г. Вологда |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А13-2144/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Пищевой комбинат "Вологодский" Угловой Е.Н. по доверенности от 25.11.2014, от Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Швецовой Е.Н. по доверенности от 22.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Пищевой комбинат "Вологодский" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 июня 2015 года по делу N А13-2144/2015 (судья Шумкова И.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Пищевой комбинат "Вологодский" (место нахождения: 162107, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Кадников, ул. Механизаторов, д. 1, ОГРН 1023502491473, ИНН 3527000555, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к администрации города Кадникова (место нахождения: 162107, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Кадников, ул. Розы Люксембург, д. 36, корп. Г, ОГРН 1133537000970, ИНН 3527019531, далее - Администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района (место нахождения: 162130, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Сокол, ул. Советская, д. 73, ОГРН 1023502494333, ИНН 3527009318, далее - Комитет) об обязании ответчиков отнести земельный участок, используемый по договору аренды земельного участка от 25.11.2004 N 092 к виду разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка от 25.11.2004 N 092 с применением ставок арендной платы, относящихся к виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (9 группа), установив сумму арендной платы в размере равном:
- 26 595,45 руб., за использование земельного участка в 2012 году, из расчета: 591,01 руб./кв.м (удельный показатель кадастровой стоимости) * 9000 кв.м (площадь земельного участка) * 0,5 % (ставка арендной платы для 9 группы разрешенного использования);
- 1129,59 руб., за использование земельного участка в 2013 году, из расчета: 22,82 руб./кв.м. (удельный показатель кадастровой стоимости) * 9000 кв.м. (площадь земельного участка) * 0,55 % (ставка арендной платы для 9 группы разрешенного использования) (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (далее - Кадастровая палата).
Решением суда от 24 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Общество испрашивало земельный участок для целей расширения производственной деятельности и строительства объектов, необходимых для производства. Расчеты ответчиков за 2012 и 2013 годы не соответствуют нормам действующего законодательства, вследствие неправомерного отнесения земельного участка к виду разрешенного использования земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности. Ответчиками произвольно изменен вид разрешенного использования арендованного земельного участка. Приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утратил силу с 03.07.2012. Ни в момент заключения договора аренды, ни в момент вынесения судом решения, приказ не действовал. Следовательно, ссылка суда на указанный нормативный акт неправомерна. Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2010 N Д23-4446, использование земельного участка должно осуществляться по целевому назначению исходя из его принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Судом не был применен нормативный акт, подлежащий применению, не принято во внимание, что земельный участок, арендуемый Обществом, используется для производственной деятельности. На нем размещены производственные объекты - осветительная вышка и стоянка для транспорта предприятия. Использование участков непосредственно связано с производственной деятельностью и обслуживанием производственных объектов, участки непосредственно примыкают к основной промышленной зоне предприятия, где располагаются здания цехов и других производственных сооружений, что подтверждается находящейся в материалах дела схемой расположения. Общество не занимается размещением объектов торговли, бытовым обслуживанием на арендуемом участке. Использование участка по производственному назначению ответчиками не оспаривается. Отнесение используемого промышленным предприятием земельного участка для размещения осветительной вышки и стоянки для автомобилей к виду разрешенного использования земельные участки для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания не имеет законного основания. Соответственно, подготовленные исходя из примененного вида разрешенного использования расчеты, являются незаконными.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представитель Комитета в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.11.2004 Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка площадью 9000 кв.м, находящийся по адресу: г. Кадников, ул. Механизаторов для строительства осветительной вышки и стоянки на 25 легковых автомобилей на основании постановления главы самоуправления г. Кадников и Кадниковского сельсовета от 25.11.2004 N 230 (т.1, л.41-43).
В 2012 и 2013 годах в адрес Общества поступили расчеты арендной платы, произведенные Администрацией по договору аренды от 25.11.2004 N 092.
Из расчетов следует, что арендная плата за использование земельного участка составила в 2012 году - 120 420 руб., в 2013 году - 3330 руб. (т.1, л.46-47).
При расчете арендной платы арендодателем применена ставка арендной платы исходя из квартала и отнесения участка к 5 группе видов разрешенного использования.
По мнению истца, земельный участок должен быть отнесен к 9 группе видов разрешенного использования.
