город Ростов-на-Дону |
|
10 сентября 2015 г. |
дело N А32-42757/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Диденко С.В. по доверенности N 7 от 22.06.2015, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2015
по делу N А32-42757/2015,
принятое судьей Корейво Е.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Кубанское речное пароходство"
к заинтересованному лицу Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования
при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кубанское речное пароходство" (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрация муниципального образования (далее - департамент) о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выраженный в письме от 6 ноября 2014 года N 29/5844-1.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом были представлены все необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию документы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2015 отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выраженный в письме от 6 ноября 2014 года N 29/5844-1, признан незаконным. Решение суда мотивировано тем, что решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не соответствует положениям ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, создает заявителю препятствия в эксплуатации названного объекта, используемого в ходе осуществления экономической деятельности. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2015 суд обязал Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Кубанское речное пароходство" г. Краснодар путем выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Учебно-производственные мастерские профессий водного транспорта для универсального здания профессионально-технического училища по ул. Вишняковой, 1/12 в городе Краснодаре".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2015 отменить, ссылаясь на отсутствие у общества какого-либо вещного права на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0306051:131, а также, отсутствием разрешения на строительство объекта на данном земельном участке.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании объявлено, что в связи с отпуском судьи Ефимовой О.Ю. в составе суда произведена замена судьи Ефимовой О.Ю. на судью Гуденица Т.Г., рассмотрение дела начато с самого начала. Представитель заявителя в судебном заседании дал пояснения, указал на законность и обоснованность принятого судебного акта. Представитель общества ходатайствовал о приобщении к материалам дела копии технического паспорта. Суд протокольным определением приобщил представленный технический паспорт к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в письме от 06.11.2014 N 29/5844-1 отказал заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Учебно-производственные мастерские профессий водного транспорта для универсального здания профессионально-технического училища по ул. Вишняковой, 1/12 в городе Краснодаре".
В качестве оснований отказа заинтересованным лицом указано на непредставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и проектной документации. Отдельно отмечено, что представленный правоудостоверяющий документ на незавершенный строительством объект свидетельствует о том, что завершение строительства этого объекта велось без разрешительной документации.
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых статьей 4, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований суд первой инстанции исходил из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой, как указано в части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Согласно порядку, регламентированному частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик для ввода объекта в эксплуатацию обращается с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требуется представление в качестве приложения к заявлению пакета необходимых документов, перечисленных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в числе которых правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка (или проект планировки территории и проект межевания территории); разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Выдавший разрешение на строительство орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, провести осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Из материалов дела усматривается, что письмом от 06.11.2014 N 29/5844-1 департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар отказал в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта "Учебно-производственные мастерские профессий водного транспорта для универсального здания профессионально-технического училища по ул. Вишняковой, 1/12 в г. Краснодар", расположенном на земельном участке, площадью 25957 кв. м. с кадастровым номером 23:43:0306051:131. В обоснование отказа департаментом указаны следующие обстоятельства: обществом не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок; не представлен градостроительный план земельного участка; не представлено разрешение на строительство; не представлена проектная документация.
Как верно установлено судом первой инстанции, заявителем в качестве правоустанавливающего документа представлен типовой акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 09.06.1988, в соответствии с которым заявителю, на основании решения исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 06.12.1963 N 1300, в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 260000 м? по ул. Вишняковой для организации речных причалов и складирования песка (том 1 л.д. 35).
Решением Исполкома Краснодарского городского Совета народных депутатов N 395/4 от 14 сентября 1987 года Кубанскому речному пароходству было предоставлено разрешение на разработку проекта и строительства учебно-производственных мастерских для ПТУ на территории речного порта, 10 ноября 1987 года главным архитектором города Краснодара утверждено архитектурно-планировочное задание на строительство учебно-производственных мастерских.
Приказом пароходства N 369 от 18 июля 1989 года утвержден рабочий проект на строительство учебно-производственных мастерских для ПТУ.
В октябре 1989 года между ОКС Кубанского речного пароходства и РСУ Кубанского речного пароходства подписан акт приемки и сдачи выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат, согласно которым были выполнены работы по строительству свайного основания на общую сумму 9615 рублей (в ценах 1989 года). В 1993 году Кубанское речное пароходство приватизировано, объект незавершенный строительством - Учебно-производственные мастерские был включен в план приватизации N 40 от 20 мая 1993 года в подраздел "Перечень объектов и стоимость не завершенных строительством объектов по балансу на 01.07.1992 года".
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда от
18 марта 2009 года из чужого незаконного владения физических лиц в пользу открытого акционерного общества "Кубанское речное пароходство" истребован земельный участок площадью 12764 мс кадастровым номером 23:43:0306051:0105 по адресу: г. Краснодар, ул. Вишняковой, 1/12. Судом установлено, что на указанном земельном участке располагается незавершенный строительством объект - учебно-производственные мастерские для ПТУ.
Право собственности заявителя на незавершенный строительством объект - учебно-производственные мастерские общей площадью застройки 1053,5 м, с готовностью объекта - 9% по ул. Вишняковой, дом 1 в городе Краснодаре зарегистрировано за заявителем 17 сентября 2009 года.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23643:03060516131 площадью 25957 м зарегистрировано за Российской Федерацией 26.12.2011.
Представленный в материалы дела типовой акт от 09.06.1988 свидетельствует о наличии прав у заявителя на спорный земельный участок.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у общества права собственности на объекты незавершенного строительства, а также право бессрочного пользования земельным участком, на котором указанные объекты расположены.
Кроме того, как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ не предусмотрено условие обязательного расположения на спорном земельном участке зданий, строений или сооружений для приобретения на него права собственности или аренды, то есть наличие либо отсутствие объекта недвижимости на земельном участке, особенности его адресного местоположения на земельном участке, не являются препятствием для переоформления права.
Негативных правовых последствий в виде отказа, в случае обращения с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретения в собственность после 01.07.2012 действующим земельным законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, отнесены разрешение на строительство объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство является единственным допустимым и законным основанием для начала, осуществления строительства (реконструкции), без получения и наличия которого осуществление строительства невозможно, в противном случае такая деятельность противоречила бы вышеуказанным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что обществом было представлено Решение Исполкома Краснодарского городского Совета народных депутатов N 395/4 от 14.09.1987, согласно которому Кубанскому речному пароходству разрешено запроектировать и построить учебно-производственные мастерские на земельном участке, на территории порта (том 1 л.д. 78).
Также, в подтверждение необоснованности отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, судом правомерно указано на то, что предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (п.2 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
В материалы дела представлены доказательства того, что к заявлению на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приложен типовой проект, по которому велось строительство.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что для решения вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется не проектная документация как таковая, а документы, подтверждающие соответствие построенного объекта проектной документации, однако оспариваемый отказ не содержит ссылок на такие несоответствия.
В материалы дела заявителем были представлены заключение о соответствии объекта техническим регламентам и заключение о соответствии объекта проектной документации требованиям энергетической эффективности, требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, справки о выполнении технических условий на теплоснабжение, электроснабжение, а также справки о предоставлении возможности подключения объекта к системам водоснабжения и водоотведения (том 1 л.д. 56-73).
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не усматривается обстоятельств, препятствующих получению обществом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают выводы суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства установлены судом первой инстанции.
Кроме того, решение суда о признании незаконным отказа обжалуется Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - собственником земельного участка, который используется обществом на праве бессрочного пользования, тогда как департаментом, принявшим решение об отказе во вводе объекта в эксплуатацию, выводы суда первой инстанции не опровергаются.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2015 по делу N А32-42757/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42757/2015
Истец: ОАО "Кубанское речное пароходство"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрация муниципального образования
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае