Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2015 г. N Ф08-9314/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
13 сентября 2015 г. |
дело N А32-5574/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2015 по делу N А32-5574/2015, принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.,
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края", общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал", администрации Краснодарского края
о признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании права собственности на недвижимое имущество - сооружение (водопровод), с кадастровым номером 23:43:0000000:13712, расположенное по адресу: г.Краснодар, ул. Ленина, 4.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2015 в иске отказано.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2015, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что одним из выводов суда является то, что земельный участок под спорным объектом не сформирован и в установленном порядке для строительства либо эксплуатации водопровода не выделялся, что противоречит положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". С данным выводом департамент не согласен, так как строительство спорного объекта осуществлено на основании действовавшего в тот период времени законодательства и еще до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Распоряжением исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 05.01.1979 N 13-р утвержден акт приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством гаража крайисполкома, котельной и инженерных сетей к нему по улице Ленина, 4, в г. Краснодаре. Инженерные сети - совокупность сооружений и коммуникаций, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения. Согласно технического плана сооружения, изготовленного государственным унитарным предприятием Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" по состоянию на 09.01.2014, годом завершения строительства спорного водопровода указан 1978 год. Указанный год постройки совпадает с годом постройки основного здания гаража - нежилого здания лит. "А", "а", "а2", "аЗ", "а4", "а5", "аб", "над/А", "Е", "У", принадлежащего Краснодарскому краю на праве собственности. По мнению департамента, именно эти документы доказывают создание спорного объекта в 1978 году. Однако Арбитражным судом Краснодарского края указанным документам дана неправильная правовая оценка.
Более того в соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Спорное имущество (водопровод) имеет протяженность 25 метров, из которых 14 метров находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208013:45 и 11 метров - в границах кадастрового квартала 23:43:0208046. Сооружение в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208013:45 в одной крайней точке подземно примыкает к нежилому зданию - зданию гаража, лит. "А", находящегося в собственности Краснодарского края. На земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208013:45, площадью 10462 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административных зданий и гаражей, на котором находится вышеуказанное имущество, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировано право собственности Краснодарского края, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.09.2011 сделана запись регистрации 23-23-01/662/2011-355 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2011 серия 23-АК N 000569). Право постоянного (бессрочного) пользования государственного казенного учреждения Краснодарского края "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края" на этот же земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.09.2011 сделана запись регистрации 23-23-01/860/2011-023 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.10.2011 серия 23-АК N 050333).
Как следует из оспариваемого решения Арбитражного суда Краснодарского края, одним из выводов суда является вывод, что на земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала 23:43:0208046 и по которому проходит 11 метров сооружения не зарегистрировано право собственности Краснодарского края. Указанные 11 метров спорного имущество (водопровода) находятся под тротуаром и автомобильной дорогой (ул. Ленина) на землях общего пользования, а, следовательно, право собственности на земельный участок под водопроводом не может быть зарегистрировано за Краснодарским краем. Тротуар и автомобильная дорога расположены на территории общего пользования муниципального образования город Краснодар, привлеченного к участию в настоящем деле в качестве ответчика. Согласно отзыву на исковое заявление от 13.03.2015 N 2916/01, администрация муниципального образования город Краснодар не имела возражений против удовлетворения заявленных департаментом исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Краснодарского края апелляционную жалобу департамента поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции, исковые требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением исполкома Краснодарского краевого совета народных депутатов от 05.01.1979 г. N 13-р утвержден акт приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством гаража крайисполкома, котельной и инженерных сетей к нему по ул.Ленина, 4, в г.Краснодаре.
Спорные инженерные сети (водопровод) протяженностью 25 м входят в состав внешней систем водоснабжения третьего лица - ГКУ КК "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края".
Согласно технического плана сооружения, изготовленного ГУП КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" по состоянию на 09.01.2014. и кадастрового паспорта ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" по состоянию на 04.03.2014 г. кадастровый номер объекта - 23:43:0000000:13712, протяженность сооружения - 25 м., год завершения строительством - 1978 г.
Спорный объект - водопровод имеет следующие конструктивные характеристики: стальная труба, водогазопроводная (ВГП) электросварная, Ду-219 мм, ГОСТ 10704-91 и частично находится в границах земельного участка с к/н 23:43:0208013:45 - 14 метров и частично в границах земельного участка с к/н 23:43:02080:46 - 11 метров.
В границах земельного участка с к/н 23:43:0208013:45 объект в одной точке примыкает к нежилому зданию - гаража, лит. "А".
Земельный участок к/н 23:43:0208013:45, площадью 10462 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации административных зданий и гаражей является собственностью Краснодарского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 23-АК N 000569 от 19.09.2011 г.
Право постоянного бессрочного пользования земельным участком к/н 23:43:0208013:45 зарегистрировано за ГКУ КК "Автобаза ОГВ", свидетельство о государственной регистрации права 23-АК 050333 от 03.10.2011 г.
Согласно акту строительно-технической экспертизы, выполненной филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по Краснодарскому краю" от 26.11.2012 г. спорный объект относится к объектам капитального строительства.
