г. Чита |
|
9 сентября 2015 г. |
Дело N А19-3602/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 сентября 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2015 года по делу N А19-3602/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3818770817) о признании незаконным предписания N 5925/14 от 16.12.2014 г.,
(суд первой инстанции судья Назарьева Л. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сухарева А. Н. - представитель по доверенности от 10.04.2015 г.;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - Тонышева Л. А.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (далее заявитель, ООО "Иркутская Энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее Служба, административный орган) о признании незаконными предписания от 16.12.2014 N 5925/14.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание Службы от 16.12.2014 N 5925/14 не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, поскольку материалами дела в полном объеме подтверждены допущенные Обществом нарушения.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители заявителя и третье лицо просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выслушав доводы представителя заявителя и третье лицо, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемых пунктов предписания закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц этим актом.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании обращении потребителя Тонышевой Л. А., в соответствии с распоряжением руководителя Службы N 2925 ср-п от 14.11.2014 г. должностными лицами административного органа проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" по соблюдению размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
В ходе проведенной проверки установлено, что между ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" и потребителем Тонышевой Л. А. заключен договор о предоставлении коммунальной услуги электроснабжения жилого дома N 56 по ул. Ямская в г. Иркутске.
ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" составлены акты N 003044 от 26.01.2007 г. и N 0002521 от 02.02.2011 г. о безучетном потреблении потребителем Тонышевой Л. А. электроэнергии.
В связи с выявленным безучетном потреблении потребителем Тонышевой Л. А. электроэнергии, ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" произвела начисление платы за коммунальную услугу по электроэнергии по установленным мощностям токоприемников потребителя на основании Приложения N 1 к Акту нарушения правил пользования электрической энергией N 0002521 от 24.03.2011 г., за период с 25.03.2008 г. по 24.03.2011 г.
Вышеуказанный факт явился основанием для выдачи Службой в адрес ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" предписания о необходимости в срок до 01.02.2015 г., выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 25.03.2008 г. по 23.05.2011 г., доначисленной согласно акту N 0002521 от 24.03.2011 г., по нормативам потребления коммунальных услуг согласно постановлению Правительства Иркутской области N 416/195-пп от 29.12.2009 г.
Не согласившись с названным предписанием административного органа, заявитель обжаловал их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о не законности обжалуемого предписания, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20).
Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2014 года N 594-пп утверждено Положение о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.
В соответствии с подп. 1 п. 7 вышеуказанного положения, Служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке осуществляет следующие функции: в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:
- жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
- порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
- учету жилищного фонда;
- порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
- определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- управлению многоквартирными домами;
- выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
- созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
- предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
- определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, в том числе к ограничениям изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги);
- обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
- деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- формированию фондов капитального ремонта;
- наймодателям и нанимателям жилых помещений в наемных домах социального использования, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений;
- других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что в компетенцию службы государственного жилищного надзора Иркутской области входят полномочия по соблюдению требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, в том числе к ограничениям изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и выдачи предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, путем прекращения нарушения.
Вместе с тем, действующее законодательство не предоставляет Службе права вмешательства в экономическую деятельность субъектов рассматриваемых правоотношений.
Как указывалось выше, оспариваемое предписание выдано ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" в связи с фактом необоснованного начисления Обществом потребителю платы за коммунальные услуги.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, отношения по оплате коммунальных услуг имеют гражданско-правовой характер, а адресованное ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" предписание Службы выполнить перерасчет платы за коммунальные услуги представляет собой гражданско-правовое требование к исполнителю по договору о предоставлении коммунальных услуг.
Следовательно, являясь органом, исполняющим функции по государственному жилищному надзору, Служба не вправе возлагать на стороны договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, какие-либо обязанности, связанные с исполнением условий такого договора, изменять в административном порядке условия договора, а также иным способом влиять на права и обязанности сторон по договору о предоставлении коммунальных услуг, поскольку, согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.03.2011 г. N 2-П, пределы государственного вмешательства в экономическую деятельность ограничены обеспечением баланса частного и публичного начал в указанной сфере.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что, выявив в результате проверки факт необоснованного начисления потребителю платы за коммунальные услуги, Служба вправе, в порядке пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственника жилых помещений.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что предписание Службы N 5925/14 от 16.12.2014 г. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведенные административным органом в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2015 года по делу N А19-3602/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2015 года по делу N А19-3602/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3602/2015
Истец: ООО "Иркутская Энергосбытовая компания"
Ответчик: Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
Третье лицо: Томышева Людмила Андреевна