г. Самара |
|
08 сентября 2015 г. |
А49-129/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области - представителей Меренкова С.В. (доверенность N 08-35/002 от 12.01.2015), Волгиной Л.А. (доверенность N 08-35/028 от 16.01.2015),
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" - представитель не явился, извещено,
от Министерства здравоохранения Пензенской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2015 года по делу N А49-129/2015 (судья Корниенко Д.В.),
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области (ОГРН 1025801217397), г. Пенза,
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" (ОГРН 1025800973967), Пензенская область, г. Нижний Ломов,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица: Министерства здравоохранения Пензенской области, Пензенская область, г. Пенза,
о взыскании 190 902 руб. 19 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" (далее - ответчик) о взыскании 190 902 руб. 19 коп., в том числе: 167 557 руб. 28 коп. - неосновательное обогащение в размере средств обязательного медицинского страхования (далее - средства ОМС), использованных не по целевому назначению, 16 755 руб. 73 коп. - штраф в соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального закона РФ от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", 6 589 руб. 18 коп. - пени в соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального Закона РФ от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе фонд просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2015 года по делу N А49-129/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители фонда апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и исходит при этом из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных Государственным бюджетным учреждением "Нижнеломовская межрайонная больница" за период с 01.07.2011 г. по 31.12.2013 г.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 16.05.2014 г., в котором зафиксированы нарушения, допущенные медицинской организацией, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС в сумме 167 557 руб. 28 коп.
26 мая 2014 года ТФОМС Пензенской области направил ответчику требование о возврате в бюджет ТФОМС Пензенской области денежных средств в сумме 167 557 руб. 28 коп., использованных не по целевому назначению, в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления требования, а также об уплате штрафа и пени в соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"82).
В связи с тем, что в установленный срок требование не было исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что у ТФОМС отсутствуют права и полномочиями по предъявлению исков о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, а также суд исходил из того, что факт нецелевого расходования ответчиком средств обязательного медицинского страхования не подтвержден материалами дела.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у Фонда права предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, судом апелляционной инстанции признается ошибочным в силу следующего.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании).
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
При этом право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонд и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 14.08.2015 по делу N 305-ЭС15-2234, А41-26768/2014.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выявленные истцом нарушения, перечисленные в акте проверки от 16.05.2014 г. сами по себе не свидетельствуют о нецелевом расходовании средств ОМС.
В пункте 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение).
Согласно разделу 5 Положения по результатам проверки составляется акт проверки.
В силу пункта 21.3 Положения при выявлении фактов нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с 01.01.2011 регулирует Закон N 326-ФЗ.
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
По смыслу приведенной нормы возврату в бюджет Фонда подлежат фактически полученные денежные средства, использование которых признано нецелевым.
Возражая на иск, ответчик указывал на отсутствие нецелевого использования полученных денежных средств, приводя при этом следующие доводы.
1. Нарушение п. 1.1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". По мнению ТФОМС, осуществлялись выплаты медицинским работникам, не имеющим сертификата специалиста на сумму 127 021 руб. 41 коп. в 2012-2013 гг.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность и в соответствии с бюджетами указанных фондов.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из материалов дела следует, что денежные средства в размере 127 021,41 руб., которые, по мнению ТФОМС, использованы не по целевому назначению за работу, выполненную медицинским персоналом учреждения здравоохранения без сертификатов специалистов, фактически израсходованы на выплату заработной платы за оказание медицинской помощи населению, что свидетельствует о строгом соответствии целевому назначению их использования.
При этом выполнение работ медицинским персоналом в отсутствие сертификата специалиста является только нарушением п. 1.1. ст. 100 Федерального закона от 21.11.201 1 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которые не представляют право ТФОМС наложения и взыскания денежных средств с учреждения здравоохранения.
В акте проверки ТФОМС от 16.05.2014 отсутствуют сведения о том, что денежные средства, выделяемые на реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области, израсходованы на иные цели, что выплаты производились не по установленным тарифам и медицинским работникам, не участвующим в реализации программ обязательного медицинского страхования; что расходование средств обязательного медицинского страхования осуществлялось на не предусмотренные программами статьи расходов.
То обстоятельство, что указанные медицинские работники не своевременно проходили повышение квалификации, не свидетельствует об отсутствии у них соответствующей квалификации и отсутствии возможности выполнения возложенных на них обязанностей.
Территориальным фондом ОМС не представлены доказательства и того, что указанные лица не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, трудовые договоры и приказы о приеме на работу не оспорены.
Доказательств осуществления указанными в акте специалистами иных функций, не направленных на оказание дополнительной медицинской помощи, проведение диспансеризации работающих граждан, реализацию программы по модернизации здравоохранения, фондом не представлено.
2. По мнению ТФОМС, учреждением здравоохранения допущено нецелевое использование средств в размере 23 586,87 руб. в 2012 и 2013 гг. вследствие нарушения требований ст. 222 ТК РФ и требований приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов"постановления Правительства Пензенской области от 28.11.2008 N 850-пП "Об утверждении положения о системе оплаты труда государственных и казенных учреждений здравоохранения Пензенской области".
С данным нарушением Ответчик не согласен.
