г. Самара |
|
08 сентября 2015 г. |
N А55-27722/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.09.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2015 по делу N А55-27722/2014 (судья Коршикова Е.В.), принятое по исковому заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" (ИНН 6317019121, ОГРН 1026301421167), г.Самара, к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г.Москва, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, о взыскании убытков,
в судебном заседании приняли участие:
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области Шеметова А.Г. (доверенность от 27.03.2015 N 3508),
представитель АО "Самаранефтепродукт" Трещева Ю.В. (доверенность от 12.08.2015 N 35/186),
представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства финансов Российской Федерации не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаранефтепродукт" (далее - ОАО "Самаранефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) убытков в размере 1273153 руб. 39 коп. (с учетом удовлетворенного судом ходатайства об уточнении исковых требований).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ТУ Росимущества в Самарской области и Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2015 по делу N А55-27722/2014 с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Самарской области за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Самаранефтепродукт" взысканы убытки в размере 1273153 руб. 39 коп.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" ОАО "Самаранефтепродукт" изменило организационно-правовую форму на акционерное общество без изменения иных реквизитов.
АО "Самаранефтепродукт" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства финансов Российской Федерации, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Самарской области поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель АО "Самаранефтепродукт" апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей ТУ Росимущества в Самарской области и АО "Самаранефтепродукт" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самаранефтепродукт" принадлежит на праве собственности сооружение автозаправочной станции N 117 (АЗС N 117) по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, д. 44, что подтверждается свидетельством от 17.11.2000 серии 63-АА N 031453.
С 12.07.2002 по 11.07.2012 земельный участок площадью 6310 кв.м. с кадастровым номером 63:09:02 031:005 находился у общества в аренде на основании договора аренды с Мэрией г. Тольятти от 15.08.2002 N 495 (впоследствии кадастровый номер земельного участка был изменен на 63:09:0202054:7).
22.06.2012 ОАО "Самаранефтепродукт" обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202054:7 на два земельных участка и о предоставлении одного из них площадью 5042 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0202054:641 в собственность.
Решением от 24.01.2013 по делу N А55-28494/2012 Арбитражный суд Самарской области признал незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202054:7 площадью 6310 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, дом 44, и в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО "Самаранефтепродукт" земельного участка по указанному адресу с кадастровым номером 63:09:0202054:641 площадью 5042 кв.м., занимаемого автозаправочной станцией N 117, обязал ТУ Росимущества в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ОАО "Самаранефтепродукт" путем принятия в месячный срок решения по заявлению от 20.06.2012 о фактическом разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202054:7 площадью 6310 кв.м., расположенного по указанному адресу, на земельный участок площадью 5042 кв.м. (кадастровый номер 63:09:0202054:641) и земельный участок площадью 1268 кв.м. (кадастровый номер 63:09:0202054:642), и путем принятия решения о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, занимаемого автозаправочной станцией N 117, а также обязал ТУ Росимущества в Самарской области в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность указанного земельного участка направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2013 по делу N А55-28494/2012 оставлено без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2013.
Судебными актами по делу N А55-28494/2012, в частности, установлено, что на момент образования из участка с кадастровым номером 63:09:0202054:7 двух земельных участков (в том числе земельного участка, испрашиваемого обществом) право собственности Российской Федерации было зарегистрировано, к заявлению от 22.06.2012 ОАО "Самаранефтепродукт" приложило все необходимые документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", Положением о ТУ Росимущества по Самарской области определено, что оно заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного судебного решения ТУ Росимущества в Самарской области приняло распоряжение от 01.11.2013 N 785-р о разделе земельного участка площадью 6310 кв.м. с кадастровым номером 63:09:02 02 031:005 (новый кадастровый номер 63:09:0202054:7) на два земельных участка: площадью 5042 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0202054:1853 и площадью 1268 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0202054:1854 и о предоставлении земельного участка площадью 5042 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0202054:1853 в собственность общества.
На основании этого распоряжения между ТУ Росимущества и ОАО "Самаранефтепродукт" заключен договор от 03.03.2014 N 09-10-1124-13-785~р/22 купли-продажи земельного участка площадью 5042 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0202054:1853.
