г. Красноярск |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А33-10550/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Ишутиной О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровой Е.В.,
при участии:
от истца (открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД"): Рожковой И.Е., представителя по доверенности от 05.03.2015,
от ответчика (акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске): Ключниковой А.С., представителя по доверенности от 08.12.2014 N РНТ-539/14,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" мая 2015 года по делу N А33-10550/2014, принятое судьёй Трубачевым И.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске о взыскании 43 020 058 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами.
Определением от 17.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "НТ-Сервис".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2015 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик (заявил об изменении наименования на акционерное общество "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске) - обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что представленные истцом документы (акты общей формы на задержку вагонов, составленные в пути следования) составлены в одностороннем порядке и доказывают только факт задержки вагонов, а не наличие причин их задержки, зависящих от грузополучателя.
Наличие причин задержки порожних вагонов в пути следования, зависящих от грузополучателя порожних вагонов, должно быть подтверждено актами общей формы, подтверждающими нарушение грузополучателем технологических сроков оборота вагонов, из-за которого перевозчик вынужден задерживать в пути следования иные вагоны, за нахождение которых на путях общего пользования перевозчик начисляет на грузополучателя договорную плату. Такие акты истцом не представлены.
Судом первой инстанции не применены пункт 3.1 Правил и пункт 3.6.1 распоряжения ОАО "Российские железные дороги" от 22.03.2012 N 558, в связи с чем имеет место недоказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, в частности, наличие причин задержки вагонов в пути следования, зависящих от грузополучателя.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились и не направили своих представителей другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
31.05.2010 между ответчиком (грузоотправителем, грузополучателем), истцом (перевозчиком) и ООО "НТ-сервис" (владельцем) заключен договор N 41 на подачу и уборку вагонов ЗАО "ЮТС" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "НТ-сервис", примыкающий к станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 15 договора в редакции протокола согласования разногласий от 25.06.2010, собственные и арендованные порожние вагоны, прибывающие по полным перевозочным документам, подаются на подъездной путь через 2 часа после передачи станцией уведомления о предстоящей подаче.
В случае неприема прибывших вагонов по причинам, зависящим от владельца или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспортаN ":
в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50 % платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции;
в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику, в размере платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
В случае задержки вагонов в пути следования на станциях Красноярской железной дороги по неприему станцией Уяр по причинам, зависящим от владельца или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", при условии, что задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки груза:
в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50 % платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции;
в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику, в размере платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
При этом порядок оформления документов, являющихся основанием для взыскания платы в соответствии с настоящим пунктом договора, определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, иными действующими нормативными документами и договорами, заключенными между сторонами.
Согласно пункту 18 договора в редакции протокола согласования разногласий от 25.06.2010, настоящий договор вступает в силу с 01.07.2010 и действует по 31.12.2010. В случае, если ни одна из сторон за 30 календарных дней до истечения срока действия договора не заявит о своем желании его расторгнуть, то договор пролонгируется автоматически на каждый следующий календарный год.
Как следует из иска, на станции Уяр 29.01.2014 по прибытии поезда N 3213, индекс 8935-668-8927, был составлен акт общей формы N 1/48-3 от 29.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 24.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 29.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещением от 24.01.2014 г. N 77, которое грузополучателю вручено лично или по почте. Время простоя составило 105-02 часов по акту N 1/48-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 050217 начислена плата в сумме 466 268,4 руб. без учета НДС или 550 196,71 руб. с НДС.
На станции Уяр 30.01.2014 по прибытии поезда N 3209, индекс 8931-584-8927, был составлен акт общей формы N 1/50-3 от 30.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Заозерная Красноярской железной дороги 28.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Заозерная 29.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 74,78, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 40-02 часов по акту N 1/50-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 050218 начислена плата в сумме 111 077,2 руб. без учета НДС или 131 071,1 руб. с НДС.
На станции Уяр 15.06.2013 г. по прибытии поезда N 2513, индекс 9600-316-8927, был составлен акт общей формы N 1/4615-3 от 15.06.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Иланская Красноярской железной дороги 12.06.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Иланская 14.06.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 191,196, которые грузополучателю вручены лично или по почте. Время простоя составило 51 -55 часов по акту N 1/4615-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120228 начислена плата в сумме 98 137,2 руб. без учета НДС или 115 801,9 руб. с НДС.
