г. Самара |
|
09 сентября 2015 г. |
Дело N А55-12991/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Государственной инспекции строительного надзора Самарской области - Федотов А.А., доверенность от 14.01.2015 г. N ГИСН-01-34/32, Иванникова Н.И., доверенность от 20.01.2015 г. N ГИСН-01-34/81
от общества с ограниченной ответственностью "Орбис" - Бубнов Р.Г., доверенность от 06.07.2015 г. N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Орбис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2015 года по делу N А55-12991/2015 (судья удьи Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Орбис", г. Самара,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении ООО "Орбис" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Орбис" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, и принять по настоящему делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Государственной инспекции строительного надзора Самарской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Орбис" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе указывает, что заявитель неоднократно обращался в Инспекцию с просьбой о продлении срока исполнения Предписания, указывая на объективную невозможность его исполнения в установленный срок.
Податель жалобы считает, что поскольку у общества не имелось объективной возможности для соблюдения предписания, за неисполнения которого ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, выводы суда о наличии вины в инкриминируемом обществу правонарушении, содержащиеся в решении от 09.07.2015 следует признать необоснованными.
По мнению подателя жалобы, судом не было дано надлежащей оценки возражениям общества, содержащимся в протоколе N 02-30/119 от 26.0.2015 и материалах дела, о том, что обществом были выполнены все требования предписания инспекции, выполнение которых было объективно возможно для общества в установленный срок.
Также податель жалобы ссылается на то, что до вынесения обжалуемого решения суда от 09.07.2015, общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило суд признать незаконным предписание, вынесенное в отношении общества и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2015 заявление Общества было принято судом к рассмотрению и возбуждено арбитражное дело N А55-14359/2015.
Податель жалобы считает, что по настоящему делу суд должен был приостановить производство по делу до рассмотрения дела N А55-14359/2015.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Орбис" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Государственной инспекции строительного надзора Самарской области считают решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
В заседании апелляционного суда представителем общества с ограниченной ответственностью "Орбис" заявлено ходатайство о приобщении к делу документов: письменное заключение (консультационные услуги) по договору N 047/15 от 21.04.2015 г., расчет от 20.04.2015 г., выдержки из проектной документации 010/13-02-ОДИ, письма (исх. N 33/015 от 28.05.2015 г., исх. N 21/015 от 23.04.2015 г., исх. N 29/015 от 14.05.2015 г.), акт о приемке выполненных работ N 118 от 23.04.2015 г.
Указанное ходатайство отклонено арбитражным апелляционным судом в связи с тем, что эти документы составлены после вынесения судом обжалуемого решения и не могут повлиять на решение вопроса о его законности и обоснованности.
В заседании апелляционного суда представителем общества с ограниченной ответственностью "Орбис" также заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения по делу N А55-14359/2015.
Указанное ходатайство отклонено апелляционным судом, о чем вынесено протокольное определение, в связи с тем, что отсутствуют основания, предусмотренные ст. 143 АПК РФ, решение вопроса о наличии факта неисполнения предписания возможно без разрешения дела по заявлению о признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "СТРОЙКАБ" является застройщиком при строительстве объекта капитального строительства: "16-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторной подстанцией", расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, ул. Березовая Аллея /пр. Карла Маркса, о чем свидетельствуют договор аренды земельного участка от 23.04.2008 N . 257; дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка от 23.04.2008 N 257; Разрешение на строительство от 17.10.2007 NRU 63301000-085, срок действия до 01.10.2015.
Между ООО "СТРОЙКАБ" и ООО "Орбис" заключен договор генерального подряда от 20.08.2014 N 7/2014, по строительству вышеуказанного жилого дома.
Согласно договору подрядчик - ООО "Орбис" обязуется выполнить работы по строительству жилого дома в соответствии с действующим законодательством РФ, согласованной проектной технической документацией, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенического режима. Обеспечивать систематическую уборку участка работ и вывоз строительного мусора с места выполнения работ.
Как следует из материалов дела, с 10.03.2015 г. по 27.03.2015 г. Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области проведена проверка.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 27.03.2015 г. N 02-23/153.
С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений, инспекцией ООО "Орбис" выдано предписание - от 27.03.2015 г. N 02-23/153/1, согласно которому Обществу было предписано:
1. Ограждение территории строительной площадки, въездные ворота, а также временные тротуары с настилами и защитными козырьками для прохода пешеходов выполнить в соответствии с требованиями проекта организации строительства (ДОС); ГОСТ 23407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок". ст. 35 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
2. Территорию строительной площадки, проходы к рабочим местам содержать в чистоте и порядке (очистить от мусора, снега и остатков строительных материалов). Складирование строительных материалов и конструкций выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов.
3. При производстве работ, по устройству внутриплощадочных инженерных сетей (канализация и др.), связанных с устройством временных выемок и других препятствий на территории строительной площадки обеспечить безопасный проход с устройством пешеходных мостиков с поручнями, трапов.
4. Места прохода людей в пределах опасных зон на территории строительной площадки оградить защитными ограждениями. Обеспечить безопасный вход в строящееся здание с устройством трапов с поручнями. Над входами в здание выполнить устройство защитных козырьков шириной не менее 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть 70-75 град.
5. Крепление кирпичных перегородок к плитам перекрытия выполнить через 1500 мм по длине по типу узла 19 серии 2.230-1 вып.5.
6. Выполнить устройство монолитных железобетонных участков в районе лестничных площадок и лестничных маршей в осях А2-АЗ/3-4 согласно требований проекта.
7. Расположение плит перекрытия на отм. +1,100 в осях А1-А2/3-4 выполнить согласно проекта.
8. Монтаж монолитной балконной плиты МБ1 на отм. + 1,100 в осях А1/2-3, а также монолитные участки на отм. + 3,900; + 6,700 в осях А1/2-3, выполнить согласно проекта.
9. Разработать и выполнить мероприятия, обеспечивающие конструктивную надежность и безопасность участков кирпичной кладки, выполненной с отсутствием перевязки рядов под и над опорными частями несущих перемычек, применения кирпича-половняка (подколов) под опорными элементами несущих конструкций, а также с отсутствием заполнения вертикальных и горизонтальных швов кладки цементным раствором.
10. Кирпичную кладку вентиляционных каналов выполнить согласно требований проекта, а именно: горизонтальные и вертикальные швы Заполнить раствором; с внутренних поверхности каналов удалить раствор, выдавленный из швов.
11. Швы между продольными ребрами плит перекрытия заполнить согласно требований проекта.
12. Анкеровку плит перекрытия выполнить согласно требований проекта.
13. Представить измененную и утвержденную в установленном порядке проектную документацию на применение балконных плит (не предусмотренных проектом) по оси 1.
14. Устройство тепло-звукоизоляционного слоя из пенополистирольных плит межквартальных перегородок выполнить согласно требований проекта.
15. Представить измененную и утвержденную в установленном порядке проектную документацию на устройство вертикальных штраб на 1,2,3 этажах здания в несущих стенах по осям 2 и 3.
16. Представить измененную и утвержденную в установленном порядке проектную документацию на применение несущих сборных ж/б перемычек (не предусмотренных проектом) дверных проемов помещений санузлов.
17. Участок кирпичной кладки в районе вентиляционных каналов на отм. +4,200 в осях АЗ/2 выполнить согласно проекта.
18. Обеспечить и выполнить мероприятия по устройству двух эвакуационных выходов из офисного помещения цокольного этажа.
19. Обеспечить выполнение в квартирах аварийные выходы на балкон с глухим простенком шириной не менее 1,2-м (1,6-м).
20. Представить проектные решения в части обеспечения предела огнестойкости REI150 перекрытия отделяющее помещения общественного назначения от жилой части.
21. Представить проектные решения по обеспечению доступа маломобильных групп граждан.
22. Ширину эвакуационного выхода из лестничной клетки в свету выполнить не менее ширины марша лестницы (1,05-м).
Данное Предписание получено Обществом 27 марта 2015 года, срок устранения нарушений определен - 27 апреля 2015 года (л.д. - 39-43).
Судом первой инстанции учтено, что обществом в адрес инспекции было направлено обращение от 23.04.2015 вх. N 2071 по вопросу исполнения предписания, а также информация об устранении нарушений при строительстве жилого дома в части внесения изменений в проектную документацию (л.д. - 48).
В соответствии с нормами действующего Градостроительного законодательства РФ и положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", инспекцией ООО "Орбис" 21.04.2015 были вручены документы, определяющие даты и сроки проведения проверки вышеуказанного предписания (распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 20.04.2015 N 205-рп, уведомление о проведении проверки от 20.04.2015 N 308).
Согласно указанным документам, определен период проведения с 28.04.2015 по 14.05.2015.
Судом правильно указано на то, что при таких обстоятельствах, у Инспекции отсутствовали основания для продления или переноса сроков проверки исполнения предписания от 27.03.2015 N 02-23/153/1, о чем в свою очередь ООО "Орбис" было проинформировано письмом Инспекции от 27.04.2015 N ГИСН-01-34/777.
В период с 28.04.2015 по 14.05.2015 Инспекцией проведена проверка исполнения ООО "Орбис" вышеуказанного предписания.
При этом установлено, что пункты предписания N N 2,4,5,6,7,8,10,13,14,15,16,17,18,19,20,21 лицом, привлекаемым к ответственности не исполнены.
Таким образом, ООО "Орбис" не выполнены в установленный срок требования п. 2,4,5,6,7,8,10,13,14,15,16,17,18,19,20,21 законного предписания от 27.03.2015 N 02-23/153/1 уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Первый экземпляр акта проверки от 14.05.2015 N 02-23/245 был вручен ООО "Орбис", сопроводительным письмом Инспекции от 14.05.2015 г. общество надлежащим образом было извещено о дате месте и времени составления протокола по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
По данным фактам 26.05.2015 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 02-30/119.
При составлении протокола представитель общества возражал против правонарушения, указал, что сроки исполнения по внесению изменений в проектную документацию "нереальны", а нарушения по очистке территории и те, которые не требовали внесение изменений, выполнены.
Судом верно указано на то, что суду не предоставлены доказательства устранения нарушений, указанных в предписании, равно как не предоставлены доказательства невозможности устранения нарушений в сроки, указанные в предписании.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях общества присутствует и доказан состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В ходе проверки, а также при составлении протокола об административном правонарушении, Обществом не представлено доказательств того, что строительство осуществляется без нарушений действующего законодательства РФ, а также ООО "Орбис" не представлены доказательства того, что Общество предприняло все возможные меры исполнения требований законного предписания.
Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
Имеющиеся в деле материалы подтверждают, что проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.
Общество не представило суду доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения им требований закона.
Судом также сделан правильный вывод о том, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не имеется.
Судом не установлены обстоятельства, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Таким образом, судом принято правильное решение о привлечении к ответственности.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно договору подрядчик - ООО "Орбис", обязуется выполнить работы по строительству жилого дома в соответствии с действующим законодательством РФ, согласованной проектной технической документацией, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенического режима.
Обеспечивать систематическую уборку участка работ и вывоз строительного мусора с места выполнения работ.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 52 Кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного надзора.
Однако Общество не воспользовалось своим правом, каких либо возражений не представило ни по акту проверки от 27.03.2015 N 02-23/153, ни по предписанию от 27.03.2015 N 02-23/153/1.
Кроме того, в установленный в предписании срок для устранения нарушений и до проверки выполнения установленных в нем требований общество в суд с иском о признании незаконным этого предписания не обратилось.
Таким образом, факт неисполнения всех требований предписания в установленный срок подтверждается материалами дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные обществом с ограниченной ответственностью "Орбис" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2015 года по делу N А55-12991/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12991/2015
Истец: Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Ответчик: ООО "Орбис"