г. Красноярск |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А33-26165/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Товарищества собственников жилья "Лагуна") - Бубенко С.Ю., представителя на основании доверенности 10.03.2015,
от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края) - Карсунцевой Н.А., представителя на основании доверенности от 25.12.2014 N 117,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Лагуна" (ИНН 2466096083, ОГРН 1022402661335)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июля 2015 года по делу N А33-26165/2014, принятое судьёй Фроловым Н.Н.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Лагуна" ИНН 2466096083, ОГРН 1022402661335 (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - служба) с заявлением о признании недействительным решения от 26.09.2014 N 14-11231 об отказе во включении уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Товарищество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы товарищество указывает, что установленные законом требования для определения способа формирования капитального ремонта на специальном счете им были соблюдены, все собственники помещений реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, иных решений о формировании фонда капитального ремонта другим способом не принимали и согласие на регионального оператора не давали.
Также заявитель полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права при толковании понятия "реализация решения собственниками помещений в многоквартирном доме", указанного в части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как товарищество 15.07.2014 официальным письмом уведомило Регионального оператора Красноярского края о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете, а служба была уведомлена путем направления копии протокола собрания 04.06.2014, то есть данное решение собственников было реализовано до 10.08.2014.
Служба в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Товарищество осуществляет управление общим имуществом жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 39.
Собственниками помещений в указанном многоквартирном доме 29.04.2014 проведено общее собрание по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Протоколом общего собрания собственников помещений от 29.04.2014 N 2 избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, определены владелец специального счета и кредитная организация.
Товарищество обратилось в кредитное учреждение (ОАО "Сбербанк России") с заявлением об открытии специального счетов для формирования фонда капитального ремонта.
Информационным письмом от 25.08.2014 ОАО "Сбербанк России" уведомило товарищество об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счета - 25.08.2014.
Товарищество представило в службу уведомление от 29.08.2014 о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета.
Письмом от 26.09.2014 N 14-11243 "Об открытии специального счета" служба сообщила товариществу, что уведомления не могут быть включены в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как представлено с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявитель оспорил в судебном порядке отказ службы во включении уведомления товарищества об открытии специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений, полагая, что данный отказ противоречит требованиям нормативных правовых актов и нарушает его права.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 ЖК РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
При этом согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Частью 1 статьи 172 ЖК РФ определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края N 4-1451.
В силу части 1 статьи 4 названного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014.
Решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 29.04.2014, собственники помещений многоквартирного дома N 39 по ул. Карла Маркса избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета и поручили председателю правления товарищества выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
Специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта открыт заявителем в ОАО "Сбербанк России" только 25.08.2014.
Следовательно, товарищество в нарушение условий части 5 статьи 170, части 1 статьи 172 ЖК РФ в срок до 10.08.2014 не открыло в выбранной кредитной организации специальный счет для формирования фонда капитального ремонта.
Довод апелляционной жалобы о том, что товариществом реализовано решение собственников о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, так как заявитель уведомил Регионального оператора Красноярского края и службу о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта до 10.08.2014, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в целях реализации решения общего собрания собственником многоквартирного дома не был открыт товариществом в установленный законодательством срок.
Из положений норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона N 4-1451 следует, что исчисление срока для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирном доме связано с моментом официального опубликования утвержденной региональной программы.
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Соответственно, не совершив действий по открытию специального срока в срок до 10.08.2014, наступают последствия, предусмотренные частью 7 статьи 170 ЖК РФ, в виде принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
При наличии вышеперечисленных обстоятельств товариществом не был реализован выбранный им способ формирования фонда капитального ремонта.
Следовательно, у службы имелись правовые основания для отказа во включении уведомления товарищества в реестр специальных счетов, правомерно принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 39.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей относятся на заявителя.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 04.08.2015 N 31 государственная пошлина в размере 1500 рублей на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2015 года по делу N А33-26165/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Лагуна" (ИНН 2466096083, ОГРН 1022402661335) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.08.2015 N 31.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26165/2014
Истец: ТСЖ "Лагуна"
Ответчик: служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края