Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор аренды в отношении нежилых помещений
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А03-5841/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Ждановой,
судей Ю.И. Павловой, М.А. Фертикова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Ташлыковой,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭКО-Комплекс" (07АП-9877/2016) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08 сентября 2016 года по делу N А03-5841/2016 (судья О.А. Федотова)
по иску открытого акционерного общества "ЭКО-Комплекс" (ОГРН 1132223004165,
ИНН 1132223004165)
к комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (ИНН 2202000060, ОГРН 1022201770381)
об обязании заключить договор аренды нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ЭКО-Комплекс" (далее - истец, ОАО "ЭКО-Комплекс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - ответчик, Комитет) об обязании заключить договор аренды нежилых помещений, общей площадью 10 226,9 кв.м., расположенных по адресу: г.Барнаул, пр. Космонавтов, 16.
Исковые требования обоснованы статьями 8, 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) и мотивированы тем, что отказ ответчика от заключения договоров аренды на новый срок противоречит закону и нарушает права истца в сфере экономической деятельности. Истец указывает, что арендуемые помещения находятся в муниципальной собственности, относятся к имуществу казны города Барнаула, к правоотношениям по его аренде распространяются положения Закона о защите конкуренции.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08 сентября 2016 года по делу N А03-5841/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что арендуемые помещения находятся в муниципальной собственности, относятся к имуществу казны города Барнаула, к правоотношениям по его аренде распространяются положения Закона о защите конкуренции, ввиду чего в силу ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции у ответчика отсутствовали основания для отказа в заключении договоров аренды на новый срок.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ))), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком
(арендодатель) правоотношения возникли из договора аренды нежилого помещения (здания) N 43 от 11.07.2013 по условиям которого, арендодатель сдаёт, а арендатор принимает в арендное пользование нежилые здания общей площадью 10 226,9 кв. метра расположенные по адресу: г. Барнаул, проспект Космонавтов, 16 (далее по тексту - помещения).
Пунктом 1.3. договора срок аренды устанавливается с 01.05.2013 по 30.04.2014.
Соглашением от 30.08.2013 о внесении изменений в договор N 43 от 1 1.07.2013, внесены изменения: в арендное пользование переданы нежилые здания общей площадью 9 806,0 кв. метра.
Договором N 43 от 12.05.2014 в арендное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 9 806,0 кв. метра, срок аренды установлен с 01.05.2014 по 30.05.2014.
Договором N 43 от 11.10.2014 в арендное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 5 800,3 кв. метра, срок аренды установлен с 01.07.2014 по 31.05.2015.
Соглашением от 10.12.2014 о внесении изменений в договор N 43 от 11.10.2014, внесены изменения: в арендное пользование переданы нежилые здания общей площадью 3 055.4 кв. метра.
Договором N 95 от 11.10.2014 в арендное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 4 005,7 кв. метра, срок аренды установлен с 01.07.2014 по 31.05.2015.
Соглашением от 10.12.2014 о внесении изменений в договор N 95 от 11.10.2014, внесены изменения: в арендное пользование переданы нежилые здания общей площадью 3 379,7 кв. метра.
Договором N 43 от 14.05.2015 в арендное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 3 055,4 кв. метра, срок аренды установлен с 01.06.2015 по 31.12.2015.
Договором N 95 от 14.05,2015 в арендное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 3 379,7 кв. метра, срок аренды установлен с 01.06.2015 по 31.12.2015.
Договором N 659 от 15.10.2015 в арендное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 2 658,8 кв. метра. срок аренды установлен с 15.10.2015 по 13.11.2015.
Договором N 43 от 12.01.2016 в арендное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 3 055,4 кв. метра, срок аренды установлен с 01.01.2016 по 30.01.2016.
Договором N 95 от 12.01.2016 в арендное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 3 379,7 кв. метра, срок аренды установлен с 01.01.2016 по 30.01.2016.
Письмом, исх. N 96 от 11.03.2016, истец сообщил ответчику о намерении заключения договоров аренды нежилых помещений находящихся в муниципальной собственности по адресу пр-кт Космонавтов, 16 на новый срок, установив размер арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости.
Ответчик письмом, исх. N 990 от 29.03.2016, сообщил, что истец не соответствует требованиям, изложенным в частях 1 и 3 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, в связи с чем, у комитета отсутствуют законные основания для заключения с ОАО "ЭКО-Комплекс" договора аренды на нежилые помещения по пр-кту Космонавтов, 16 на новый срок без проведения торгов.
Полагая, что отказ ответчика от заключения договоров на новый срок противоречит закону и нарушает права истца в сфере экономической деятельности, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно части 1 статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, согласно которым заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
- на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
- государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
- государственным и муниципальным учреждениям;
- некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
- медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
- для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
- лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
- в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
- лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
- на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
- взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
- правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
- являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
- лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
- передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.
В соответствии с частью 3 указанной статьи в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: 1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; 2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; 3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям.
Часть 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции также предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений без проведения конкурсов или аукционов при одновременном соблюдении следующих требований: арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом части; деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы; договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.
Частью 9 указанной статьи установлено, что по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Согласно части 10 этой же статьи арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
Законодатель предоставил преимущества арендатору на заключение договора аренды государственного и муниципального имущества на новый срок перед другими лицами в том случае, если стороны договора не предусмотрели иной порядок.
В рассматриваемом случае истец, обосновывая свою позицию о необоснованном отказе ответчика от заключения договоров аренды на новый срок, ссылается на положения ч. ч. 9,10 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что норма ч. 9 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции, как следует из ее содержания (отсылки к ч. 1 и 3 ст. 17.1.), применяется к тем договорам аренды, которые изначально были заключены по результатам проведения конкурсов или аукционов.
Однако спорные договоры аренды N 43 от 12.01.2016, N 43 от 14.05.2015, N 95 от 14.05.2015, N 659 от 15.10.2015, N 95 от 12.01.2016, N 95 от 11.10.2014 заключены не по результатам торгов или аукционов.
Как следует из письма Комитета N 990 от 29.03.2016 (л.д. 75 том 1) договоры аренды N 95, N 43 от 14.05.2015 заключены в соответствии с постановлением администрации города от 08.10.2014 N 2188 "О предоставлении имущественной поддержки ОАО "ЭКО-Комплекс" на 2014-2015 года".
Принимая во внимание изложенное выше, учитывая, что истец не является государственным либо муниципальным унитарным предприятием, автономным учреждением, бюджетным, казенным учреждением, государственным органом, органом местного самоуправления, либо хозяйственным обществом, созданным указанными учреждениями, а также учитывая то, что договоры арены не заключались в порядке исключений предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующие о возникновении у ответчика предусмотренной законом или договором обязанности заключить договор аренды с истцом на новый срок.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08 сентября 2016 года по делу N А03-5841/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
Е. И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5841/2016
Истец: ОАО "Эко-комплекс"
Ответчик: .Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула
Третье лицо: Администрация г. Барнаула.