На станции Уяр 15.06.2013 по прибытии поезда N 3165, индекс 9600-309-8927, был составлен акт общей формы N 1/1842-3 от 15.06.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 07.06.2013 г были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 14.06.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 184,195, которые грузополучателю вручены лично или по почте. Время простоя составило 174-05 часов по акту N 1/1842-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120224 начислена плата в сумме 859 491,2 руб. без учета НДС или 1 014 199,62 руб. с НДС.
На станции Уяр 04.02.2014 по прибытии поезда N 3205, индекс 9200-065-8927, был составлен акт общей формы N 1/60-3 от 04.02.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 01.02.2014 г. были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст.Канск-Енисейский 03.02.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 84,88, которые грузополучателю вручены лично или по почте. Время простоя составило 29-07 часов по акту N 1/60-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 070221 начислена плата в сумме 55 803,0
руб. без учета НДС или 65 847,54 руб. с НДС.
На станции Уяр 17.06.2013 по прибытии поезда N 3161, индекс 9200-028-8927, был составлен акт общей формы N 1/4681-3 от 17.06.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Заозерная Красноярской железной дороги 09.06.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Заозерная 16.06.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 197,186, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 163-42 часов по акту N 1/4681-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120227 начислена плата в сумме 802 501,2 руб. без учета НДС или 946 951,42 руб. с НДС.
На станции Уяр 15.06.2013 по прибытии поезда N 2699, индекс 9200-021-8927, был составлен акт общей формы N 1/1845-3 от 15.06.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Стайный Красноярской железной дороги 06.06.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Стайный 14.06.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 183,194, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 198-30 часов по акту N 1/1845-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 130242 начислена плата в сумме 1 001 958,0 руб. без учета НДС или 1 182 310,44 руб. с НДС.
На станции Уяр 26.12.2013 по прибытии поезда N 3651, индекс 8935-660-8814, был составлен акт общей формы N 1/8994-3 от 26.12.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 13.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 26.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 417,428, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 309-51 часов по акту N 1/8994-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 040315 начислена плата в сумме 1 295 664,5 руб. без учета НДС или 1 528 884,11 руб. с НДС.
На станции Уяр 28.12.2013 по прибытии поезда N 2217, индекс 8935-661-8927, был составлен акт общей формы N1/8995-3 от 28.12.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 18.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 28.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 423,425, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 218-29 часов по акту N 1/8995-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 040316 начислена плата в сумме 598 796,0 руб., без учета НДС или 706 579,28 руб. с НДС.
На станции Уяр 27.12.2013 по прибытии поезда N 3166, индекс 8902-897-8937, был составлен акт общей формы N 1/8992-3 от 27.12.201, свидетельствующий о следующем; на основании распоряжения перевозчика по станции Заозерная Красноярской железной дороги 18.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Заозерная 25.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 3437,422, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 156-14 часов по акту N1 /8992-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 040314 начислена плата в сумме 599 989,0 руб. без учета НДС или 707 987,02 руб. с НДС.
На станции Уяр 14.12.2013 по прибытии поезда N 3168, индекс 8900-575-8927, был составлен акт общей формы N1/8991-3 от 14.12.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Красноярск Красноярской железной дороги 11.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Красноярск 13.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 415, 418, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 60-45 часов по акту N 1/8991-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 040317 начислена плата в сумме 212 892,3 руб. без учета НДС или 251 212,91 руб. с НДС.
На станции Уяр 28.12.2013 по прибытии поезда N 2217, индекс 8935-661-8927, был составлен акт общей формы N 1/9003-3 от 28.12.2013 свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Решоты Красноярской железной дороги 24.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя закрытого акционерного общества "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Решоты 25.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 431, 430, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 13-11 часов по акту N 1/9003-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 060359 начислена плата сумме 20 621,2 руб. без учета НДС или 24 333,02 руб. с НДС
На станции Уяр 04.11.2013 по прибытии поезда N 3120, индекс 8925-859-8927, был составлен акт общей формы N 1/8560-3 от 04.11.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Камарчага Красноярской железной дороги 28.10.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя - ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Камарчага 04.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 345, 354, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 174-24 часов по акту N 1/8560-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 050331 начислена плата в сумме 854 639,1 руб. без учета НДС или 1 008 474,14 руб. с НДС.
