г. Томск |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А02-642/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной,
судей Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Ташлыковой,
без участия представителей сторон: извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (N 07АП-7605/15) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 22.06.2015 по делу N А02-642/2015 (судья С.В. Амургушев) по иску муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Акташская средняя образовательная школа имени С.Мохова" к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, о взыскании 84 370,59 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Акташская средняя образовательная школа имени С.Мохова" (далее МБОУ "Акташская СОШ имени С.Мохова) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании за счет казны Республики Алтай убытков в размере 87 745, 59 руб., связанных с исполнением решений суда об установлении отдельным работникам размера заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и северной надбавки.
Решением арбитражного суда от 22.06.2015 (резолютивная часть объявлена 09.06.2015) исковые требования удовлетворены частично, в сумме 75499 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Республики Алтай в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что средства на исполнение полномочий по оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений были предусмотрены в республиканском бюджете на основании расчетов Министерства образования и науки Республики Алтай, произведенных исходя из сведений администрации муниципального образования "Улаганский район"; судом необоснованно учтена сумма обязательных страховых взносов, начисляемых на заработную плату сотрудников в размере 2 679, 22 руб.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 22.06.2015, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, Улаганским районным судом вынесены решения по делам N 2-1725/2014 от 01.12.2014, N 2- 37/2015 от 20.01.2015, N 2-188/2015 от 10.03.2015, вступившие в законную силу, согласно которым удовлетворены исковые требования:
- Сулеймановой Е.В. к МБОУ "Акташская средняя общеобразовательная школа" об обязании установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере минимального размера оплаты труда и обязании провести перерасчет заработной платы; произвести перерасчет заработной платы Сулеймановой Е.В. с 01.01.2011 по 01.09.2014;
- прокурора Улаганского района; возложена обязанность на МБОУ "Акташская СОШ имени С.Мохова" произвести перерасчет заработной платы Мухтасырова Л.А. со 02.09.2013;
- Дуватовой С.С.; возложена обязанность на МБОУ "Акташская СОШ имени С.Мохова" установить заработную плату Дуватовой С.С. без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда; произвести перерасчет заработной платы Дуватовой С.С. со 02.09.2013.
При этом, решение Улаганского районного суда по делу N 2-37/2015 от 20.01.2015 в отношении заработной платы Мухтасырова Л.А. принято в отношении не всей заработной платы Мухтасырова Л.А., а только той её части, которая касается работы на 0,5 ставки в должности рабочего в здании интерната МБОУ "Акташской СОШ имени С.Мохова".
МБОУ "Акташская СОШ имени С.Мохова" утвердило новое штатное расписание, в котором работникам Сулеймановой Е.В., Мухтасырову Л.А., Дуватовой С.С. была установлена заработная плата не ниже минимального размера оплаты труда; произведен перерасчет заработной платы названным работникам за период, указанный в решениях суда.
Поскольку финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений является обязанностью Республики Алтай, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования в размере 75 499 руб., суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего законодательства финансирование расходов на оплату работников общеобразовательных школ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ; материалами дела подтверждено, что размер средств, необходимых для исполнения решений Улаганского районного суда Республики Алтай, составляет указанную сумму.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Суд, исходя из характера спорного правоотношения, установленных обстоятельств, определяет, какое законодательство подлежит применению в рамках рассмотрения конкретного спора.
Исходя из п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу п/п. 13 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
В соответствии со ст. ст. 1, 6 Закона Республики Алтай N 47-РЗ от 14.05.2008 органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению, в том числе расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай. Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай.
Объем субвенций, необходимых органам местного самоуправления для осуществления передаваемых государственных полномочий, и их распределение между муниципальными образованиями определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону. Порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай устанавливается Правительством Республики Алтай.
Следовательно, расходы, осуществляемые органами местного самоуправления в рамках переданной субвенции, производятся по нормативам, установленным законодательством субъекта Российской Федерации.
Выделение субвенций на оплату труда работников образовательного учреждения на основании расчетов Министерства образования и науки Республики Алтай, сторонами не оспаривалось.
Тот факт, что в расчетах Министерства образования и науки Республики Алтай, произведенных на основании сведений администрации муниципального образования "Улаганский район" не были предусмотрены спорные суммы, на что ссылается податель жалобы, не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по возмещению заявленных убытков.
С учетом вступивших в законную силу решений Улаганского районного суда Республики Алтай истец обязан установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере минимального размера оплаты труда и провести перерасчет заработной платы.
Во исполнение решений суда МБОУ "Акташская СОШ имени С.Мохова" было утверждено новое штатное расписание и произведен перерасчет заработной платы, согласно которому сумма кредиторской задолженности в виде разницы между ранее установленной и пересчитанной заработной платы Сулеймановой Е.В., Мухтасырову Л.А. (с учетом работы на 0,5 ставки в должности рабочего в здании интерната), Дуватовой С.С., составила 75 499 руб.
Произведенный истцом расчет ответчик ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не оспорил, контррасчет не представил.
Согласно ст.ст.16,1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 19 Постановления N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Учитывая изложенное, а также положения ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ вывод суда первой инстанции о том, что меры по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников истца, установленные Федеральным законом N 184-ФЗ, являются расходными обязательствами Республики Алтай, соответствуют действующему законодательству.
Принятие Республикой Алтай нормативных правовых актов, возлагающих на муниципальные образования финансирование образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений, без соответствующего финансового обеспечения, как правильно указал суд первой инстанции, влечет за собой убытки этих учреждений в виде недофинансирования в размере разницы между гарантиями по оплате труда, установленными ст. 133 Трудового кодекса РФ, и оплатой труда технического персонала, установленной в соответствии с Методикой N 127.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).
В связи с тем, что размер перерасчета суммы, необходимой для выплаты заработной платы подателем жалобы не опровергнут, доказательств нецелевого использования субвенций, выделенных истцу в спорный период не представлено, его утверждения о недостаточной проверки судом первой инстанции достоверности и обоснованности исковых требований, апелляционным судом не принимаются.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности включения в сумму убытков суммы обязательных страховых взносов, начисляемых на заработную плату сотрудников в размере 2 679, 22 руб., подлежит отклонению, поскольку предметом исковых требований является взыскание убытков, связанных с исполнением решений суда, что не тождественно понятию выплаты заработной платы с соответствующими обязательными отчислениями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел правомерно взыскал 75 499 руб., необходимых истцу для исполнения решений Улаганского районного суда Республики Алтай.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 22.06.2015 по делу N А02-642/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-642/2015
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова"
Ответчик: Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай