город Ростов-на-Дону |
|
15 сентября 2015 г. |
дело N А32-7599/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Вета" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2015 по делу N А32-7599/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Вета" к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару о признании решения незаконным принятое в составе судьи Крыловой М.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Вета" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения от 14.08.2014 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании инспекции осуществить государственную регистрацию юридического лица ООО "Агрофирма "Вета" и внести в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 11.06.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у общества имеется непогашенная задолженность по оплате налогов и обязательных платежей в бюджета, в представленном обществом в инспекцию ликвидационном балансе отсутствовали сведения о кредиторской задолженности, то есть ликвидационный баланс общества содержал недостоверные сведения, в связи с чем отказ инспекции является законным.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Вета" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что налоговый орган в установленный срок не заявил требований в качестве кредитора общества, для государственной регистрации обществом представлен полный пакет документов, предусмотренный законодательством РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, от инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Ходатайство удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.02.2014 единственным участником ООО "АГРОФИРМА "ВЕТА" принято решение о добровольной ликвидации Общества и о назначении ликвидатором Мешлок Алия Азметовича.
Уведомление о принятии решения о ликвидации ООО "АГРОФИРМА "ВЕТА" с предложением кредиторам в течение двух месяцев обратиться к ликвидатору с требованиями опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (469) 2014 от 05.03.2014 г.
В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 19.02.2014 внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица.
Решением единственного участника Общества от 16.06.2014 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о составлении которого 30.06.2014 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ.
Решением от 04.08.2014 единственный участник ООО "АГРОФИРМА "ВЕТА" Жане З.А. утвердил ликвидационный баланс Общества.
Общество 20.02.2014 обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя (участника).
ИФНС N 4 по г. Краснодару, г. Краснодар решением от 14.08.2014 отказала в государственной регистрации прекращения деятельности Общества.
Полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией является незаконным, ООО "АГРОФИРМА "ВЕТА" обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органов юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Пунктами 1 и 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно пункту 1 статьи 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Кодекса).
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VII и VIII Закона N 129-ФЗ.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрационный орган либо в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.
Судом установлено, что основанием для принятия ИФНС N 4 по г. Краснодару решения об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией по решению учредителя (участника) послужило то обстоятельство, что сведения о наличии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам общество "Агрофирма "Вета" в ликвидационном балансе не отразило.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недостоверности заявленных обществом в ликвидационном балансе сведений и, как следствие, наличии оснований для отказа в регистрации ликвидации общества.
Наличие у общества сведений о задолженности перед бюджетом на дату утверждения обществом ликвидационного баланса подтверждается направленными обществу инспекцией требованиями об уплате налога и решениями о принудительном взыскании налога (л.д. 69-92). В этой связи доводы общества о том, что инспекцией не заявлено требование в качестве кредитора общества, апелляционным судом отклоняется как не свидетельствующие о незаконности решения налогового органа об отказе в государственной регистрации.
Ссылка заявителя жалобы на представление в налоговый орган всех предусмотренных законом документов, апелляционным судом отклоняется как необоснованная.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
В данном деле речь идет не о формальном соответствии или несоответствии действий инспекции нормам Закона N 129-ФЗ, а об исполнении государством своей обязанности по отражению достоверных сведений в реестрах.
В данном случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недостоверности представленных обществом сведений для государственной регистрации.
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе, должна отвечать требованиям достоверности и актуальности (статья 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11).
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2015 по делу N А32-7599/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7599/2015
Истец: ООО "АГРОФИРМА "ВЕТА", ООО АФ "Вета"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 4 ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ИФНС России N4 по г. Краснодару