г. Вологда |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А66-6413/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 июля 2015 года по делу N А66-6413/2015 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Каскад-Строй" (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Новоторжская, дом 22а, ОГРН 1096952028051; ИНН 6950111479; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об отмене постановления Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 44; ОГРН 1066950072837; ИНН 6950019730; далее - Министерство, административный орган) о назначении административного наказания от 24.04.2015 N 14-08/2015.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 03 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. Считает, что у Министерства имелись законные основания для выдачи предписания обществу и заявитель правомерно в связи с неисполнением данного предписания привлечен к ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Общество в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Министерством в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) проведена проверка представленной 30.07.2014 обществом ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства по результатам деятельности во 2-м квартале 2014 года.
В соответствии с данной отчетностью общество осуществляет строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 44/27, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200038:345.
При проверке отчетности Министерством установлены нарушения обществом требований, установленных приложениями N 2 и 3 к Правилам предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, пунктом 22 Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006 N 06-137/пз-н (далее - Инструкция), а именно: сведения, отраженные в графе 11 приложения N 2 к отчетности, не соответствуют данным бухгалтерской отчетности; сведения, указанные в графах 5, 8, 9, не соответствуют установленным требованиям, поскольку в приложении N 3 учитываются только денежные средства участников долевого строительства; указанный в приложении N 4 отчетности норматив целевого использования средств - 0,92 не соответствует данным бухгалтерской отчетности, исходя из которых норматив составляет 24 и не соответствует допустимому значению.
По результатам проверки отчетности Министерством выдано предписание от 26.01.2015 N 21 об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому обществу должно в срок до 27.02.2015 представить уточненные данные графы 11 приложения N 2, граф 5, 8, 9 приложения N 3 отчетности (пункта "а" и "б"), уточненный расчет норматива целевого использования средств, произведенный в соответствии с действующим законодательством (пункт "в"), в срок до 30.04.2015 привести норматив целевого использования средств к допустимому показателю (пункт "г").
Поскольку общество не выполнило в установленный срок подпункт "в" указанного предписания, Министерство по факту неисполнения в установленный срок предписания от 26.01.2015 N 21 в отношении общества составило протокол об административном правонарушении от 13.04.2015 N 14-08/2014 и вынесло постановление о назначении административного наказания от 24.04.2015 N 14-08/2015, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В порядке части 6 статьи 23 названного Закона контролирующий орган вправе: осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 7); направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений (пункт 9).
Согласно части 8 статьи 23 Закона N 214-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 11 статьи 23 Закона N 214-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Частью 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что контролирующий орган вправе направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 этого же Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (далее - Постановление N 233) оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика производится по следующим нормативам:
норматив обеспеченности обязательств, определяемый путем деления суммы активов застройщика на сумму обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве;
норматив целевого использования средств, определяемый путем деления суммы активов застройщика, не связанных со строительством, на общую сумму его обязательств, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве;
норматив безубыточности, определяемый как количество лет из расчета 3 последних лет работы застройщика, по итогам которых у застройщика отсутствовали убытки.
Пунктом 4 Постановления N 233 предусмотрено, что расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится застройщиком в соответствии с инструкцией, утверждаемой Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В пункте 3 Постановления N 233 установлены следующие нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика: норматив обеспеченности обязательств - не менее 1; норматив целевого использования средств - не более 1; норматив безубыточности - не менее 1.
В пункте 1.2 Инструкции указано, что информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности.
В порядке пункта 2.2 Инструкции норматив целевого использования средств рассчитывается по следующей формуле: Н2 = Ан / Д, где: Ан - стоимость активов застройщика, не связанных со строительством, включающая в себя сумму следующих показателей: внеоборотные активы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), краткосрочные финансовые вложения за вычетом стоимости активов незавершенного строительства и денежных средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа; Д - общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
В данном случае в сведениях о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика норматив целевого использования средств (Н2) указан обществом в размере 0,91.
Министерство определило норматив целевого использования согласно данным бухгалтерского учета в размере 24.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие данный вывод административного органа. Министерство не представило расчет данного норматива, а также соответствующие бухгалтерские документы. Также в материалы дела не предъявлен акт проверки представленной обществом отчетности.
Общество оспаривает правильность определения Министерством норматива в размере 24, полагает, что, исходя из данных бухгалтерского учета, им правильно определен норматив в размере 0,94.
В заявлении, поданном в суд, обществом приведен расчет спорного норматива. Министерство при рассмотрении дела не представило по нему соответствующий контррасчет.
В связи этим суд апелляционной инстанции считает, что Министерство не подтвердило в рамках данного дела правильность расчета им норматива в размере 24, и, соответственно, обоснованность требования о предоставлении обществом уточненного расчета норматива целевого использования средств, произведенного в соответствии с действующим законодательством.
При этом, поскольку дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, суд принимает решение только по имеющимся в деле доказательствам.
В связи с тем, что Министерство не подтвердило правомерность требования о предоставлении обществом уточненного расчета норматива целевого использования средств, произведенного в соответствии с действующим законодательством, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод административного органа о неправомерном неисполнении заявителем пункта "в" предписания от 26.01.2015 N 21.
Таким образом, общество необоснованно привлечено к административной ответственность по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение подпункта "в" указанного предписания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 июля 2015 года по делу N А66-6413/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6413/2015
Истец: ООО "Каскад-Строй"
Ответчик: Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций