город Воронеж |
|
10 сентября 2015 г. |
N А14-2894/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синициной Е.Г.,
при участии:
От Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Некрасова Г.Н., представитель по доверенности от 16.03.2015; Шамардина И.В., представитель по доверенности от 20.04.2014
От Общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКО- РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ОРТО-ДОКТОР": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ОРТО-ДОКТОР" ИМЕНИ Ю.И. АЛЕХИНА" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 по делу N А14- 2894/2015 (судья Медведев С.Ю.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ОРТО-ДОКТОР" ИМЕНИ Ю.И. АЛЕХИНА" (ОГРН 1144632003218, ИНН 4632188570) к Государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании незаконными положений документации о закупке - конкурсной документации на открытый конкурс "Выполнение работ по обеспечению протезами верхних и нижних конечностей в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕДИКО- РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ОРТО-ДОКТОР" ИМЕНИ Ю.И. АЛЕХИНА" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик) о признании незаконными положения документации о закупке - конкурсной документации на открытый конкурс: "Выполнение работ по обеспечению протезами верхних и нижних конечностей в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следующих критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе: "2.3.2. Опыт совместной работы с ГУ - Воронежским РО ФСС РФ по обеспечению застрахованных лиц, пострадавших на производстве, протезно-ортопедическими изделиями за последние 2 года (2012-2013 г.г.)" и об обязании ГУ - Воронежского РО ФСС РФ исключить из конкурсной документации данные дискриминационные положения и пересмотреть результаты конкурса
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "МЕДИКО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ОРТО-ДОКТОР" ИМЕНИ Ю.И. АЛЕХИНА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации отклонил доводы апелляционной жалобы.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) 23.12.2014 было опубликовано извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0231100000214000220 на право заключить государственный контракт на выполнение работ по обеспечению протезами верхних и нижних конечностей в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Заказчиком по названному конкурсу является Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Конкурс проводился по пяти лотам:
- лот N 1 выполнение работ по обеспечению в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, протезами верхних конечностей;
- лот N 2 выполнение работ по обеспечению в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, протезами голени;
- лот N 3 выполнение работ по обеспечению в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, протезами бедра;
- лот N 4 выполнение работ по обеспечению в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, протезами верхних конечностей;
- лот N 5 выполнение работ по обеспечению в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, протезами нижних конечностей;
ООО "МЕДИКО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ОРТО-ДОКТОР" ИМЕНИ Ю.И. АЛЕХИНА" поданы заявки на участие в конкурсе по лотам 2, 3, 5, которые были в установленном порядке приняты и рассмотрены.
В соответствии с протоколами N 2/2, 2/3, 2/5 от 22.01.2015 о рассмотрении и оценки заявок на участие в открытом конкурсе "Выполнение работ по обеспечению протезами верхних и нижних конечностей в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по лотам N 2, 3, 5, соответственно, ООО "МЕДИКО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ОРТО-ДОКТОР" ИМЕНИ Ю.И. АЛЕХИНА" присвоен в порядке уменьшения степени выгодности условий исполнения контракта N 2
В соответствии с пунктом 25 раздела N III "информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации на проведение открытого конкурса "Выполнение работ по обеспечению в 2015 году застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" одним из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе является опыт участника по успешной поставке товара, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Показателями критериев оценки заявок на участие в конкурсе по данному критерию установлены: объем выполненных работ по обеспечению застрахованных лиц, пострадавших на производстве протезно- ортопедическими изделиями за последние 2 года (2012-2013 г.г.); опыт совместной работы с ГУ Воронежским РО ФСС РФ по обеспечению застрахованных лиц, пострадавших на производстве протезно- ортопедическими изделиями за последние 2 года (2012-2013 г.г.). Максимальное значение каждого показателя составляет 15 балов.
Ссылаясь на то, что установление заинтересованным лицом в конкурсной документации такого критерия оценки заявок участников конкурса как опыт совместной работы с ГУ Воронежским РО ФСС РФ по обеспечению застрахованных лиц, пострадавших на производстве, протезно- ортопедическими изделиями за последние 2 года (2012-2013 г.г.) привело к созданию неравных условий участникам торгов, ограничению конкуренции и доступа на товарный ранок Воронежской области, чем нарушены права и законные интересы общества, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регламентируются Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона Федерального закона N 44- ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений частников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила оценки заявок).
Согласно пункту 4 Правил оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные и нестоимостные критерии.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки заявок одним из нестоимостных критериев оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования, и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Как следует из пункта 11 Правил оценки заявок, если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой производится оценка, и формула счета количества баллов, присуждаемых по таким показателям.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в документации оботкрытом конкурсе показатели нестоимостных критериев.
Из конкурсной документации ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации следует, что им были установлены следующие критерии оценки заявок стоимостной критерий - цена контракта; нестоимостной критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования, и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно указанным выше положениям Правил оценки заявок (пункты 10-11) заказчиком в качестве одного из показателей нестоимостного критерия установлен "опыт совместной работы".
Заказчиком как дополнительный показатель учитывался опыт совместной работы.
Отсутствие в Правилах оценки заявок такого показателя, как "опыт совместной работы", не является препятствием для его указания в конкурсной документации, поскольку установленный пунктом 27 Правил оценки заявок перечень показателей вышеуказанного критерия, не является закрытым, т.е. организатором конкурса могут быть определены и иные показатели, нежели те, которые перечислены в пункте 27 Правил оценки заявок.
Таким образом, действия ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по указанию в конкурсной документации показателя нестоимостного критерия "опыт совместной работы" нельзя считать ограничивающими круг участников открытого конкурса. Заказчиком, не установлены иные критерии оценки заявок, чем те, которые прямо предусмотрены законодательством о контрактной системе. Действия заказчика были направлены на установление показателя нестоимостного критерия оценки заявок, обеспечивающего с учетом специфики закупки определение участника, способного наиболее качественно оказать необходимые услуги, а не на ограничение круга потенциальных участников.
Включение в конкурсную документацию показателя "опыт совместной работы" не препятствовало ООО "МЕДИКО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ОРТО-ДОКТОР" ИМЕНИ Ю.И. АЛЕХИНА" участию в конкурсе, не создавало препятствий в доступе на товарный рынок Воронежской области, доказательств обратного обществом не представлено.
Более того, показатель "опыт совместной работы" имел коэффициент значимости, равный 15 баллам из 100 возможных, из чего следует, что показатель "опыт совместной работы" не являлся определяющим при разрешении вопроса об определении победителя конкурса.
В связи с чем, спорный критерий не противоречит основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, заключающейся в выявлении в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу, что действия ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по установлению в конкурсной документации показателя "опыт совместной работы", являются правомерными, а конкурсная документация соответствует требованиям вышеназванных законов.
В настоящее время ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключило контракт с победителем вышеуказанного конкурса на поставку соответствующего товара, контракт исполняется, и пересмотр положений документации о закупке не может повлечь за собой расторжение вышеуказанного договора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводы суда первой инстанции, и не могут явиться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения у апелляционного суда не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 по делу N А14- 2894/2015 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2894/2015
Истец: ООО "Медико-реабилитационный центр "ОРТО-ДОКТОР" имени Ю. И. Алехина"
Ответчик: ГУ Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