г. Саратов |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А06-2669/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Курышовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Астраханской области "Астраханские водопроводы" (414057, Астраханская область, Приволжский район, с. Кулаковка, ул. Рождественского, д. 21, ОГРН 1023000833943, ИНН 3017000043)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 июня 2015 года по делу N А06-2669/2015, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Колмакова Н.Н.),
по заявлению государственного предприятия Астраханской области "Астраханские водопроводы" (414057, Астраханская область, Приволжский район, с. Кулаковка, ул. Рождественского, д. 21, ОГРН 1023000833943, ИНН 3017000043)
к Службе по тарифам Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Кирова, д. 19/4, ОГРН 1053000020204, ИНН 3015068720)
о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось государственное предприятие Астраханской области "Астраханские водопроводы" (далее - ГП АО "Астраханские водопроводы", предприятие, заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области (далее - Служба, административный орган) от 20 марта 2015 года N 31.33 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 03 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано; оспоренное постановление изменено в части назначения наказания, снижен размер административного штрафа с 100 000 рублей до 50 000 рублей.
ГП АО "Астраханские водопроводы" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объёме; принять по делу новый судебный акт, которым в том числе на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить заявленные требования.
Служба возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 86 97029 4, N 410031 86 97028 7, конвертами с уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 86 97027 0, N 410031 86 97026 3 Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 13 августа 2015 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. ГП АО "Астраханские водопроводы", административным органом заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Судом ходатайства удовлетворены. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в результате мониторинга раскрытия организациями информации через федеральную государственную информационную систему "Единая информационно-аналитическая система "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования" (далее - ФГИС ЕИАС ФСТ России) Службой выявлено, что предприятием допущены нарушения в части раскрытия информации в соответствии со стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 (далее - стандарты).
Допущенные нарушения квалифицированы Службой по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11 марта 2015 года в отношении заявителя составлен протокол N 31.29 об административном правонарушении (т.1 л.д.64-67). О дате, времени и месте составления протокола ГП АО "Астраханские водопроводы" извещено надлежащим образом (т.1 л.д.14-15, 62).
20 марта 2015 года Службой вынесено постановление N 31.33 о привлечении заявителя к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (т.1 л.д.8-13). О дате, времени и месте вынесения постановления предприятие извещено надлежащим образом (т.1 л.д.86, 82).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ГП АО "Астраханские водопроводы" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Вместе с тем, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, степень вины нарушителя, финансовое положение заявителя, суд пришёл к выводу, что назначенное наказание не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и на основании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменил размер административного штрафа с 100 000 рублей на 50 000 рублей.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 9.15 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утверждёнными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно подпункту "а" пункта 3 стандартов, регулируемыми организациями информация раскрывается путём обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 мая 2013 года N 129 утверждены формы предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также Правила заполнения таких форм.
Информация, подлежащая раскрытию, направляется организациями через ФГИС ЕИАС ФСТ России.
В пунктах 18 и 19 стандартов предусмотрены сведения, которые содержит информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), а также информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям.
В пункте 21 стандартов предусмотрено, что информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения содержит сведения о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала; о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала; о количестве заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин), в течение квартала; о резерве мощности централизованной системы холодного водоснабжения в течение квартала.
В пункте 25 стандартов предусмотрено, что информация о способах приобретения, стоимости и об объёмах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией, содержит сведения о правовых актах, регламентирующих правила закупки (положение о закупках) в регулируемой организации, о месте размещения положения о закупках регулируемой организации, а также сведения о планировании конкурсных процедур и результатах их проведения.
В силу пункта 26 стандартов информация о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на очередной период регулирования содержит копию утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы), а также сведения о предлагаемом методе регулирования; о расчётной величине тарифов; о периоде действия тарифов; о долгосрочных параметрах регулирования (в случае если их установление предусмотрено выбранным методом регулирования); о необходимой валовой выручке на соответствующий период, в том числе с разбивкой по годам; о годовом объёме отпущенной потребителям воды; о размере недополученных доходов регулируемой организации (при их наличии), исчисленном в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; о размере экономически обоснованных расходов, не учтённых при регулировании тарифов в предыдущий период регулирования (при их наличии), определённом в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Информация, указанная в пунктах 18-20 стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 стандартов (пункт 28 стандартов).
Из материалов дела следует, что годовой бухгалтерский баланс сдан ГП АО "Астраханские водопроводы" 31 марта 2014 года, соответственно, срок предоставления информации, указанной в пунктах 18, 19 стандартов, истекает 30 апреля 2014 года.
Шаблон ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.BALANCE.HVS в информационный портал раскрытия информации (https://portal.eias.ru) загружен 10 марта 2015 года, то есть с нарушением срока.
Информация, указанная в пункте 21 стандартов, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация (пункт 32 стандартов).
