г. Самара |
|
09 сентября 2015 г. |
Дело N А55-4095/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Оазис" - Миролюбова Л.В., доверенность от 20.02.2015 г. N 1,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Крапчетова Г.А., доверенность от 02.06.2015 г. N Д05-01/1953,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Оазис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июня 2015 года по делу N А55-4095/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оазис", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Администрации городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оазис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило:
- признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 декабря 2014 года исх.N 12/22669 привести существующий Договор аренды N 315 участка лесного фонда от 10.01.2006 года, заключенный между ФГУ "Самарский лесхоз" и ООО "ОАЗИС" на основании Протокола от 27.10.2005 года о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участка лесного фонда, в соответствии с Лесным кодексом РФ на основании ст.4 ФЗ N 201-ФЗ от 04.12.2006 года "О введении в действие Лесного кодекса РФ" незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы ООО "ОАЗИС";
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего Решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОАЗИС" путем принятия решения о приведении Договора аренды N 315 участка лесного фонда от 10.01.2006 года в соответствии с Лесным кодексом РФ на основании ст.4 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 года "О введении в действие Лесного кодекса РФ" и переоформлении договора аренды N 315 участка лесного фонда от 10.01.2006 г. на Договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 года N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Оазис" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что договор аренды N 315 от 10.01.2006 г. является действующим договором, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 03.06.2015 г. N 63/001/005/2015-1747.
Податель жалобы ссылается на то, что ни новый Лесной кодекс РФ, ни Федеральным законом N 201-ФЗ не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ.
По мнению подателя жалобы, переоформление договора в рассматриваемом случае не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы ссылается на то, что согласно п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Также, по мнению подателя жалобы, суд сделал неправильный вывод о том, что оспариваемый заявителем ненормативный акт (решение) не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представитель ООО "Оазис" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
10.01.2006 г. между ООО "ОАЗИС" (Арендатор) и ФГУ "Самарский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Самарской области на основании протокола от 27.10.2005 г. о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участка лесного фонда, выставлявшегося на лесной конкурс под логом "38" во исполнение Приказа руководителя Агентства лесного хозяйства N 192 от 02.11.2005 г. "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда", был заключен Договор аренды N 315 участка лесного фонда, а именно: в аренду сроком на 49 лет передан участок лесного фонда в квартале NN 93, 94 Самарского лесничества площадью 1,08 га для его использования в культурно-оздоровительных целях.
Договор аренды N 315 был зарегистрирован в УФРС по Самарской области 27.09.2007 г., участок поставлен на кадастровый учет 03.04.2007 г., кадастровый номер 63:01:00 00 000:0781, категория земель - земли населенных пунктов.
ООО "ОАЗИС" письмом от 03.10.2014 г. вх. N 27/17464 обратилось в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, как правопреемника ФГУ "Самарский лесхоз", с заявлением о приведении вышеуказанного договора аренды N 315 участка лесного фонда от 10.01.2006 г. в соответствие с Лесным кодексом РФ во исполнение требований ст. 4 ФЗ N 201 от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ".
28.10.2014 г. письмом исх. N 2705-02/17513 был получен ответ о том, что Министерство не вправе принять решение о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора аренды участка лесного фонда N 315 от 10.01.2006 г. в связи с тем, что в кадастровом паспорте участка указана категория земель: "земли населенных пунктов", и, кроме того, в соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 г. по делу NА55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, в частности, кварталы NN 93-95, исключены из государственного лесного реестра из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда и отражены как лесные участки на землях иных категорий.
ООО "Оазис" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 12.12.2014 о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды N 315 участка лесного фонда от 10.01.2006, расположенного в квартале 93, 94 Самарского лесничества, площадью 1,08 га, кадастровый номер 63:01:0000000:0781.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 22.12.2014 г. N 12/22669 отказало в приведении в соответствии с Лесным кодексом РФ договора N 315 аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 г., согласно которому в соответствии со ст. 14.1 ФЗ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" после 01.01.2009 г. запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса, согласно ст. 87 ЛК РФ осуществляют органы местного самоуправления. Так как лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов, расположенных на территории г.о.Самара, органами местного самоуправления г.о.Самара до настоящего времени не утверждены, Министерство имущественных отношений Самарской области не реализует полномочия по распоряжению лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара, тем самым отказывая ООО "ОАЗИС" в приведении в соответствие с ЛК РФ Договора аренды N 315 участка лесного фонда от 10.01.2006 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.2, 6 ст.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов от 04.09.2007 N 258, заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда участком в аренду. По результатам рассмотрения заявления договора аренды участка лесного фонда переоформляется на договор аренды лесного участка.
В соответствии с Законом N 201-ФЗ установленный срок для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ у ООО "ОАЗИС" истек, поскольку заявление о переоформление поступило в министерство имущественных отношений Самарской области 22.12.2014 г.
Также в настоящее время в соответствии с данными государственного лесного реестра квартала N 93,94 Самарского лесничества отражены как лесные участки, расположенные на землях иных категорий.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 03.04.2007 земельный участок, площадью 10 800,00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, квартала N N 93, 94 Самарского лесничества, поставлен на кадастровый учет с указанием категории земель - земли населенных пунктов и разрешенное использование - для культурно- оздоровительных целей.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон 221-ФЗ), статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра.
Распоряжение земельными участками, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (статья 10 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно Положению о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79, указанное министерство на момент подачи искового заявления являлось органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Частью 1 статьи 87 ЛК РФ установлено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, использование городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, может осуществляться только на основании лесохозяйственных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из анализа указанных норм ЛК РФ следует, что в отношении лесного участка необходимо осуществление лесоустройства, по результатам которого проводится его государственный кадастровый учет.
Статьей 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что после 01.01.2009 запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
В соответствии с Законом 201-ФЗ установленный срок для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ у ООО "ОАЗИС" истек, поскольку заявление о переоформлении поступило в Министерство 22.12.2014.
Как следует из письма министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 20.10.2014, приложенного к указанному заявлению ООО "Оазис", лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве (в том числе земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:0781), исключены из государственного лесного реестра из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, и отражены как лесные участки на землях иных категорий. Более того, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 было признано незаконным отнесение лесных участков, расположенных в квартале N 93, N 94 Самарского лесничества к землям лесного фонда.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации для лесных участков установлены особые правила определения границ, определяющие правовую фиксацию соответствующего режима и предусмотренные статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, которое включает в себя, в том числе проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того, в соответствии с положениями указанного Федерального закона, Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, строения, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка", данные о правовом режиме земельного участка как лесного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости, а наименование "лесной участок" отражается в кадастровом паспорте земельного участка.
Статьей 14.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что после 01.01.2009 запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса в соответствии с пунктом 1.1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления.
Определение границ лесных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации не проводилось, лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов, расположенных на территории городского округа Самара, органами местного самоуправления названного муниципального образования, в настоящее время не разработаны.
Таким образом, ввиду отсутствия документов о правовом режиме лесных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена, соответствующих требованиям земельного, лесного и градостроительного законодательства, полномочие по распоряжению лесными участками в настоящее время министерством не может быть реализовано.
Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 и постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2013 по делу N А55-27316/2012, а также в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2014 по делу N А55-21870/2013.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что со стороны министерства отсутствуют какие-либо нарушения норм действующего законодательства, и что требование заявителя об обязании министерства переоформить договор по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, является неисполнимым, поскольку указанный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 N 283
С учетом изложенного, а также положений ст.201 АПК РФ судом принято правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июня 2015 года по делу N А55-4095/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4095/2015
Истец: ООО "Оазис"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство лесного хозяйства ,охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области