г. Вологда |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А66-1475/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 июня 2015 года по делу N А66-1475/2015 (судья Белов О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверьстроймелиорация" (место нахождения: 170028, город Тверь, проспект Промышленный, дом 3; ИНН 6903003003, ОГРН 1026900546397; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Смоленский, дом 29; ИНН 6905003320, ОГРН 1026900561071; далее - Министерство), оформленного письмом от 08.11.2014 N 27965-09, в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:2921, о возложении на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 731 кв.м, с кадастровым номером 69:40:0200056:2921, расположенного по адресу: город Тверь, Промышленный проезд, дом 3, по цене, установленной в два с половиной процента кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ИНН 6901000920, ОГРН 1066950062717; далее - Администрация), Министерство.
Решением от 01.06.2015 суд признал недействительным оформленный письмом от 08.11.2014 N 27965-09 отказ Министерства в предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:2921, расположенного по адресу: город Тверь, Промышленный проезд, дом 3, возложил на Администрацию обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу вынести решение о предоставлении Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:2921, а также направить заявителю проект соответствующего договора купли-продажи, взыскал с Министерства в пользу Общества 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просила его отменить в части возложения на Администрацию обязанности в месячный срок со дня вступления решения в законную силу вынести решение о предоставлении Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:2921, а также направления заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд должен устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества органа, действия (бездействия) которого признаны незаконными. В обжалуемом судебном акте признано незаконным бездействие Министерства. Обязанность возложена на Администрацию.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по заявленным доводам в порядке части 5 статьи 258 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат два объекта недвижимости площадью 255,3 кв.м и 314,4 кв.м, расположенные по адресу: город Тверь, Промышленный проезд, дом 3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Общество 29.05.2014 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:2921 площадью 731 кв.м, на котором расположены данные объекты недвижимости.
Письмом от 20.10.2014 N 24065-09 Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность земельного участка в связи с имеющейся задолженностью за фактическое использование земельного участка.
Общество повторно обратилось в Министерство с просьбой возобновить рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом от 08.11.2014 N 27965-09 Министерство отказало Обществу в предоставлении земельного участка в связи с невозможностью определения количества нежилых помещений, входящих в состав здания.
Считая отказ Министерства необоснованным, не соответствующим закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил заявление Общества.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Указанные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок с даты принятия названного решения.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В рассматриваемом случае заявитель как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представил в Министерство полный пакет документов, предусмотренный Перечнем.
Суд первой инстанции установил, что каждый вышеназванный объект недвижимости Общества поставлен на кадастровый учет, в отношении данных объектов составлены технические паспорта.
Согласно акту обследования спорного земельного участка от 14.04.2015 N 2, принадлежащие Обществу вышеперечисленные объекты недвижимого имущества являются зданиями (строениями), которые, представляют собой блокированные здания (строения, имеющие общие стены без проемов с соседними зданиями (строениями), имеют выход на территорию общего пользования.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что отказ Министерства противоречит ЗК РФ, требования Общества подлежат удовлетворению.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, должен указать на обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя достигается путем возложения на ответчика обязанности принять соответствующие решения.
Поскольку Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ЗК РФ, регулирующие порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, суд правильно указал, что нарушений права в данном случае могут быть восстановлены путем возложения на Администрацию обязанности принять соответствующее решение по заявлению Общества и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что указанная обязанность возложена на лицо, которое не нарушает прав заявителя, не принимается во внимание.
В данном случае при установлении фактов обоснованного обращения заявителя в уполномоченный на тот период времени орган с заявлением о предоставлении в собственности земельного участка и неправомерного отказа в удовлетворении такого заявления изменение такого органа в силу требований закона не возлагает на Общество обязанности повторно обращаться с таким заявлением.
Как правильно указал суд первой инстанции, в случае возникновения преддоговорного спора между указанными лицами (в том числе о цене договора) он подлежит разрешению в установленном законом порядке.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 июня 2015 года по делу N А66-1475/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1475/2015
Истец: ООО "Тверьстроймелиорация"
Ответчик: Администрация города Твери, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области