Таким образом, срок раскрытия информации, указанной в пункте 21 стандартов, истекает: 1 квартал 2014 года - 30 апреля 2014 года, 2 квартал 2014 года - 30 июля 2014 года, 3 квартал 2014 года - 30 октября 2014 года.
Шаблоны ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.QUARTER.HVS в информационный портал раскрытия информации (https://portal.eias.ru) загружены за 1 квартал 2014 года - 19 февраля 2015 года, за 2 квартал 2014 года - 19 февраля 2015 года, за 3 квартал 2014 года - 11 ноября 2014 года.
Материалами дела подтверждено, что информация за 1, 2 и 3 кварталы 2014 года раскрыта с нарушением сроков, предусмотренных пунктом 32 стандартов.
Информация, указанная в пунктах 25 и 26 стандартов, раскрывается регулируемой организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления) (пункт 33 стандартов)
Заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2015 год поданы ГП АО "Астраханские водопроводы" 30 апреля 2014 года, 30 мая 2014 года, 25 июля 2014 года.
Соответственно, срок предоставления информации, указанной в пунктах 25 и 26 стандартов, истекает 12 мая 2014 года, 09 июня 2014 года, 04 августа 2014 года.
Шаблон ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.REQUEST.HVS в информационный портал раскрытия информации (https://portal.eias.ru) загружен 05 августа 2014 года.
Следовательно, выявленные административным органом нарушения в части раскрытия информации свидетельствуют о наличии в бездействии ГП АО "Астраханские водопроводы" состава вменённого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина предприятия во вменённом правонарушении Службой доказана.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.81 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно апелляционной жалобе, ГП АО "Астраханские водопроводы" считает совершённое правонарушение малозначительным. В обоснование своей позиции заявитель указал на отсутствие доступа к ФГИС ЕИАС ФСТ России и соответствующей программе, а также на отсутствие до 24 февраля 2015 года каких-либо уведомлений Службы о несданной в срок отчётности, у предприятия не имелось информации, что отчётность не сдана вовремя. Заявитель также указал, что шаблон ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.QUARTER.HVS за 3 квартал 2014 года сдан в срок, а 11 ноября 2014 года направлен повторно через ФГИС ЕИАС ФСТ России. Считает, что сбои системы, а также нарушение срока загрузки шаблона ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.REQUEST.HVS на один день не являются основанием для привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно апелляционной жалобе, доступ к программе восстановлен 02 июля 2014 года, однако, шаблон ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.BALANCE.HVS в информационный портал раскрытия информации (https://portal.eias.ru) загружен 10 марта 2015 года, шаблоны ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.QUARTER.HVS загружены за 1, 2 кварталы 2014 года 19 февраля 2015 года, шаблон ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.REQUEST.HVS - 05 августа 2014 года.
Довод заявителя о сдаче в срок шаблона ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.QUARTER.HVS за 3 квартал 2014 года не подтверждён материалами дела.
По мнению заявителя, нарушение срока предоставления предусмотренной стандартами информации за 2013 год, за 1, 2 кварталы 2014 года в уполномоченный орган не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Суд апелляционной инстанции счёл данный довод несостоятельным. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства. Данное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок раскрытия информации регулируемыми организациями, нарушает права и интересы потребителей коммунальных услуг.
ГП АО "Астраханские водопроводы" не заявило доводов, не представило доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершённого правонарушения.
Сбои системы, а также нарушение срока загрузки шаблона ФГИС ЕИАС ФСТ России JKH.OPEN.INFO.REQUEST.HVS на один день в одном из случаев (в остальных случаях срок нарушен на несколько месяцев/дней) не являются обстоятельствами, характеризующими правонарушение как малозначительное.
Апелляционный суд пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции отсутствуют.
Ссылка предприятия на арбитражную практику несостоятельна, поскольку в каждом случае арбитражный суд разрешает спор, исходя из конкретных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
ГП АО "Астраханские водопроводы" указало, что решением Арбитражного суда Астраханской области от 20 апреля 2010 года предприятие признано несостоятельным (банкротом), определением Арбитражного суда Астраханской области полномочия конкурсного управляющего продлены до 20 сентября 2015 года. Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не возлагает на конкурсного управляющего обязанность предоставления сведений в соответствии со стандартами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, процедура банкротства не освобождает юридическое лицо от исполнения возложенных на него законодательством обязанностей.
Учитывая финансовое положение предприятия, на которое указано также в апелляционной жалобе, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, степень вины нарушителя, суд первой инстанции обоснованно счёл, что назначение юридическому лицу административного наказания в размере 100 000 рублей не отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, а также дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, носит неоправданно карательный характер, направлено на экономическое подавление субъекта, и на основании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначил наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переоценки выводов суда в указанной части не имеется.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно изменил оспоренное постановление в части назначения наказания.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.06.2015 по делу N А06-2669/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2669/2015
Истец: государственное предприятие Астраханской области "Астраханские водопроводы"
Ответчик: Служба по тарифам Астраханской области