На станции Уяр 11.12.2013 по прибытии поезда N 3951, индекс 9600-611-8927, был составлен акт общей формы N 1/8990-3 от 11.12.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Решоты Красноярской железной дороги 21.11.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя закрытого акционерного общества "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Решоты 22.11.2013. Дальше на основании распоряжения от 22.11.2013 поезд был вновь задержан и выпущен - 10.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 373, 382а, 384, 414, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 429-12 и 37-40 часов по акту N 1/8990-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 040313 начислена плата в сумме 2 425 509,6 руб. без учета НДС или 2 862 101,33 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 050328 начислена плата в сумме 23 978,0 руб. без учета НДС или 28 294,04 руб. с НДС.
На станции Уяр 18.01.2014 по прибытии поезда N 3347, индекс 8937-014-8927, был составлен акт общей формы N 1/42-3 от 18.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Заозерная Красноярской железной дороги 15.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по закрытого акционерного общества "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Заозерная 18.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 38,45, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте.
Время простоя составило 78-40 часов по акту N 1/42-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 050331 начислена плата в сумме 314 223,3 руб. без учета НДС или 370 783,49 руб. с НДС.
На станции Уяр 21.01.2014 по прибытии поезда N 3149, индекс 9600-726-8927, был составлен акт общей формы N 1/59-3 от 21.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Иланская Красноярской железной дороги 10.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Иланская 10.01.2014. Дальше на основании распоряжения от 11.01.2014 поезд был вновь задержан и выпущен - 21.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 19,16,22,50, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 13 -41 и 247-40 часов по акту N 1/59-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120305 начислена плата в сумме 35 103,6 руб. без учета НДС или 41 422,25 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120306 начислена плата в сумме 1 531191,2 руб. без учета НДС или 1 806 805,62 руб. с НДС.
На станции Уяр 23.01.2014 по прибытии поезда N 3151, индекс 8935-667-8927, был составлен акт общей формы N 1/74-3 от 23.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 18.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 23.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 44,53, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 120-18 часов по акту N 1/74-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 140360 начислена плата в сумме 482 672,2 руб. без учета НДС или 569 553,2 руб. с НДС.
На станции Уяр 23.01.2014 г. по прибытии поезда N 3152, индекс 9600-743-8927, был составлен акт общей формы N1/58-3 от 23.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Красноярск Красноярской железной дороги 16.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗЛО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Красноярск 23.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 41,55, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 153-44 часов по акту N 1/58-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 033318 начислена плата в сумме 745 511,2 руб. без учета НДС или 879 703,22 руб. с НДС.
На станции Уяр 22.01.2014 по прибытии поезда N 2217, индекс 8935-664-8927, был составлен акт общей формы N 1/78-3 от 22.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 16.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 22.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 40,47, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 135-12 часов по акту N 1/78-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 140301 начислена плата в сумме 676 085,7 руб. без учета НДС или 797 781,13 руб. с НДС.
На станции Уяр 01.02.2014 по прибытии поезда N 2263, индекс 9600-765-8927, был составлен акт общей формы N1/70-3 от 01.02.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Заозерная Красноярской железной дороги 30.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя - ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Заозерная 01.02.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 79,81, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 47-48 часов по акту N1/70-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120315 начислена плата в сумме 141 433,6 руб. без учета НДС или 166 891,65 руб. с НДС.
На станции Уяр 11.01.2014 по прибытии поезда N 3458, индекс 8902-946-8927, был составлен акт общей формы N 1/8598-3 от 11.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Бугач Красноярской железной дороги 25.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Бугач 06. 01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 436,7, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 279-37 часов по акту N 1/8598-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120316 начислена плата в сумме 1 258 084,8 руб. без учета НДС или 1 516 400,06 руб. с НДС.
