г. Москва |
|
09 сентября 2015 г. |
Дело N А40-84401/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "СП "Энергосетьстрой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2015 по делу N А40-84401/15, принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению АО "СП "Энергосетьстрой" (ОГРН 1087746974160)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Данилов Г.В. по дов. от 29.06.2015, Русакова С.В. по дов. от 27.08.2015; |
от ответчика: |
Конотопчик К.И. по дов. от 07.08.2015; |
УСТАНОВИЛ:
АО СП "Энергосетьстрой" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент, административный орган, ответчик) от 28.04.2015 г. N 1106-55/2015-1 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 4.22 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" 9 далее - КоАП Москвы) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2015 года заявление АО СП "Энергосетьстрой" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, АО СП "Энергосетьстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить заявленные Обществом требования. По мнению заявителя, событие вмененного административного правонарушения отсутствует, так как Общество своевременно, по телефону, уведомило Департамент об окончании работ по вырубке и закрытии порубочного билета. Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности истек 02.12.2013, так как, выполнив работы по вырубке деревьев 27.11.2012, что подтверждается соответствующим Актом, Общество обязано было уведомить Департамент в срок до 02.12.2012. Также заявитель считает, что на момент вынесения оспариваемого постановления обязанность по закрытию порубочного билета при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства отменена Постановлением Правительства Москвы от 30.04.2013 N 283-ПП.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и вынести новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление Департамента.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "СП "Энергосетьстрой" (до преобразования - ЗАО "СП "Энергосетьстрой") Департаментом природопользования и охраны окружающей среды выдан порубочный билет от 08.11.2012 г. N 06-14-3245/12 ") (далее - Порубочный билет), на объект: "Реконструкция ВЛ 220 кВ "Чагино-Южная", ЮАО - ЮВАО, в районе ул. Кантемировская, ул. Борисовские пруды, ул. Верхние поля (р-ны Люблино, Капотня, Братеево, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники)" (далее - объект Реконструкция В Л 220 кВ "Чагино-Южная").
В соответствии с порубочным билетом на объекте Реконструкция В Л 220 кВ "Чагино-Южная" необходимо: вырубить - 490 деревьев, из них 332 в охранной зоне инженерных коммуникаций, 19 аварийных, 22 сухостойных, 113 самосев; - 1875 кустарников, из них 44 в охранной зоне инженерных коммуникаций, 1831 поросль; сохранить - 244 дерева, 317 кустарников. Также по условиям порубочного билета Общество должно было сообщить в Департамент о начале выполнения работ по вырубке в течение 5 дней до начала работ по указанному в порубочном билете телефону, а также об окончании работ в течение 5 дней после завершения работ по указанному в порубочном билете телефону. Срок выдачи порубочного билета установлен в два года.
В соответствии с порубочным билетом организацией, выполняющий работы является ООО "Форвард-Трасс" (договор от 08.10.2012 N 01/10-ЭСС).
В соответствии с порубочным билетом ЗАО "СП "Энергосетьстрой" информировало Департамент (ОЭК ЮАО и ЮВАО) о начале работ по вырубке. Согласно информации Общества от 08.11.2012 N 152 (зарегистрировано Журнале регистрации факсограмм и телефонограмм ОЭК ЮАО за N 730 от 08.11.2012). В соответствии с информацией ЗАО "СП "Энергосетьстрой" от 08.11.2012 N 152 работы по вырубке и пересадке зеленых насаждений на объекте: Реконструкция ВЛ 220 кВ "Чагино-Южная" должны были начаться 13.11.2012.
26.01.2015 должностным лицом Департамента установлено, что в срок до 08.11.2014 уведомление на закрытие порубочного билета от 08.11.2012 N 06-14-3245/12 от АО "СП "Энергосетьстрой" не поступила.
Определением от 26.01.2015 N 1106-55/20145-1 в отношении АО "СП "Энергосетьстрой" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 4.22 КоАП города Москвы.
В ходе расследования установлено, что работы по вырубке деревьев завершены 08.11.2012, о чем свидетельствует Акт выполненных работ N 1 (форма КС-2), составленный ЗАО "СП "Энергосетьстрой" и ООО "Форвард-Трасс".
Однако информация о завершении работ во исполнение условий порубочного билета в Департамент Обществом не представлена.
В соответствии с порубочным билетом на объекте Реконструкция ВЛ 220 кВ "Чагино-Южная" также предусматривалось благоустройство и озеленение, а именно - посадка 174 деревьев и восстановление газона на площади 22 986 кв.м.
В ходе административного расследования было установлено, что согласно договора на комплексное благоустройство территории от 19.12.2012 N СП-12/103 между ЗАО "СП "Энергосетьстрой" (заказчиком) и ООО "Ландшафтная студия "Феникс" (подрядчиком), подрядчик по заданию заказчика обязался в установленный договором срок выполнить строительные работы по комплексному благоустройству территории, находящейся на объекте: "реконструкция В Л 220 кВ "Чагино-Южная"; - подрядчик обязан приступить к работе не позднее 01.04.2013, подрядчик обязан окончить работу в срок не позднее 29.09.2013.
