г. Саратов |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А12-10613/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Жевак И.И., Шалкина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", акционерного общества "Газпром газораспределение Волгограда", комитета топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2015 года по делу N А12-10613/2015 (судья Калашникова О.И.)
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 13, ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202), акционерного общества "Газпром газораспределение Волгограда" (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, переулок Красного октября, 27, ОГРН 1023402971514, ИНН 3443013847)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (400066, г. Волгоград, ул. Скосырева, д. 7, ОГРН 1093435000845, ИНН 3435098928)
третьи лица: комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. М. Рокоссовского, ул. 62; 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, 39 А, ОГРН 1143443000986, ИНН 3460012716), комитет топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 62, ОГРН 1153443002074, ИНН 3444200455)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" Абакумовой Р.В., действующей по доверенности " 11/11 от 01.01.2015, представителя акционерного общества "Газпром газораспределение Волгограда" Черновой Е.С., действующей по доверенности N юр-5/15 от 01.01.2015, выданной сроком до 31.12.2015, представителей общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" Калабун С.В., действующей по доверенности N 153 от 04.09.2015, Музяева Г.Н., действующего по доверенности N 11 от 01.01.2015, Заман Т.М., действующего по доверенности N 155 от 04.09.2015, представителя Комитета топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области Мальцева Р.Н., действующего по доверенности N 15 от 18.08.2015, в отсутствие иных участников процесса, уведомлённых надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - истец, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (далее - ответчик, ООО "Лукойл-Волгоградэнерго") о взыскании по договору поставки газа от 01.10.2012 N 09-5-36774/13Б/1026 основной задолженности за январь 2015 года в размере 16 876 356 рублей 47 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 19 июня 2015 года по делу N А12-10613/2015 указанное дело объединено в одно производство с делами N А12-14140/2015, N А12-19477/2015, N А12-23413/2015, с присвоением делу окончательного номера А12-10613/2015.
В рамках указанных дел ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" предъявлены требования о взыскании по договору поставки газа от 01.10.2012 N 09-5-36774/13Б/1026 основной задолженности за февраль 2015 года в размере 12 284 188 рублей 65 копеек, март 2015 года - в размере 10 145 242 рублей 58 копеек; апрель 2015 - в размере 5 497 488 рублей 62 копеек.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-17182/2015 от 08 июля 2015 года указанное дело объединено в одно производство с делом N А12-10613/2015, с присвоением делу окончательного номера А12-10613/2015.
В рамках указанного дела акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград" (далее - АО "Газпром газораспределение Волгоград", истец) предъявило иск к ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" о взыскании по договору транспортировки газа по газораспределительным сетям от 26.11.2014 N Вч-47-18-1688/14 основной задолженности в размере 4 626 301 рублей 28 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 374 рублей 73 копеек, а всего- 4 672 676 рублей 01 копейки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по указанному иску судом первой инстанции привлечены: Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград".
В суде первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" уменьшило размер иска до 41 918 537 рублей 16 копеек - общий размер задолженности за январь - апрель 2015 года; АО "Газпром газораспределение Волгоград" увеличило размер требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами до 142 744 рублей 44 копеек.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2015 года в удовлетворении исков ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" и АО "Газпром газораспределение Волгоград" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", АО "Газпром газораспределение Волгограда" и Комитет топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобах, и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
АО "Газпром газораспределение Волгоград" указывает, что установление размера специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа входило в полномочия Министерства жилищно - коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Волгоградской области, которое являлось органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах жилищно - коммунального хозяйства, обеспечения функционирования организаций топливно - энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществляло функции по реализации программ газификации Волгоградской области. Освобождение ответчика от обязанности оплаты специальной надбавки приведет к невозможности реализации программы газификации. Кроме того, суд первой инстанции неверно определил действие Приказа N 16-ОД от 29.01.2015 во времени.
Апелляционные жалобы ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" и Комитет топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области имеют аналогичные доводы вышеизложенным.
ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" и АО "Газпром газораспределение Волгоград" в порядке статьи 262 АПК РФ представили в материалы дела письменные отзывы на апелляционные жалобы с обоснованием своей позиции по ним.
ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" и АО "Газпром газораспределение Волгоград" представили суду апелляционной инстанции письменные ходатайства об отложении судебного разбирательства в виду намерения урегулировать спор посредством заключения мирового соглашения. Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных ходатайств на основании следующего.
Согласно пункту 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из указанной процессуальной нормы следует, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Заявляя указанное ходатайство, истцы не представили доказательств реальной возможности заключения мирового соглашения, кроме того согласно представленному ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" апелляционному суду письму от 08.09.2015 N 16-01-5133, ответчик не намерен заключать мировое соглашение с истцами по указанному делу.
Доказательств урегулирования спора мирным путем после принятия решения судом первой инстанции истцом суду апелляционной инстанции не представлено.
В судебном заседании представители АО "Газпром газораспределение Волгограда", Комитета топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" поддержали свои правовые позиции.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области в судебное заседание не явился. О времени и месте извещен надлежащим образом путем направления почтового извещения в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении сторон о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Заслушав представителей АО "Газпром газораспределение Волгограда", комитета топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", ООО "Лукойл-Волгоградэнерго", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (поставщик газа) и ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" (покупатель газа) 01.10.2012 заключен договор поставки газа N 09-5-26774/13Б/1026.
В соответствии с указанным договором истец принял на себя обязательство поставлять природный газ в предусмотренных договором объемах, а ответчик - отбирать газ и оплачивать его стоимость в порядке и сроки, определенные договором.
Согласно пункту 5.1. договора N 09-5-26774/13Б/1026 цена на газ на выходе их сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО, с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение условий договора в январе - апреле 2015 года истец поставил ответчику газ в объемах, указанных в актах приема-передачи газа, подписанных ответчиком. В рамках настоящего дела объемы поставки газа ответчиком не оспариваются.
Истец указал в счетах-фактурах следующую стоимость поставленного газа: в январе 2015 года - 912 218 648 рублей 27 копеек; в феврале 2015 года - 804 582 391 рубль 08 копеек; в марте 2015 года - 661 470 814 рублей 52 копейки; в апреле 2015 года - 363 136 484 рубля 20 копеек.
Ответчик на полученных от истца счетах-фактурах указал свои разногласия, заявив об отказе оплачивать суммы специальной надбавки к тарифу по транспортировке газа по газораспределительным сетям: в январе 2015 года - 16 876 356 рублей 47 копеек; в феврале 2015 года - 12 284 188 рублей 65 копеек, в марте 2015 года -10 145 242 рублей 58 копеек; в апреле 2015-5 497 488 рублей 62 копеек.
В остальной части стоимость поставленного газа ответчиком оплачена, что истцом не оспаривается.
Между АО "Газпром газораспределение Волгоград" и ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" заключен договор транспортировки газа по газораспределительным сетям на техническую эксплуатацию участка газораспределительной сети от 26.11.2014 N Вч-47-18-1688/14.
В соответствии с указанным договором АО "Газпром газораспределение Волгоград" обязалось оказывать ответчику услуги по транспортировке газа в предусмотренных договором объемах, а ответчик - отбирать газ и оплачивать его транспортировку в порядке и сроки, определенные договором.
Пунктом 6.1. договора транспортировки газа предусмотрено, что стоимость транспортировки газа определяется и применяется в порядке, установленном Правительством РФ исходя из объема транспортировки газа и дифференцированных тарифов, установленных приказом Федеральной службы по тарифам РФ, и размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа, утвержденного органами исполнительной власти Волгоградской области.
Во исполнение условий договора в январе - феврале 2015 года истец оказал ответчику услуги по транспортировке газа в объемах, указанных в актах на выполненные работы (услуги), подписанных ответчиком с разногласиями.
В рамках настоящего дела объемы транспортировки газа ответчиком не оспариваются.
В соответствии актами на выполненные работы (услуги) АО "Газпром газораспределение Волгоград" указывает следующую стоимость услуг по транспортировке газа: акт от 31.01.2015 N 1073 на сумму 3 587 880 рублей 08 копеек, N 1074 на сумму 8 577 634 рублей 50 копеек, N 1075 на сумму 946 288 рублей 14 копеек; акт от 28.02.2015 N 2156 на сумму 4 399 087 рублей 64 копейки, N 2157 на сумму 6 986 563 рублей 39 копеек, N 2158 на сумму 490 521 рублей 24 копейки.
