г. Томск |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А67-1968/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой А.Г.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области от 29.06.2015 по делу N А67-1968/2015
по заявлению Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (ОГРН 1027000856211, ИНН 7017002351) к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (ОГРН 1047000304823, ИНН 7017107837) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261),
Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036),
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (ОГРН 1097017011409, ИНН 7017242314),
УСТАНОВИЛ:
Департамент по управлению муниципальной собственностью Администрации Города Томска (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" на объект недвижимого имущества - сооружение по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 49 стр. 20, протяженность 2890 м. (сообщение от 27.02.2015 г. N 01/343/2014-239) (с учетом заявления об уточнении требований от 22.06.2015 года).
Определениями суда от 28.04.2015 года, от 27.05.2015 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области.
Решением суда от 29.06.2015 (резолютивная часть объявлена 22.06.2015) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Более подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.
Министерство обороны Российской Федерации и Департамент по управлению муниципальной собственностью Администрации Города Томска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области в отзывах, представленных в суд порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Департамент по управлению муниципальной собственностью Администрации Города Томска зарегистрирован в качестве юридического лица за ОГРН 1027000856211.
Департамент по управлению муниципальной собственностью Администрации Города Томска обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (Управление Росреестра по Томской области) с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - сооружение, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 49, стр.20 (л.д. 59-60). Решением от 25.12.2014 г. государственная регистрация права собственности приостановлена. В сообщении от 27.02.2015 N 01/343/2014-239 Управление Росреестра но Томской области уведомило Департамент по управлению муниципальной собственностью Администрации Города Томска об отказе в государственной регистрации права. В качестве оснований для отказа в государственной регистрации указано, что регистрация невозможна в связи с отсутствием в ЕГРП записи о правах Российской Федерации на объект недвижимого имущества - сооружение по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 49 стр. 20. В качестве правового основания указано на п. 2 ст. 19, абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Считая, что отказ, содержащийся в сообщении N 01/343/2014-239 от 27.02.2015 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в государственной регистрации права собственности Департамента по управлению муниципальной собственностью Администрации Города Томска на недвижимое имущество - сооружение, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 49, стр. 20, является незаконным, необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства РФ, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в регистрирующий орган с заявлением были представлены все необходимые документы, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на переданное сооружение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно кадастровому паспорту N 70:21:0200024:5992 сооружение на пр. Кирова, 49, стр.20, протяженностью 2890 м. является кабельной линией (электрокабель). Согласно адресной справки от 17.12.2014 сооружению за N 70:21:0200024:5992 присвоен адрес: пр. Кирова, 49, стр. 20 (л.д.20).
Как следует из статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На основании пунктов 1, 5, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация прав в силу статьи 16 указанного Закона производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. В силу требований пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации). Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статья 20 Закона о регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации. На основании абзаца 10 названной статьи, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. Таким образом, основанием для отказа в государственной регистрации может являться, в том числе, не предоставление необходимых документов.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 125 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Министерство обороны Российской Федерации, согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела II Положения, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пп. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество. Предусмотренное частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе муниципального образования, которым такое имущество передано. Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона N 423-ФЗ предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации. При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (ч. 5 ст. 2 Федерального закона N 423-ФЗ). В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (ч.10 ст. 3 указанного Федерального закона). При этом в силу положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ. Таким образом, положениями Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, устанавливающего особенности передачи прав на военное недвижимое имущество из федеральной собственности, определена специальная, упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования, в соответствии с которой основанием для регистрации перехода права в указанном случае является только решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о передаче права.
Как следует из материалов дела, 18.12.2013 заместителем Министра обороны Российской Федерации издан Приказ N 1138 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Томск", в соответствии с которым переданы из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Томск" объекты недвижимого имущества военных городков NN 3, 4, о чем свидетельствует Передаточный акт от 13.03.2014 (л.д. 18-19). Как следует из п. 38 Перечня объектов (приложение к передаточному акту), муниципальному образованию "Город Томск" передаются кабельные линии протяженностью 2890 м., расположенные по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 49. Из материалов дела следует, что вышеуказанные документы были представлены Ответчику на государственную регистрацию. Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается, что заявителем в регистрирующий орган с заявлением были представлены все необходимые документы, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на переданное сооружение.
Доводы апеллянта о том, что основанием отказа послужило непредставление документов, свидетельствующих о наличии прав Российской Федерации на указанное сооружение в ЕГРП, отклоняются.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона N 423 -ФЗ, в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а так же право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность военного недвижимого имущества. Военное недвижимое имущество военных городков N 3 и N 4 (в том числе спорный объект) передано в муниципальную собственность муниципального образования "Город Томск" на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации. В нарушение статьи 200 АПК РФ заинтересованным лицом в материалы дела не представлено доказательств в подтверждение законность оспариваемого отказа. При таких обстоятельствах, доводы жалобы не обоснованы.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого отказа, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 29.06.2015 по делу N А67-1968/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1968/2015
Истец: Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области., ФГУ ""Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России