На станции Уяр 05.01.2014 по прибытии поезда N 3952, индекс 8909-013-8927, был составлен акт общей формы N 1/76-3 от 05.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Бугач Красноярской железной дороги 21.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Бугач 05.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 426,6, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 349-09 часов по акту N 1/76-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 140302 начислена плата в сумме 1 856 783,4 руб. без учета НДС или 2 191 004,41 руб. с НДС.
На станции Уяр 13.01.2014 по прибытии поезда N 3205, индекс 9600-694-8927, был составлен акт общей формы N 1/80-3 от 13.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 27.12.2013, были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 12.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 27,443, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 384-33 часов по акту N1/80-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 130340 начислена плата в сумме 2 061 939,2 руб. без учета НДС или 2 433 088,26 руб. с НДС.
На станции Уяр 03.02.2014 по прибытии поезда N 3199, индекс 9200-044-8927, был составлен акт общей формы N 1/72-3 от 03.02.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 28.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 02.02.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 74,87, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 126-59 часов по акту N 1/72-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 140306 начислена плата в сумме 584 431,2 руб. без учета НДС или 689 628,82 руб. с НДС.
На станции Уяр 16.01.2014 по прибытии поезда N 3951, индекс 8941-371-8927, был составлен акт общей формы N 1/62-3 от 16.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Поканаевка Красноярской железной дороги 27.11.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Поканаевка 15.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 37,394, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 1179-54 часов по акту N 1/62-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120301 начислена плата в сумме 5 225 779,0 руб. без учета НДС или 6 166 419,22 руб. с НДС,
На станции Уяр 22.01.2014 по прибытии поезда N 3199, индекс 8687-273-8927, был составлен акт общей формы N1/63-3 от 22.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Камала Красноярской железной дороги 26.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Камала 22.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 51,439, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 659-35 часов по акту N 1/63-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120312 начислена плата в сумме 2 876 818,0 руб. без учета НДС или 3 394 645,24 руб. с НДС.
На станции Уяр 14.12.2013 по прибытии поезда N 2857, индекс 9200-766-8927, был составлен акт общей формы N 1/9008-3 от 14.12.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Тинская Красноярской железной дороги 29.10.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Тинская 13.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 352,36, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 659-35 часов по акту N 1/9008-3- В ведомости подачи и уборки вагонов N 110325 начислена плата в сумме 4 316 342,6 руб. без учета НДС или 5 093 284,27 руб. с НДС.
На станции Уяр 07.12.2013 по прибытии поезда N 3192, индекс 8903-197-8927, был составлен акт общей формы N 1/8592-3 от 07.12.2013, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Чернореченская Красноярской железной дороги 25.11.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Чернореченкская 04.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 35,392, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 216-12 часов по акту N 1/8592-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 033319 начислена плата в сумме 1 098 848,0 руб. без учета НДС или 1 296 640,64 руб. с НДС.
На станции Уяр 22.01.2014 по прибытии поезда N 3116, индекс 9687-255-8927, был составлен акт общей формы N 1/60-3 от 22.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Зеледеево Красноярской железной дороги 09.12.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Зеледеево 21.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 48,410, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 1051 -59 часов по акту N 1/60-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 120302 начислена плата в сумме 5 720 064,0 руб. без учета НДС или 6 749 675,52 руб. с НДС.
На станции Уяр 22.01.2014 по прибытии поезда N 3202, индекс 8902-973-8937, был составлен акт общей формы N 1/61-3 от 22.01.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 16.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст. Канск-Енисейский 20.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 39,54, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 106-08 часов по акту N 1/61-3. В ведомости подачи и уборки вагонов N 110327 начислена плата в сумме 310 807,8 руб. без учета НДС или 366 753,2 руб. с НДС.
Ссылаясь на обязанность ответчика в силу пункта 15 договора от 31.05.2010 N 41 уплатить начисленную плату за пользование вагонами, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что правоотношения сторон возникли в связи с исполнением договора от 31.05.2010 N 41. Данные отношения правоотношения между сторонами регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее также Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, статья 39 Устава железнодорожного транспорта не содержит оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Необходимость учета воли следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08 по делу N А35-5779/07-С11.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Исковые требования основаны на условиях договора от 31.05.2010 N 41 (пункт 15).
