г. Челябинск |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А47-1733/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2015 по делу N А47-1733/2015 (судья Кофанова Н.А.).
В судебном заседании приняли участие представители: от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Зиннатуллина Н.В. (доверенность от 11.02.2015), от Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области - Павлинов В.А. (доверенность от 28.08.2015).
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (в настоящее время - публичное акционерное общество, далее - общество "ФСК ЕЭС", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство, ответчик) о признании недействительными пункта 11.10 договора аренды лесных участков от 03.03.2014 N 04/14, приложения N 7 к данному договору и пунктов 5.5, 5.5.1, 5.5.2 Проекта освоения лесных участков, утвержденного приказом Министерства от 03.10.2014 N 192/1, в части возложения на общество обязанности осуществить лесовосстановление и лесоразведение (т. 1, л.д. 6-8, 99-102, 121).
Решением от 26.06.2015 (резолютивная часть объявлена 09.06.2015, с учетом определения от 17.07.2015 об исправлении опечатки) суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал (т. 1, л.д. 149-153).
С таким решением истец не согласился и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество "ФСК ЕЭС" (далее также - податель жалобы) просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска (т. 2, л.д. 4-8).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы настаивает на том, что на общество "ФСК ЕЭС" как арендатора лесных участков в принципе не может быть возложена обязанность по осуществлению лесовосстановления и лесоразведения лесов, тем более, за пределами арендованных лесных участков, поскольку такая обязанность законом возложена на органы местного самоуправления, возложение же на общество дополнительных обязанностей, помимо уплаты арендных платежей в установленном законом размере, является незаконным. Указывает, что в рассматриваемом случае суду следовало применить нормы статей 61, 62, 63 Лесного кодекса Российской Федерации, имеющие специальный характер, а не общую норму статьи 19 названного Кодекса, как сделал суд.
Ссылаясь на разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", податель жалобы считает, что суд первой инстанции не учел характер правоотношений между сторонами, в частности, то обстоятельство, что общество "ФСК ЕЭС" не является профессиональным участником в области лесных отношений, не имеет возможности заключить аналогичный договор аренды с иным арендодателем, а Министерство при взаимодействии с обществом активно пользуется "административным ресурсом". Кроме того, суд первой инстанции не исследовал поведение общества "ФСК ЕЭС" после заключения спорного договора аренды (на требование Министерства осуществить лесовосстановление и лесоразведение лесов в соответствии с условиями договора общество ответило отказом - письмо от 29.10.2014).
Кроме того, по мнению подателя жалобы, выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, противоречат обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10.04.2015.
С учетом изложенного, податель жалобы считает решение суда по настоящему делу об отказе в удовлетворении иска незаконным и необоснованным.
Министерство представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (вх. N 33132 от 03.09.2015), в котором просит решение суда от 26.06.2015 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Из содержания отзыва следует, что ответчик с выводами суда первой инстанции, и их фактическим и правовым обоснованием.
Представитель общества "ФСК ЕЭС" в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалоба поддержала, настаивала на отмене решения суда от 26.06.2015.
Представитель Министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции по существу доводов апелляционных жалоб возражал, по основаниям, приведенным в отзыве, просил решение суда от 26.06.2015 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
03 марта 2014 г. между Министерством (арендодатель) и обществом "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключён договор аренды N 04/14 (т. 1, л.д. 10-13), по условиям которого арендодатель передает, в арендатор принимает во временное пользование лесные участки общей площадью 6,3 га, расположенные в Саринском и Кувандыкском участковых лесничествах в Кувандыкском административном районе Оренбургской области (Кувандыкское лесничество).
В соответствии с пунктом 1 договора от 03.03.2014 N 04/14 лесные участки предоставлены арендатору с целью реконструкции Воздушной линии электропередачи 500 кВ "Ириклинская ГРЭС-Газовая".
Договор от 03.03.2014 N 04/14 заключен на срок 3 года (пункт 26).
К договору от 03.03.2014 N 04/14 сторонами подписаны приложения:
N N 1, 1.1, 1.2 - схемы расположения и границы лесных участков (т. 1, л.д. 14, 15),
N 2 - характеристики лесного участка и его насаждений (т. 1, оборот л.д. 15),
N 3 - объемы использования лесов для заготовки древесины на лесных участках - таких объемов не установлено (т. 1, л.д. 16),
N 4 - виды и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке (т. 1, оборот л.д. 16),
N 5 - сроки внесения арендной платы (т. 1, л.д. 17),
N 6 - акт приема-передачи лесного участка в аренду (т. 1, оборот л.д. 17, л.д. 18),
N 7 - объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению (т. 1, оборот л.д. 18, л.д. 19).
Договор от 03.03.2014 N 04/14 зарегистрирован в установленном законом порядке 07.05.2014 (т. 1, оборот л.д. 13).
В пункте 11.10 договора от 03.03.2014 N 04/14 стороны согласовали условие о том, что арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и повреждённых лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесных участках на условиях, в объёмах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 7 к договору.
Во исполнение пункта 11.3 договора от 03.03.2014 N 04/14 составлен Проект освоения лесных участков, утвержденный приказом Министерства от 03.10.2014 N 192/1 (т. 1, л.д. 23-64).
В соответствии с пунктом 5.5 Проекта освоения лесных участков на общество "ФСК ЕЭС" возложена обязанность по созданию лесных насаждений ценных лесных пород на площади 6,9 га, для создания лесных культур путём посадки сеянцев ценных пород деревьев определён лесной участок в ГКУ "Краснохолмское лесничество".
В пункте 5.5.1 Проекта освоения лесных участков приведены проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления.
В пункте 5.5.2 Проекта освоения лесных участков приведены ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению и их пространственное размещение.