Право собственности ОАО "Самаранефтепродукт" на данный земельный участок зарегистрировано 21.04.2014, что подтверждается свидетельством серии 63-AM N 124063.
Таким образом, только с 21.04.2014 у общества возникла обязанность уплачивать налог на землю вместо арендной платы.
В период со дня обращения в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о разделе земельного участка и по 21.04.2014 общество в соответствии с вышеуказанным договором аренды земельного участка от 15.08.2002 N 495, заключенным с Мэрией г. Тольятти, продолжало уплачивать арендную плату за пользование земельным участком площадью 6310 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0202031:005 (новый кадастровый номер 63:09:0202054:7).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению.
По искам о взыскании убытков, являющихся результатом причинения вреда, доказыванию подлежит совокупность следующих фактов: наличие и размер причиненных убытков, факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими убытками.
Совокупность указанных фактов материалами дела полностью подтверждается.
Незаконность (противоправность) действий ТУ Росимущества в Самарской области установлена решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2013 по делу N А55-28494/2012, которое в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Причинно-следственная связь между бездействием ТУ Росимущества в Самарской области и возникшими у общества убытками материалами дела подтверждается, поскольку если бы ТУ Росимущества в Самарской области действовало в соответствии с законом, то право собственности ОАО "Самаранефтепродукт" на земельный участок возникло бы в установленный законом срок и с этого момента у него прекратилась бы обязанность уплачивать арендную плату.
Материалами дела также подтверждаются наличие и размер возникших у общества убытков, составляющих разницу между уплаченной им суммой арендной платы и земельным налогом, который подлежал уплате в случае рассмотрения ТУ Росимущества в Самарской области заявления общества о предоставлении ему в собственность земельного участка в порядке и в срок, установленные Федеральным законом от 21.07.2997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации).
Как следует из материалов дела, за период с 11.09.2012 по 20.04.2014 (с учетом 20-дневного срока на проведение государственной регистрации, установленного пунктом 3 статьи 13 Закона о регистрации (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)) общество уплатило арендную плату в сумме 2179095 руб. 23 коп., за тот же период в соответствии с постановлениями Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", Положением о земельном налоге на территории городского округа Тольятти, утвержденным постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 19.10.2005 N 257, подлежал уплате земельный налог в сумме 905941 руб. 84 коп. и, таким образом, разница между указанными суммами, являющаяся убытками общества, составляет 1273153 руб. 39 коп. (2179095 руб. 23 коп. - 905941 руб. 84 коп.).
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
ТУ Росимущества в Самарской области не опровергло факт наличия у общества убытков в указанном размере.
Довод ТУ Росимущества в Самарской области неполной оплате обществом арендной платы суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2015 по делу N А55-24918/2014 ТУ Росимущества в Самарской области отказано во взыскании с АО "Самаранефтепродукт" задолженности по арендной плате за период с 01.01.2011 по 31.03.2014 по договору аренды земельного участка от 15.08.2002 N 495.
При этом суд первой инстанции установил, что АО "Самаранефтепродукт", действуя добросовестно, своевременно и в полном объеме внесло в бюджет муниципального образования на счет Мэрии г.о.Тольятти арендную плату по указанному договору за период с 2 квартала 2011 года по 1 квартал 2014 года включительно. При этом Мэрия г. Тольятти знала или должна была знать о неосновательности получения ею арендной платы с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок, тогда как общество об этом обстоятельстве не было осведомлено. Суд первой инстанции учел, что в соответствии с пунктом 3 статьи 382 ГК РФ обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ указанные обстоятельства, установленные при рассмотрении судебного дела N А55-24918/2014, являются преюдициально значимыми для настоящего дела.
По общему правилу, установленному статьей 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями государственных органов, выступает главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Таким образом, по иску АО "Самаранефтепродукт" о взыскании убытков, причиненных в результате незаконного бездействия ТУ Росимущества в Самарской области, надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Выводы суда первой инстанции согласуются с судебной практикой.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества по Самарской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2015 года по делу N А55-27722/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27722/2014
Истец: АО "Самаранефтепродукт", ОАО "Самаранефтепродукт"
Ответчик: РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, РФ в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, УФК Управление Федерального казначейства по Самарской области