Стороны согласовали возможность внесения платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику.
В пункте 15 договора в редакции протокола согласования разногласий от 25.06.2010 предусмотрено, что собственные и арендованные порожние вагоны, прибывающие по полным перевозочным документам, подаются на подъездной путь через 2 часа после передачи станцией уведомления о предстоящей подаче.
В случае неприема прибывших вагонов по причинам, зависящим от владельца или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспортаN ":
в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50 % платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции;
в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику, в размере платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
В случае задержки вагонов в пути следования на станциях Красноярской железной дороги по неприему станцией Уяр по причинам, зависящим от владельца или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", при условии, что задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки груза:
в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50 % платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции;
в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику, в размере платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
При этом порядок оформления документов, являющихся основанием для взыскания платы в соответствии с настоящим пунктом договора, определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, иными действующими нормативными документами и договорами, заключенными между сторонами.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", указано, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками. Более того, в самой статье 39 УЖТ РФ установлено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
С учетом заявленного предмета иска подлежат установлению следующие обстоятельства: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей; "бросание" подвижного состава повлекло нарушение сроков доставки груза.
В соответствии со ст. 2 УЖТ РФ перевозчик - юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный ему груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать управомоченному на его получение лицу.
Следовательно, в данном случае перевозчик вступает в правоотношения по перевозке когда грузоотправитель и грузополучатель договорились, что грузоотправитель отправляет, а грузополучатель согласен получить груз, перевозчик в данном случае оказывает только услуги по перевозке этого груза, обеспечивая своевременную доставку и сохранность. Отказ от принятия грузов к перевозке регламентирован ст. 29 УЖТ РФ. Следовательно, у перевозчика нет правовых оснований для отказа в приеме груза к перевозке в тех случаях когда грузоотправитель и грузополучатель договорились о количестве предоставляемых к перевозке вагонов. Статьей 29 УЖТ РФ и статьей 794 ГК РФ ограничены случаи, когда перевозчик может ограничить или прекратить погрузку и перевозку грузов.. ОАО "РЖД", являясь монополистом в сфере железнодорожных перевозок, не имеет права и возможности отказать в приеме грузов к перевозке по иным основаниям, чем это предусмотрено в законе, перевозка порожних вагонов считается перевозкой груза на своих осях (тарифное руководство 10-01.П. 3 Правил N 21).
Истцом предъявлена плата в силу положений п. 15 договора N 41. В соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора. При заключении договора N 41 стороны понимали, о какой плате идет речь, тем более, что указанный пункт принят в редакции "Владельца". В статье 39 УЖТ РФ определен порядок и условия взыскания платы за вагоны, принадлежащие перевозчику, и как установлено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками, в связи с чем условие п. 15 договора N 41 не противоречит закону. В статье 39 УЖТ РФ установлено, что размер платы за пользование вагонами определяется в договоре, если иное не установлено законодательством РФ.
Не обоснован довод ответчика, что судом не исследован факт прибытия части вагонов без нарушения сроков доставки. Так, истцом первоначально заявлены исковые требования на сумму 45 654 724,78 рублей. В суде первой инстанции ответчиком был заявлен довод о том, что часть вагонов прибыла на станцию Уяр без нарушения срока доставки. Истцом проверен данный довод, составлен расчет исковых требований и было заявлено об уменьшении исковых требований в связи с исключением платы по вагонам, доставленным без нарушения срока (заявление об уменьшении исковых требований исхЛ° 13-36/19 юр от 14.01.2015). Указанный расчет ответчиком не оспорен, никаких возражений по нему в суд и истцу представлено не было.
Во всех актах общей формы, на основании которых заявлен иск, имеется информация о номерах железнодорожных накладных, номерах вагонов, отправителе, грузополучателе. Представитель ответчика не направил в адрес перевозчика отказ от получения спорных вагонов, не сделал замечаний о необоснованности задержки.
Порядок оформления документов при задержке в пути следования вагонов, принадлежащих перевозчику, установлен ст. 39 УЖТ РФ и п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Представленные истцом в материалы дела документы подтверждают факт просрочки доставки спорных вагонов.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров удостоверяются актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В подтверждение обстоятельств задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, что привело к задержке доставки вагонов, представлены перечисленные выше акты общей формы.
