковский водоканал" из федерального бюджета возвращено 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, ошибочно уплаченной при подаче заявления (платежное поручение от 08.05.2015 N 175).
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.06.2015, заявитель просит его отменить, как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что в нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель не окончил исполнительное производство и не направил исполнительный лист ликвидатору, а продолжает совершать исполнительные действия, в том числе путем вынесения оспариваемого постановления, несмотря на то, что 10.04.2015 единственным участником должник принято решение о ликвидации должника.
По мнению заявителя оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя, а именно: лишает ликвидатора возможности нормально проводить процедуру ликвидации должника, в том числе владеть и пользоваться имуществом и денежными средствами.
Мильковский районный отдел судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, Кириськин Андрей Сергеевич в порядке статьи 262 АПК РФ письменные отзывы не представили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
14.04.2015 судебным приставом-исполнителем Шаповаловой Т.Н. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании выданного Арбитражным судом Камчатского края 30.03.2015 исполнительного листа серии ФС N 000075012 по делу N А24-3596/2014 на взыскание с Общества в пользу Кириськина А.С. 11 356 253,59 рубля.
Общество предупреждено, что в случае неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок для добровольного исполнения ( 5 дней с момента получения постановления) с него подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 7% от суммы подлежащей взысканию.
Данное постановление получено должником 16.04.2015.
17.04.2015 руководитель ООО "Мильковский водоканал" обратился к судебному приставу-исполнителю с ходатайством от 16.04.2015 N 281 об окончании исполнительного производства и отмене постановления от 14.04.2015. К ходатайству была приложена светокопия решения единственного участника о ликвидации ООО "Мильковский водоканал".
17.04.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника.
Поскольку должник в установленный законом пятидневный срок для добровольного погашения задолженности не исполнил решение суда, 24.04.2015 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 794 937,75 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением о взыскании исполнительского сбора, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Частью 1 статьи 329 АПК РФ установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно части 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (пункт 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
В силу части 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2014 N 27 должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Судебным приставом-исполнителем 14.04.2015 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 41029/15/21140 в отношении ООО "Мильковский водоканал" с установлением пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, которое получено должником 16.04.2015.
Таким образом, заявитель должен был в срок до 23.04.2015 добровольно исполнить требования исполнительного документа.
Взыскание исполнительского сбора за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, предусмотрено частями 1, 2, 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, взыскание исполнительского сбора налагается на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения и при не представлении им судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным по не зависящим от должника причинам.
Обязанность по представлению доказательств невозможности своевременного исполнения требований исполнительного документа законодателем возложена именно на должника.
Общество не представило доказательств обращения в службу судебных приставов с заявлением о невозможности своевременного исполнения им требований исполнительного документа в установленный законом срок предоставленный для добровольного исполнения обязательства.
В соответствии со статьей 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая непредставление должником доказательств, свидетельствующих о невозможности своевременного исполнения требований исполнительного документа по независящим от него причинам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у судебного пристава-исполнителя законных оснований для вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ, правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).
Как установлено в статье 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Таким образом, действующим законодательством регламентирован порядок ликвидации юридического лица.
Вместе с тем, как установлено судом, лист записи о внесении 28.04.2015 в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица - ООО "Мильковский водоканал" и назначении ликвидатора поступил в Мильковский районный отдел судебных приставов 30.04.2015.
Следовательно, по состоянию на 24.04.2015 у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания, как для окончания исполнительного производства, так и для не вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы заявителя жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Судебная коллегия считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
Пунктом 26 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" предусмотрено, что из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 17.06.2015 по делу N А24-1744/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1744/2015
Истец: ООО "Мильковский водоканал"
Ответчик: судебный пристав-исполнитель Мильковского районного отдела судебных приставов Шаповалова Татьяна Николаевна
Третье лицо: Кириськин Андрей Сергеевич, Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, УФССП по Камчатскому краю, Козлов Сергей Михайлович - представитель ООО "Мильковский водоканал"