Стоимость услуг по транспортировке газа оспаривается ответчиком в связи с отказом оплачивать суммы специальной надбавки к тарифу по транспортировке газа в общем размере в январе и феврале 2015 года - 4 626 301 рублей 28 копеек, что соответствует размеру взыскиваемой задолженности.
В остальной части стоимость поставленного газа ответчиком оплачена.
Таким образом, рассматриваемые в рамках настоящего дела требования касаются взыскания с ответчика задолженности, составляющей суммы специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 N 16-ОД. В остальной части услуги ответчиком оплачены.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований истцов, правильно руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ, оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статья 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливает обязанность потребителей оплатить поставку газа и оказанные услуги на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник относительно правомерности начисления истцами ответчику специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа за период с января по апрель 2015 года.
В качестве обоснования исковых требований истцы указывают, что такая надбавка начислялась ответчику на основании приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 N 16-ОД, которым она утверждена на период с 01.01.2015 по 30.06.2015.
Так, приказом Министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 N 16-ОД (опубликован в газете "Волгоградская правда", N 24, 11.02.2015) установлены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" на 2015 год, в следующих размерах: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 70 рублей за 1 тыс. куб. метров газа; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 34,14 рубля за 1 тыс. куб. метров газа.
Пунктом 5 Приказа N 16-ОД от 29.01.2015 установлено, что приказ вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 13 АПК РФ, пришел к выводу, что приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 N 16-ОД не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, во взыскании задолженности по оплате специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа отказал за отсутствием на то правовых оснований.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Частью 2 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ арбитражный суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований при рассмотрении гражданско-правовых споров о взыскании задолженности по договорам.
Поскольку в рамках настоящего дела судом первой инстанции рассматривался спор о взыскании задолженности за поставленный газ в рамках договоров, арбитражный суд был вправе дать оценку приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 N 16-ОД.
Согласно статье 17 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
Порядок введения специальных надбавок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации. Средства, привлекаемые за счет специальных надбавок, направляются на финансирование газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной указанными программами, а также на компенсацию выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Статьями 22, 24 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД предусмотрено, что исполнительную власть Волгоградской области осуществляют Губернатор Волгоградской области, Администрация Волгоградской области (ранее - Правительство Волгоградской области) и органы исполнительной власти Волгоградской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законами Волгоградской области. Система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области. Положения об органах исполнительной власти Волгоградской области утверждает Губернатор Волгоградской области.
В соответствии со статьей 11 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем. Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области. В случаях, установленных федеральным законодательством, положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области - Администрацией Волгоградской области (ранее - Правительством Волгоградской области).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 N 125-п полномочиями в сфере газификации, в том числе по установлению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, было наделено Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Так, пунктом 2.5.2 Положения о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области было прямо уполномочено устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенную для финансирования программ газификации.
В декабре 2013 года функции Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области были разделены между Комитетом тарифного регулирования, действующим на основании Положения от 19.06.2012 N 125-п о Министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 N 752-п, и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - министерство ЖКХ и ТЭК), которое начало действовать на основании нового Положения, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 N 1327.
В соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 N 752-п полномочия Комитета тарифного регулирования первоначально соответствовали полномочиям Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе, по утверждению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации.
На основании Постановления Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п, Положение от 19.06.2012 N 125-п утратило силу в связи с утверждением нового Положения о комитете тарифного регулирования, в соответствии с которым из компетенции Комитета тарифного регулирования исключены вопросы, связанные с программами газификации.
Пункт 4 Постановления Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 N 1109 постановлением от 09.01.2014 N 3 изложен в новой редакции, в соответствии с которой с 15.01.2014 Министерству ЖКХ и ТЭК Волгоградской области переданы функции Комитета тарифного регулирования Волгоградской области по реализации программ газификации Волгоградской области, а также в сферах обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Положение о Министерстве ЖКХ и ТЭК, утвержденное Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 N 1327 в редакции с 15.01.2014 предусматривало, в том числе, следующие полномочия:
- утверждать программы газификации, финансируемые за счет средств специальной надбавки, включаемой в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям (пункт 2.2 Положения);
- осуществлять функции по реализации программ газификации Волгоградской области в пределах своей компетенции (пункт 2.4 Положения).