На станции Уяр Красноярской железной дороги составлялись акты общей формы о задержке вагонов, фиксирующие причину задержки, номер вагона, наименование грузополучателя. От подписи таких актов общей формы представитель грузополучателя ЗАО "РН-Транс" отказался, о чем на данных актах общей формы имеются отметки, а также отдельно составлены акты общей формы.
Согласно представленным истцом актам общей формы, от подписания которых, согласно отметкам на актах (об этом также составлены акты общей формы), представитель грузополучателя отказался, следовавшие в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс" на станцию Уяр Красноярской железной дороги порожние вагоны задержаны в пути следования на промежуточных станциях из-за неприёма их станцией назначения по следующей причине: большое накопление порожних вагонов грузополучателя ЗАО "РН-Транс" на приемо-отправочных путях станции, железнодорожных путях необщего пользования ООО "НТ-Сервис", что повлекло занятость структуры ОАО "РЖД".
Основанием задержки в пути следования вагонов, адресованных грузополучателям ЗАО "РН-Транс", ООО "НТ-Сервис"" на ст. Уяр, являлись уведомления начальника станции Уяр о невозможности приёма вагонов по причине невыполнения грузополучателями вагонов технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, а также содержащих просьбы отставить от движения состав поезда. Такие уведомления представлены в материалы дела.
Материалами дела подтверждается факт вручения истцом грузополучателю - ЗАО "РН-Транс" извещений о задержке вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема станцией назначения Уяр Красноярской железной дороги по причине невыполнения грузополучателем ЗАО "РН-Транс" вагонов технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. По прибытии задержанных вагонов на станцию назначения Уяр Красноярской железной дороги железной дорогой составлялись акты общей формы.
Также материалами дела подтверждается факт направления (вручения) ЗАО "РН-Транс", ООО "НТ-сервис" извещений об отправлении вагонов, контейнеров, задержанных в пути следования.
В материалах дела присутствуют также телеграммы, распоряжения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования, распоряжения об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования, ведомости подачи и уборки вагонов, выписки из книги приказов и распоряжений. В материалы дела имеются представленные истцом справки о наличии вагонов на станции и о вагонах находящихся в подходе к станции Уяр в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс".
Материалы дела не содержат доказательств реагирования ответчика на врученные ему извещения о задержке вагонов при том, что эти извещения содержали причину задержки вагонов, предполагающую взыскание с ответчика платы по пункту 15 договора от 31.05.2010 N 41.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств отсутствия вины грузополучателя в задержке вагонов в пути следования.
Ответчик не указал норму, согласно которой перевозчик обязан накапливать на станции назначения вагоны, поступающие в адрес грузоотправителей, напротив, перевозчик по своему усмотрению определяет работу станции, обеспечивая ее бесперебойную работу и выполняя свою обязанность по подаче и уборке вагонов. В подтверждение своих доводов истец кроме основных первичных документов предоставил еще ряд сведений подтверждающих наличие избыточного парка вагонов, направленных на станцию Уяр грузополучателем - ЗАО "РН-транс", невыполнение технологических сроков оборота вагонов, невыполнения принятой заявки на погрузку.
Пунктом 4 договора N 41 установлена перерабатывающая способность в количестве 74 вагона одновременно.
Справками, за июнь, ноябрь, декабрь 2013 и январь, февраль 2014 года подтверждается, что:
- в июне 2013 г. ответчиком не выполнены заявки на погрузку вагонов 24 дня из 30, т.е. вагонов погружено меньше, чем самим же ответчиком заявлено. Кроме того, при потребности вагонов от 209 до 427 вагона в сутки, на станции назначения в указанный период находилось от 325 до 605 вагонов, а на подходе к станции назначения от 2 962 до 4342 вагонов. Например, на 01.06.2013 на станции и на подходе к станции находилось 4 733 вагона, по заявке в данный день требовалось 280 вагона, соответственно 3560:203= 17 дней, т.е. на 17 дней было обеспечение вагонами. И так по каждому дню июня 2013 года.
