г. Воронеж |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А64-3166/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Черенкова В.И., доверенность N 05-23/031656 от 31.12.2014,
от Общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт-Т": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2015 о принятии обеспечительных мер по делу N А64-3166/2015 (судья Парфенова Л.И.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт-Т" (ОГРН 1046882315380, ИНН 6829009246) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову (ОГРН 1036888185927, ИНН 6829001173) о признании незаконным решения от 19.05.2015 N 42 о приостановлении операций по счетам,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропродукт-Т" (далее - Общество, ООО "Агропродукт-Т") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения Инспекции от 19.05.2015 N 42 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Одновременно с подачей указанного заявления ООО "Агропродукт-Т" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о принятии обеспечительных мер посредством приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2015 ходатайство Общества удовлетворено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции о принятии обеспечительной меры, Инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2015.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что Общество не представило доказательств, свидетельствующих о возможности наступления последствий, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ; довод Общества о возможном причинении ему значительного ущерба документально не подтвержден, также Инспекция указывает, что размер доначисленной по результатам налоговой проверки сумм налогов, пени и штрафов превышает пятьдесят процентов балансовой стоимости имущества Общества.
В судебное заседание не явился представитель Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Обратившись в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 19.05.2015 N 42 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, Общество заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер, рассмотрев которое суд первой инстанции пришел к выводу о том, что непринятие обеспечительной меры может причинить значительный ущерб финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Рассмотрев заявление о принятии обеспечительной меры, суд пришел к выводу, что совершение налоговым органом действий по приостановлению расходных операций по счету Общества причинит ему значительный ущерб, а именно затруднит его хозяйственную деятельность, не позволит осуществить действия по своевременному исполнению взятых на себя обязательств и, как следствие приведет к начислению процентов и неустоек со стороны его контрагентов, то есть причинит прямые и косвенные убытки, в том числе нанесет вред деловой репутации организации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым согласиться с определением суда первой инстанции о принятии обеспечительных мер исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 199 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
По смыслу разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 года N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе об основаниях принятия обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.
В соответствии с частью 1 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Частью 2 статьи 90 АПК РФ установлено, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований:
1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации;
2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
В силу части 5 статьи 93 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска.
Из разъяснения, содержащегося в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55, арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер. В связи с этим при оценке доводов заявителя, в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ, арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Положениями пункта 1 статьи 72 НК РФ предусмотрен, в том числе, такой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (пеней) как приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.
Основания для принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом налогового органа и порядок его принятия установлены статьей 76 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 НК РФ одним из оснований для приостановления операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке является неисполнение налогоплательщиком-организацией направленного ему налоговым органом требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафа.
Согласно абзацу 2 пункта 1, пунктам 7 и 11 статьи 76 НК РФ, приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи) и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (пункт 6 статьи 76 НК РФ).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что на весь период действия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика последний лишается возможности использования денежных средств, находящихся на расчетном счете, для осуществления своей деятельности.
Из материалов дела следует, что в обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер ООО "Агропродукт-Т" представлены документы, характеризующие его имущественное положение, из которых следует, что по состоянию на 31.12.2014 краткосрочные обязательства организации согласно данным бухгалтерского баланса за 2014 год составили 1255 тыс. руб., долгосрочные заемные средства - 1353 тыс. руб. Кроме того, из представленных договоров (поставки (купли-продажи), лизинга, кредитного договора) следует, что Обществу необходимо периодически осуществлять значительные платежи за поставленные ему товары.
Таким образом, Обществом были представлены доказательства того, что приостановление операций по его расчетным счетам создает препятствия для осуществления им хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, не может не сказаться негативно на финансовом положении общества и, соответственно, на осуществляемой им финансово-хозяйственной деятельности.
Соответственно, данное обстоятельство впоследствии может повлечь убытки, по которыми статьей 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из изложенного следует, что представленными в суд первой инстанции документами Общество обосновало причины обращения с заявлением о принятии обеспечительных мер конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость их принятия.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Обществом соблюдены условия, необходимые для применения судом испрашиваемой обеспечительной меры, поскольку для принятия обеспечительных мер достаточным является наличие хотя бы одного из оснований, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса.
Также суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Инспекции о приостановлении операций по счетам Общества в банке не был нарушен баланс публичных интересов государства и частных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества, по результатам которой было вынесено решение от 19.05.2015 N 17-15/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в общей сумме 678 183 руб.; налогоплательщику начислены пени в сумме 1 070 780,194 руб., а также предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 4 986 496 руб. Итого общая сумма налоговых претензий по решению составила 6 734 459,19 руб.
Рассмотрев обстоятельства, связанные с обеспечением возможности исполнения решения от 19.05.2015 N 17/15/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Инспекцией вынесено решение от 19.05.2015 N 17-15/1 о принятии обеспечительных мер (далее - решение о принятии обеспечительных мер):
- в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества Общества, а именно, недвижимого имущества, транспортных средств, прочих самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, оборудования, материалов, всего на сумму 2 630 900 руб.;
- решение N 42 от 19.05.15 в виде приостановления операций по счетам в банках (ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ ПАО РОСБАНК, БИК 044206709, N р/с407002810450160000518) на сумму 4 103 559,19 руб.
Применительно к данному решению Арбитражным судом Тамбовской области в рамках рассмотрения дела N А64-339/2012 были приняты обеспечительные меры о приостановлении его действия, что налагает на налоговый орган обязанность временно, до рассмотрения судом возникшего спора по существу и вступления в силу соответствующего судебного акта, прекратить осуществление всех действий по исполнению этого решения, к которым, в том числе, относится и приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.
Следовательно, до момента разрешения спора между налогоплательщиком и налоговым органом принятая судом обеспечительная мера будет сохранять существующее на момент возникновения спора положение, позволяя налогоплательщику осуществлять свою предпринимательскую деятельность.
В то же время, в случае отказа в удовлетворении требований налогоплательщика об обоснованности доначисления ему по результатам выездной налоговой проверки сумм налогов, пеней и санкций, действие оспариваемого им решения возобновится, что побудит его к исполнению той обязанности, на обеспечение исполнения которой было направлено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации приостановление действия решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика направлено на сохранение положения, существующего на момент возникновения спора между налоговым органом и налогоплательщиком, и не влечет ни автоматическую отмену этих решений, ни нарушения баланса частных и публичных интересов.
Как следует из разъяснения, данного Высшим Арбитражным судом Российской Федерации в пункте 4 информационного письма "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.
С учетом изложенного, при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса и исходя из того, что перечень обеспечительных мер является открытым, принятая судом области обеспечительная мера в виде приостановления действия решений инспекции от 19.05.2015 N 174 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке" полностью соответствует положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Общество, обращаясь с ходатайством о принятии обеспечительных мер, обосновало необходимость их принятия.
Налоговый орган в поданной им апелляционной жалобе убедительных доводов, позволяющих считать необоснованным применение обеспечительной меры в виде приостановления действия решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, не привел.
Приведенные заявителем апелляционной жалобы доводы не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены определения об обеспечении иска.
Следовательно, оснований для отмены определения суда об обеспечении иска не имеется.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что определение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2015 по делу N А64-3166/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, так как апелляционная жалоба на определение о принятии обеспечительных мер не оплачивается государственной пошлиной в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2015 о принятии обеспечительных мер по делу N А64-3166/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3166/2015
Истец: ООО "Агропродукт-Т"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражнный апелляционный суд