Полагая, что пункт 11.10 договора аренды лесных участков от 03.03.2014 N 04/14, приложение N 7 к данному договору и пункты 5.5, 5.5.1, 5.5.2 Проекта освоения лесных участков, утвержденного приказом Министерства от 03.10.2014 N 192/1, в части возложения на арендатора обязанности осуществить лесовосстановление и лесоразведение, не соответствуют требованиям действующего законодательства, общество "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае истец добровольно принял на себя обязательство по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановлению и уходу за лесами на лесных участках ГКУ "Краснохолмское лесничество", что фактически является дополнительным обязательством, принятым арендатором с учетом общей диспозитивной направленности норм гражданского законодательства. Нарушений императивных норм статей 19, 62 Лесного кодекса Российской Федерации, обязывающих арендатора к проведению работ по лесовосстановлению арендуемого участка, суд первой инстанции не установил.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В рассматриваемом случае договор аренды в отношении лесных участков заключен с обществом "ФСК ЕЭС" в целях реконструкции Воздушной линии электропередачи 500 кВ "Ириклинская ГРЭС-Газовая".
На основании статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьёй 21 настоящего Кодекса.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утверждён Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Кодекса). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", применяя названные положения, судам следует учитывать, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом, исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило.
В пункте 11.10 договора от 03.03.2014 N 04/14 стороны согласовали условие о том, что арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и повреждённых лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесных участках на условиях, в объёмах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 7 к договору.
В приложении N 7 договора от 03.03.2014 N 04/14 стороны согласовали объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
На основании пункта 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Проектом освоения лесных участков на общество "ФСК ЕЭС" возложена обязанность по созданию лесных насаждений ценных лесных пород на площади 6,9 га, для создания лесных культур путём посадки сеянцев ценных пород деревьев определён лесной участок в ГКУ "Краснохолмское лесничество" (пункты 5.5, 5.5.1, 5.5.2).
В соответствии с частью 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения оспариваемого договора) установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (часть 1); в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом (часть 2).
Названная норма закона не содержит запрета на возложение обязанности по осуществлению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на лиц, использующих леса.
Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183, и Правила лесоразведения, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.01.2012 N 1, не исключают действие положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав содержание оспариваемых пункта 11.10 договора от 03.03.2014 N 04/14, приложения N 7 к данному договору и пунктов 5.5, 5.5.1, 5.5.2 Проекта освоения лесных участков, утвержденного приказом Министерства от 03.10.2014 N 192/1, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, в рассматриваемом случае общество "ФСК ЕЭС" добровольно приняло на себя обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесами на лесных участках ГКУ "Краснохолмское лесничество".
Доказательств, свидетельствующих о нарушении принципа свободы и положений действующего законодательства при заключении оспариваемого договора, а также признаков кабальности сделки, истцом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
За урегулированием разногласий при заключении оспариваемого договора общество "ФСК ЕЭС" в суд в установленном законом порядке не обращалось.
К доводам подателя жалобы о том, что общество "ФСК ЕЭС" не имело отношения к разработке Проекта освоения лесных участков, судебная коллегия относится критически.
В силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов составляют лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с Составом проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Обязанность разработать Проект освоения лесов в установленном законом порядке в течение 4-х месяцев с даты государственной регистрации договора аренды и представить его на государственную экспертизу в уполномоченный орган государственной власти пунктом 11.3 договора от 03.03.2014 N 04/14 возложена на арендатора, то есть на общество "ФСК ЕЭС".
Положения части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков, не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку лесные участки договору от 03.03.2014 N 04/14 предоставлены обществу "ФСК ЕЭС" для целей, не связанных с заготовкой древесины, а именно: для реконструкции Воздушной линии электропередачи 500 кВ "Ириклинская ГРЭС-Газовая", - что делает невозможным осуществление воспроизводства лесов непосредственно на арендуемых лесных участках.
То обстоятельство, что после заключения договора аренды от 03.03.2014 N 04/14 и утверждения Проекта освоения лесов, общество "ФСК ЕЭС", отказалось выполнять принятые на себя обязательства в части воспроизведения лесов, на что ссылается податель жалобы, не свидетельствует о недействительности указанных обязательств.
Доводы подателя жалобы о том, что выводы суда первой инстанции противоречат вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10.04.2015, которым признано незаконным и отменено предписание Министерства от 10.03.2015 N 1 (т. 1, л.д. 132, 133), судебная коллегия отклоняет.
Вопрос о действительности условий договора аренды от 03.03.2014 N 04/14 в части возложения на арендатора обязанности по содержанию лесных культур на земельном участке, не являющемся объектом аренды, судом общей юрисдикции в рамках рассмотрения заявления общества "ФСК ЕЭС" об оспаривании предписания Министерства от 10.03.2015 N 1, не исследовался, на что прямо указано в мотивировочной части указанного решения. Суд общей юрисдикции в решении от 10.04.2015 указал, что оспариваемое предписание по существу указывает арендодателю на необходимость исполнения договора аренды, вопрос о действительности которого находится вне рамок спора, подлежащего рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки подателя жалобы на сформировавшуюся судебную практику не принимаются судебной коллегией, поскольку приведенные в качестве примеров судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с принятым по делу решением, но не опровергают выводов суда первой инстанции, не влияют на законность и обоснованность указанного решения, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы общество "ФСК ЕЭС" уплатило государственную пошлину в сумме 3 000 руб. по платежному поручению от 22.07.2015 N 1581 (т. 2, л.д. 10).
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на общество "ФСК ЕЭС".
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2015 по делу N А47-1733/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1733/2015
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Илекский районный суд Оренбургской области