- в ноябре 2013 г. ответчиком не выполнены заявки на погрузку вагонов 29 дней из 30, т.е. вагонов погружено меньше чем самим же ответчиком заявлено. Кроме того, при потребности вагонов от 210 до 342 вагонов в сутки, на станции назначения в указанный период находилось от 249 до 679 вагонов, а на подходе к станции назначения от 2 695 до 3 845 вагонов. Например на 01.11.2013 на станции и на подходе к станции находилось 3 645, по заявке в данный день требовалось 293 вагона, соответственно 3 860 : 303=12,5 дней. т.е. на 12,5 дней было обеспечение вагонами. И так по каждому дню ноября 2013 г.
в декабре 2013 г. ответчиком не выполнены заявки на погрузку вагонов 31 деня из 31, т.е. вагонов погружено меньше чем самим же ответчиком заявлено. Кроме того, при потребности вагонов от 210 до 350 вагона в сутки, на станции назначения в указанный период находилось от 355 до 684 вагонов, а на подходе к станции назначения от 3029 до 4677 вагонов. Например, на 01.12.2013 на станции и на подходе к станции находилось 3 384 вагона, по заявке в данный день требовалось 315 вагонов, соответственно 3 860:203=11 дней, т.е. на 11 дней было обеспечение вагонами. И так по каждому дню декабря 2013 г.
в январе 2014 г. ответчиком не выполнены заявки на погрузку вагонов 20 дней из 31, т.е. вагонов погружено меньше чем самим же ответчиком заявлено. Кроме того, при потребности вагонов от 227 до 350 вагона в сутки, на станции назначения в указанный период находилось от 590 до 1019 вагонов, а на подходе к станции назначения от 2 551 до 4 776 вагонов. Например, на 01.01.2014 на станции и на подходе к станции находилось 4 993 вагона, по заявке в данный день требовалось 227 вагонов, соответственно 4 993 : 227 = 22 дня, т.е. на 22 дня было обеспечение вагонами. На 29.01.2014 на станции 1 019 вагонов, на подходе 4 776, итого 5 795 вагон, по заявке требовалось 280 вагонов: 5795: 280=21 день, т.е. обеспечение составляло на 21 день. И так по каждому дню января 2014 г.
- в феврале 2014 г. ответчиком не выполнены заявки на погрузку вагонов 27 дней из 28, т.е. вагонов погружено меньше чем самим же ответчиком заявлено. Кроме того, при потребности вагонов от 197 до 350 вагона в сутки, на станции назначения в указанный период находилось от 280 до 1102 вагонов, а на подходе к станции назначения от 2035 до 3217 вагонов. Например, на 03.02.2014 на станции и на подходе к станции находилось 3 137 вагонов, по заявке в данный день требовалось 295 вагонов, соответственно 3 137 : 395 = 11 дней, т.е. на 11 дней было обеспечение вагонами. На 27.02.2014 на станции находилось 838 вагонов, на подходе - 3 124, итого 3 962 вагона, по заявке требовалось 280 вагонов: 3 962: 280=14 дней, т.е. обеспечение составляло на 14 дней. И так по каждому дню февраля 2014 г.
Учитывая вышеизложенное, обстоятельства и материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что задержка вагонов в пути следования на станциях Красноярской железной дороги по причине неприема станцией Уяр не зависела от перевозчика. Представленный истцом расчет платы на сумму 43 020 058 руб. 66 коп. произведен в соответствии с требованиями законодательства. Истец уменьшил размер исковых требований до 43 020 058 руб. 66 коп. именно по тем вагонам, по которым не истек срок доставки, и просит взыскать плату в общем размере 43 020 058 руб. 66 коп. только по вагонам, пришедшим с просроченным сроком доставки.
Доказательств оплаты указанной суммы задолженности ответчик в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2015 года по делу N А33-10550/2014 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей возлагаются на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2015 года по делу N А33-10550/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10550/2014
Истец: ОАО Российские железные дороги
Ответчик: ЗАО РН-Транс
Третье лицо: ЗАО "РН-Транс"
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7091/15
11.09.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3305/15
14.05.2015 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-10550/14
01.12.2014 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6154/14