Полагая, что в связи неправомерным отнесением земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования, размер арендной платы завышен и подлежит пересчету, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
Статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях - по ценам, устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, арендная плата за находящиеся в публичной собственности земельные участки является регулируемой ценой.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Правила N 582).
Поскольку размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, относится к регулируемым ценам, то арендная плата за земельный участок, предоставленный Обществу, должна определяться в соответствии с Правилами N 582.
Согласно пункту 2 Правил N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации определяется федеральными органами исполнительной власти одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчетам, утвержденными Минэкономразвития России;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", частью 4 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением совета города Кадникова Сокольского муниципального района от 26.03.2015 N 78 с 01 марта 2015 года переданы соответствующим органам местного самоуправления Сокольского муниципального района следующие полномочия (функции) по решению вопросов местного значения городского поселения города Кадникова сроком с 01 марта 2015 года по 31 декабря 2015 года, в том числе: подготовка договоров (соглашений), осуществление контроля за поступлением арендных платежей, ведение претензионной работы, подготовка расчетов по ранее заключенным договорам.
Пунктом 3 статьи 8 ЗК РФ органам местного самоуправления предоставлено право относить земли, находящиеся в муниципальной собственности, к определенным категориям и переводить их из одной категории в другую. Согласно пункту 2 статьи 83 ЗК РФ порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий.
Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном статьями 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.
Из материалов дела усматривается, что в 2004 земельный участок площадью 9000 кв.м. по адресу: г. Кадников, ул. Механизаторов, предоставленный истцу на праве аренды для строительства осветительной вышки и стоянки на 25 легковых автомобилей, не был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
До 2007 года размер арендной платы определялся на основании Приказа Госкомзема Российской Федерации от 22.11.1999 N 84 (ред. от 03.04.2001, с изм. от 06.08.2001) "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра"; с 2007 года - на основании приказа Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (утратил силу в связи с изданием Приказа Росреестра от 03.07.2012 N П/276).
Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке населенных пунктов, утвержденными вышеназванным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 регулировались вопросы определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 2.2 названных Технических рекомендаций определение вида разрешенного использования земельных участков производилось в соответствии с Типовым перечнем. При этом в левой части таблицы Типового перечня были перечислены виды разрешенного использования земельных участков, а в правой части - примеры использования земельных участков этого вида.
В данном Типовом перечне по каждому виду разрешенного использования определен его состав, в котором назначение земельных участков указано более подробно, чем в наименовании вида разрешенного использования.
В состав 9 вида разрешенного использования входили земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, земельные участки баз и складов, земельные участки прочих предприятий материально-технического снабжения, сбыта и заготовок.
К 5 группе вида разрешенного использования были отнесены земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В состав вида входили, в том числе, земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания, земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.
Поскольку согласно условиям договора аренды 2004 года земельный участок предоставлялся для строительства осветительной вышки и стоянки на 25 легковых автомобилей, он имел два вида разрешенного использования: 9 группа, исходя из использования для строительства осветительной вышки, и 5 группа, исходя из строительства стоянки для легковых автомобилей.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования и устанавливается кадастровая стоимость того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее (пункт 2.7.1).
С учетом изложенного, отнесение всего земельного участка к 9 группе виду разрешенного использования было невозможно, для расчета арендной платы по данному участку Комитетом обоснованно применена ставка арендной платы для 5 группы вида разрешенного использования, оснований для перерасчета арендной платы за 2012 и 2013 годы не имелось.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что только в 2013 году, из спорного земельного участка был образован земельный участок с кадастровым номером 35:26:0107005:89 площадью 5884 кв.м., с разрешенным использованием "для строительства осветительной вышки", а между Комитетом и Обществом 03.09.2014 подписано соответствующее соглашение о внесении изменений в договор аренды от 25.11.2004 (т.1, л.99). В настоящий момент участок отнесен к 9 виду разрешенного использования.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 июня 2015 года по делу N А13-2144/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Пищевой комбинат "Вологодский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2144/2015
Истец: ОАО "Пищевой комбинат "Вологодский"
Ответчик: Администрация города Кадникова, Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
Третье лицо: Кадастровая палата