г. Саратов |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А57-7053/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ПолиСнаб" - Гузева Любовь Евгеньевна, по доверенности N 2 от 02.02.2015 года, выданной на срок по 01.02.2016 года, паспорт обозревался.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июля 2015 года по делу N А57-7053/2015 (судья Медникова М.Е.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПолиСнаб" (с. Багаевка, ОГРН 1106432000905),
к Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1056405029560),
Третье лицо: Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании субсидии в размере 1 908 472 руб. 68 коп.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "ПолиСнаб", с. Багаевка, (ОГРН 1106432000905), с иском к Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН 1056405029560), уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании субсидии в размере 1 791 039 руб. 81 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.07.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с соответствующей жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ООО "ПолиСнаб" и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в рамках реализации программы "снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной программы Саратовской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 г.", были заключены Договора N 11 от 09.01.2013 г., N 16 от 12.03.2014 г., N 14 от 12.01.2015 г. на предоставлении субсидии на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению.
В соответствии с пунктом 1.2. договора N 14 от 12.01.2015 г. министерство взяло на себя обязательство предоставления субсидии за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2015 года.
В соответствии с пунктом 2.1.3. договора Общество с ограниченной ответственностью "ПолиСнаб" обязалось предоставлять в министерство отчет-заявку на предоставление субсидии: - ежемесячно до 5 числа, следующего за отчетным периодом (месяцем), за отчетный год до 15 января года, следующего за отчетным.
Согласно пункта 3.2. договора субсидия перечисляется Министерством на основании отчетов-заявок, подтверждающих объем оказанных услуг, в пределах установленных нормативов потребления, и выставленных счетов-фактур на расчетные счета получателей субсидии, открытые в кредитных организациях.
Согласно пункту 3.3. договора субсидия предоставляется на основании отчетов-заявок, подтверждающих объем оказанных услуг, в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области на 2015 год, на указанные в пункте 1.1. договора цели.
Во исполнение обязательств, предусмотренных договорами, истец оказал услуги по водоснабжению и водоотведению, конечным потребителем которых является население.
Вместе с тем, в нарушение условий договоров N 11 от 09.01.2013 г., N 16 от 12.03.2014 г., N 14 от 12.01.2015 г. предоставленные ООО "ПолиСнаб" к оплате в адрес министерства отчеты-заявки не были оплачены полностью.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд с настоящим иском, с учетом уточнений, о взыскании задолженности по выплате субсидии в сумме 1 791 039 руб. 81 коп., рассматривая которое суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом в материалы дела представлены копии договоров N 11 от 09.01.2013 г., N16 от 12.03.2014 г., N 14 от 12.01.2015 г., копии отчетов-заявок, расчет суммы иска.
Возражая против заявленных требований, ответчик, равно как и в апелляционной жалобе, указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку у Министерства отсутствуют обязательства по оплате вышеуказанных субсидий, поскольку согласно договорам N 11 от 09.01.2013 г., N 16 от 12.03.2014 г., N 14 от 12.01.2015 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставляло ООО "ПолиСнаб" субсидию в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на 2013 г., 2014 г., 2015 г., предусмотренных в областном бюджете в соответствии со сводной бюджетной росписью.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков (недоплаченных денежных средств).
В силу ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются недоплаченные денежные средства, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.
Истец должен доказать вину, размер убытков и связь между противоправными действиями и причиненными убытками.
Как видно из материалов дела Истец доказал размер убытков.
В свою очередь ответчик доказательств надлежащего исполнения условий договоров N 11 от 09.01.2013 г., N 16 от 12.03.2014 г., N 14 от 12.01.2015 г. не представил.
Как верно указал суд первой инстанции, вина Ответчика заключается в его бездействии, а именно в не перечислении бюджетных средств получателю и не своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств в нарушении норм Бюджетного кодекса РФ.
В связи с тем, что впервые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Истцу было сообщено письмом исх. N 1468 от 19.12.2014 года об отсутствии лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных Министерству на цели предоставления субсидии.
Таким образом, не своевременное уведомление получателя субсидии привело к указанным выше убыткам.
В силу пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, I оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно п. 2 указанного выше Постановления ВАС РФ, рассматривая иски, предъявляемые согласно ст. 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование - Саратовская область как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных норм действующего законодательства, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области является компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени Саратовской области - ответчика по делу.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июля 2015 года по делу N А57-7053/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7053/2015
Истец: ООО "ПолиСнаб"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммуннального хозяйства Саратовской области, Саратовская область в лице Министерство строительства и ЖКХ Саратовской облати
Третье лицо: Министерство финансов Саратовской области