Представленный Акт о приемке - сдаче работ от 16.07.2013 N б/н между ЗАО "СП "Энергосетьстрой" и ООО "Ландшафтная студия "Феникс", подтверждает выполнение работ по посадке 174 деревьев и др., т.е. о выполнении работ благоустройства.
Однако информация о закрытии порубочного билета от 08.11.2012 N 06-14-3245/14 от ЗАО "СП "Энергосетьстрой" в отдел экологического контроля ЮАО Департамента до 08.11.2014 не поступала.
Таким образом, ЗАО "СП "Энергосетьстрой" допустило невыполнение условий порубочного билета от 08.11.2012 N 06-14-3245/14, т.е. не организовало своевременное информирование Департамента о завершении работ по вырубке в рамках полученного порубочного билета, а также не выполнило обязанность по закрытию порубочного билета в установленном порядке.
10.04.2015 должностным лицом Департамента в отношении АО "СП "Энергосетьстрой" составлен протокол об административном правонарушении N 1106-55/2014-1 по ст. 4.22 КоАП г. Москвы.
28.04.2015 заместителем главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды - начальником отдела экологического контроля по Южному и Юго-Восточному административным округам вынесено Постановление N 1106-55/2015-1 о привлечении АО "СП "Энергосетьстрой" к административной ответственности по ст. 4.22 КоАП Москвы и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
АО "СП "Энергосетьстрой", не согласившись вынесенным Департаментом постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Арбитражный суд города Москвы, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события и состава административного правонарушения в действиях АО "СП "Энергосетьстрой".
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 4.22. Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение условий порубочного билета.
В соответствии с п. 8.1.1. Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП (далее - Правила), выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В соответствии с п. 8.1.3. Правил вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.
Срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет (п.8.1.6. Правил).
Согласно пункту 8.1.7 Правил в течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений заказчик (производитель работ) обращается в отдел экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента с заявлением о проведении обследования территории.
Невыполнение условий порубочного билета (разрешений на пересадку) в части информирования Департамента об окончании работ по вырубке (пересадке) является основанием для привлечения заказчика и лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности по ст. 4.22 КоАП г. Москвы
В порубочном билете, выданном АО "СП "Энергосетьстрой" в качестве условий порубочного билета указано на необходимость информирования Департамента об окончании работ в течение 5 дней после завершения работ по указанному в порубочном билете телефону.
Так как, завершив работы по вырубке деревьев, соответствующую информацию Общество в Департамент не представило, в его действиях (бездействии) имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 4.22 КоАП Москвы.
Доводы Общества о выполнении указанной обязанности в установленный срок не были приняты судом первой инстанции, не принимаются и апелляционной коллегией, поскольку бездоказательны.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так как Департамент отрицает получение указанной информации, Общество в силу ст. 65 АПК РФ обязано доказать направление указанной информации в адрес Департамента в установленный порубочным билетом срок.
Административным органом в оспариваемом постановлении указано, что журнал регистрации факсограмм и телефонограмм ОЭК ЮАО Департамента не содержит сведений за период с 08.11.2012 по 08.11.2014 об окончании работ по вырубке по порубочному билету от 08.11.2012 N 06-14-3245/12. Доказательств почтового отправления ценного письма 19.07.2013, в котором содержалась соответствующая информация, не были представлены заявителем ни в ходе административного расследования, ни в суд.
Таким образом, нарушение условий порубочного билета в части непредставления информации об окончании работ по вырубке по порубочному билету от 08.11.2012 N 06-14-3245/12 подтверждено материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты нес зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 4.22 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность, в материалах дела не имеется.
АО "СП "Энергосетьстрой" обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 4.22 КоАП Москвы за нарушение условий порубочного билета в части непредставления информации об окончании работ по вырубке деревьев.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что нарушение условий порубочного билета в части не закрытия порубочного билета от 08.11.2012 N 06-14-3245/12 необоснованно вменено АО "СП "Энергосетьстрой".
Постановлением Правительства Москвы от 30.04.2013 г. N 283-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", согласно которым Пункт 8.1.7 приложения 1 к постановлению дополнен абзацем третьим в следующей редакции: "Закрытие порубочного билета и разрешения на пересадку при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства не осуществляется."
Так как порубочный билет от 08.11.2012 N 06-14-3245/12 выдан АО "СП "Энергосетьстрой" на выполнение работ при осуществлении реконструкции объекта капитального строительства, обязанность по закрытию порубочного билета у Общества отсутствовала.
Между тем, данное обстоятельство не исключает обоснованность привлечения Общества к ответственности за нарушение иных условий порубочного билета.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы жалобы относительно пропуска срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 N 5163/11).
Поскольку, в данном случае правонарушение совершено Обществом в форме бездействия (непредставление информации), и учитывая, что работы по вырубке деревьев могли продолжаться в течение срока действия порубочного билета, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности подлежал исчислению с 09.11.2014, со дня, следующего за днем окончания срока порубочного билета. После истечения срока действия порубочного билета у Департамента имелись основания проверить выполнение Обществом условий выданного порубочного билета.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, заявленные АО "СП "Энергосетьстрой" требования не подлежали удовлетворению.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2015 по делу N А40-84401/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84401/2015
Истец: АО "СП "Энергосетьстрой"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Управление государственного экологического контроля