В силу статьи 219 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно статье 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Нормы и условия выдачи бесплатного молока за работу с вредными производственными факторами установлены постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 и Приказом Минздравсоцразвития России от 1 6.02.2009 N 45н.
Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно Нормам и условиям бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее Нормы и условия N45h) установлено, что:
* бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), приведенного з приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы "пункт 2);
* норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
В соответствии с дополнениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 N 245н в пункт 13 вышеназванных Норм и условий, основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам является наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном на момент вступления в силу данного Приказа порядке, которые подтверждают отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, указанным в Перечне.
При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении работодателем вышеперечисленных требований сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, Фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
Таким образом, бесплатная выдача молока не поставлена в зависимость от результатов аттестации рабочих мест, проводимой с целью установления размеров превышения предельно допустимых уровней химических веществ. Основанием для выдачи молока работнику является его фактическая занятость на работах, связанных с производством или применением химических веществ.
Не проведение аттестации не является основанием для нарушения трудовых прав работников.
ТФОМС не представлено доказательств обратного.
В силу положений статей 2, 23, 27 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип социального партнерства - принцип, направленный на обеспечение согласования интересов работников и работодателей и реализуемый в форме проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений. Этот принцип отражен в статье 5 ТК РФ, согласно которой трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Данный правовой подход основан на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 6341/11 от 01.11.2011.
3. По мнению ТФОМС, в нарушение раздела 2 пунктов 2.3 и 2.5 Постановления Правительства Пензенской области от 14.12.2011 N 904-п11 О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2012 год" и пункта 2.3 постановления Правительства Пензенской области от 24.12.2012 N 935-пП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в отделение скорой помощи в 2012 году и в амбулаторию на койки сестринского ухода в 2012-1013 гг. отпущен мягкий инвентарь, приобретенный за счет средств ОМС, на сумму 14 589,00 руб.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой ОМС и включает в себя в т. ч. расходы на приобретение материальных запасов: лекарств, расходных материалов и реактивов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария и т. д.
Методика расчета тарифов утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н в составе Правил обязательного медицинского страхования. Методикой предусмотрено, в частности, что тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Там же указано, что затраты на материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской помощи, включаются в состав тарифа в соответствии с табелем оснащения организации или ее структурного подразделения медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медицинской помощи по профилю, нормами лечебного и профилактического питания.
При расчете тарифов учитываются затраты, как непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи, так и необходимые для обеспечения деятельности организации, но не потребляемые непосредственно при оказании медицинской помощи.
В целом, перечень расходов, относящихся к материальным запасам, определен классификацией операций сектора государственного управления, утвержденной приказом Минфина России N 171 и в составе группы 300 "Поступление нефинансовых активов", ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
На эту статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение "изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в т. ч.:
* медикаментов и перевязочных средств;
* медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
* продуктов питания;
* горюче-смазочных материалов;
* строительных материалов;
* мягкого инвентаря, в т. ч. имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды);
- запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п.;
- кухонного инвентаря;
- приобретение бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
- другие подобные расходы.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ семи медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Оснащение оборудованием осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным в Порядке оказания медицинской помощи населению.
4. Также Фонд указывает, что по КОСГУ 226 "Прочие работы и услуги" произведены расходы за счет средств ОМС по договору от 23.05.2013 N 13/1599 с ГАУ "Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области" в сумме 2 360,00 руб.
План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для бюджетных учреждений здравоохранения. Однако, не включение в ПФХД на 2013 год, как указано в акте, расходов на расчет индекса изменения СМР в условиях рынка по договору от 23.05.2013 N 13/1599 не свидетельствует о нецелевом использовании средств ОМС.
Указанные доводы ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление (т.2 л.д.10-16), не опровергнуты Фондом.
Как указывалось выше, под нецелевым использованием бюджетных средств, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 14.1 Постановления от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Иными словами, нарушение требований, предъявляемых к медицинской организации, как к субъекту экономической деятельности, осуществляющему специфический вид деятельности, при условии соблюдения таким субъектом цели использования предоставленных ему бюджетных средств, не может быть квалифицировано как нарушение требований бюджетного законодательства и условий получения средств из бюджета или как нецелевое использование.
Таким образом, расходование средств обязательного медицинского страхования, в том числе на выплаты работникам, непосредственно оказывающим медицинские услуги, при наличии трудовых договоров, заключенных с работниками, даже при условии, что у медицинской организации отсутствуют документы, подтверждающие наличие у соответствующих работников необходимого уровня квалификации, а также использование денежных средств для целей оказания надлежащей медицинской помощи, не может быть признано нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
В акте проверки ТФОМС от 16.05.2014 отсутствуют сведения о том, что денежные средства, выделяемые на реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области, израсходованы на иные цели, что выплаты производились не по установленным тарифам и медицинским работникам, не участвующим в реализации программ обязательного медицинского страхования; что расходование средств обязательного медицинского страхования осуществлялось на не предусмотренные программами статьи расходов.
Из представленных истцом в материалы дела документов невозможно установить факт нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в размере 167 557 руб. 28 коп.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований не имеется.
По смыслу ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2015 года по делу N А49-129/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-129/2015
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области
Ответчик: ГБУЗ "Нижнеломовская межрайонная больница", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НИЖНЕЛОМОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Пензенской области