Из акта разграничения балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние участка сети водопровода от 24.10.2013 г. определена граница эксплуатационной ответственности ГКУ КК "Автобаза ОГВ" и ООО "Краснодар Водоканал" (поставщик питьевой воды).
На территории ГКУ КК "Автобаза ОГВ", по адресу: г.Краснодар, ул.Ленина, 4, расположено иное недвижимое имущество, являющееся единым имущественным комплексом и собственностью Краснодарского края, соответственно спорный объект (водопровод) является частью имущественного комплекса, находящегося в оперативном управлении ГКУ КК "Автобаза ОГВ" для реализации целей и задач предусмотренных уставом.
ГКУ КК "Автобаза ОГВ" несет бремя расходов и содержание спорного объекта.
По мнению истца, спорный объект обеспечивает функциональное использование имущества ГКУ КК "Автобаза ОГВ" для целей предусмотренных уставом, связан объект с основными строениями общим назначением, соответственно имеет вспомогательное значение и предназначено для обслуживания главной вещи - имущества ГКУ КК "Автобаза ОГВ".
Сведения в ЕГРП на спорный объект отсутствуют, согласно уведомления от 21.01.2015 г.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 Кодекса вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Кодекса либо иными нормами Закона.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
Настоящий иск заявлен о признании права собственности на водопровод с кадастровым номером 23:43:0000000:13712, протяженность сооружения - 25 м., как на объект недвижимого имущества, с целью дальнейшей регистрации права собственности на него.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, ограничения этого права, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. То есть возникновение такого права сопряжено с государственной регистрацией.
Из материалов дела следует, что спорный объект -сооружение (водопровод) является объектом вспомогательного значения, так как был возведен для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Краснодарского края и переданных в оперативное управление ГКУ КК "Автобаза ОГВ", расположенных по адресу: г.Краснодар, ул. Ленина, 4.
Право собственности Краснодарского края и право оперативного управления объектами недвижимости, подтверждено представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 36-67).
В силу статьи 135 Гражданского кодекса вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии с положениями пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
По смыслу указанной нормы объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Учитывая фактическое целевое использование сооружения водоснабжения и невозможность самостоятельного использования для иной хозяйственной деятельности, спорное сооружение (водопровод) относится к объектам вспомогательного назначения.
На основании пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
По смыслу указанной нормы объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Учитывая фактическое целевое использование сооружения водоснабжения и невозможность самостоятельного использования для иной хозяйственной деятельности, возведенное ответчиком сооружение относится к объектам вспомогательного назначения. Поэтому суд приходит к выводу о том, что в силу подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство такого объекта не требовалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 указанной статьи не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона).
Судом установлено, что земельный участок к/н 23:43:0208013:45, площадью 10462кв.м., назначение: для эксплуатации зданий и гаражей, на котором расположены объекты находящиеся в собственности Краснодарского края, в том числе спорный объект, является собственностью Краснодарского края согласно ст. 18 ЗК РФ N 136-ФЗ от 25.10.2001 г., решения собственника о разделе N 52-7590/11-31.04 от 28.04.2011 г., Приказа ДИО КК N 212-з от 13.09.2011 г.
Приказом N 218-з от 26.09.2011 г. указанный земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ГУ ГКУ КК "Автобаза ОГВ" (свидетельство о государственной регистрации права 23-АК 050333).
Вместе с тем, из представленного в материалы дела технического плана спорного сооружения, следует, что спорный объект в границах земельного участка с к\н 23:43:02080:45 примыкает подземно к нежилому зданию и его протяженность в границах данного земельного участка составляет 14 м., остальная часть сооружения протяженностью 11-м расположена в границах земельного участка с к\н 23:43:02080:46, право собственности истца на который не представлены суду.
Таким образом, суд приходит к выводу, что земельный участок под спорным объектом не сформирован в установленном законом порядке, для строительства, либо эксплуатации водопровода не выделялся, что противоречит статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Представленное суду распоряжение N 13-р от 05.01.1979 г. исполкома Краснодарского совета народных депутатов не доказывает факт создания водопровода, поскольку в графе - инженерные сети стоит прочерк.
В связи с этим, суд не имеет возможности идентифицировать объекты, принимаемые в эксплуатацию в 1979 г. и спорный объект.
Таким образом, истцом не представлены документы, подтверждающие факт создания спорного объекта и содержащие его описание.
Приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода о необоснованности заявленных истцом требований, поскольку истцом в нарушение ст.65 АПК РФ, не представлены доказательства строительства спорного объекта как самостоятельного. Так же, не представлены документы, подтверждающие факт создания спорного объекта и содержащие его описание; не представлены землеустроительные документы о формировании земельного участка для целей строительства (эксплуатации) водопровода.
Кроме того, спорный объект расположен на двух земельный участках: частично на земельном участке 23:43:0208045 - 14 м., остальная часть сооружения протяженностью 11-м расположена в границах земельного участка с к\н 23:43:0208046, который не является краевой собственностью.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Доводы, изложенные в апелляционной жалоб, являлись предметом исследования суда первой инстанции, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2015 по делу N А32-5574/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5574/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2015 г. N Ф08-9314/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодаского края
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Автобаза органов власти, Администрация КК, Администрация Краснодарского края, Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Автобаза оранов государственной власти Краснодарского края", ООО "Краснодар Водоканал"