При этом ранее имевшиеся у Комитета тарифного регулирования Волгоградской области полномочия по утверждению специальной надбавки тарифам на транспортировку газа Министерству ЖКХ и ТЭК переданы не были, Положением о министерстве ЖКХ и ТЭК такие полномочия не предусмотрены.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 158 признано утратившим силу постановление Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 N 1327 "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области" и утверждено Положение о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области. В соответствии с пунктом 3 указанное постановление вступило в законную силу 30 января 2015 года.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 160 утверждено Положение о комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и установлено, что указанный комитет является правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в части полномочий по обеспечению функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
Таким образом, суд первой инстанции применительно к рассматриваемому спору пришел к верному выводу, что правопреемником Министерства ЖКХ и ТЭК, как органа, осуществляющего функции по реализации программ газификации Волгоградской области, является Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица.
Наличие у Министерства ЖКХ и ТЭК полномочий по осуществлению функций по реализации программ газификации Волгоградской области само по себе не является основанием для вывода о наделении указанного органа исполнительной власти правом по утверждению специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа.
Безусловных доказательств, однозначно свидетельствующих, что на дату издания спорного приказа Министерство ЖКХ и ТЭК в установленном порядке было уполномочено на утверждение специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, в материалы настоящего дела не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что Министерство ЖКХ и ТЭК на момент принятия приказа от 29 января 2015 года N 16-ОД полномочиями на утверждение специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа не обладало.
Поскольку министерством ЖКХ и ТЭК приказ от 29.01.2015 N 16-ОД принят с превышением его полномочий, вывод суда первой инстанции о его несоответствии статье 17 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" и Постановлению Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 N 1327 об утверждении Положения о министерстве ЖКХ и ТЭК, является законным и обоснованным.
Довод апелляционных жалоб о том, что установление размера специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа на момент принятия приказа N 16-П входило в полномочия Министерства ЖКХ и ТЭК, отклоняется судебной коллегией, как необоснованный.
Ранее действовавшие в указанной сфере органы исполнительной власти (Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, затем - Комитет тарифного регулирования) пунктом 2.5.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 N 125-п, были прямо уполномочены устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям. Однако, после принятия Постановления Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п, на основании которого Положение от 19.06.2012 N 125-п утратило силу, такие полномочия никому из вышеперечисленных исполнительных органов не передавались, в том числе и Министерству ЖКХ и ТЭК.
Довод апелляционных жалоб о неверном определении судом первой инстанции действия Приказа N 16-ОД от 29.01.2015 во времени, также подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 5 Приказа N 16-ОД от 29.01.2015 установлено, что приказ вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015. Указанный приказ опубликован в газете "Волгоградская правда", N 24, 11.02.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из анализа указанной нормы следует, что исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты. При этом под законом в силу пункта 2 статьи 3 ГК РФ понимаются только федеральные законы.
Между тем, возможность придания обратной силы нормативным актам, регулирующим размер специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа, федеральными законами не предусмотрена.
Согласно части 2 статьи 4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.
На основании изложенного, распространение приказа Министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 N 16-ОД на правоотношения, возникшие до его принятия и официального опубликования, не может быть признано законным и является необоснованным.
Таким образом, с учетом применения истцами специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа, утвержденной приказом Министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 N 16-ОД, принятым с превышением полномочий, а также незаконно распространившим действие надбавки на прошедшее время, правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истцов такой надбавки отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податели апелляционных жалоб не ссылаются на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционным жалобам не прилагают. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", акционерного общества "Газпром газораспределение Волгограда", Комитета топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб подлежат отнесению на их заявителей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2015 года по делу N А12-10613/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10613/2015
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД", ОАО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД", ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград"
Ответчик: ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго"
Третье лицо: Акционерное общнство "Газпром газораспределение Волгограда", Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Комитет ЖКХ Волгоградской области, Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, ОАО "Газпром Газораспределение Волгоград", ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5775/16
21.04.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10613/15
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3245/15
26.11.2015 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10613/15
14.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8626/15
10.07.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10613/15