г. Москва |
|
16 сентября 2015 г. |
Дело N А41-42049/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ Московской области "Мосавтодор" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2014 года, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по делу N А41-42049/14 по исковому заявлению ООО "Октябрьский" к ГБУ Московской области "Мосавтодор" об обязании освободить земельный участок, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
от ответчика - Воробьева Т.А. по доверенности N 237 от 15.06.2015;
от истца, третьего лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Государственному бюджетному учреждению Московской области "Мосавтодор" (далее - учреждение, ответчик) с заявленными требованиями:
- обязать ГБУ Московской области "Мосавтодор" освободить земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, город Ногинск, улица Советской Конституции, с кадастровым номером 50:16:0301003:0046 от размещенного на нем посадочного павильона автобусной остановки в двухнедельный срок со дня вступления в силу решения арбитражного суда;
- предоставить ООО "Октябрьский" право освободить земельный участок с дальнейшим взысканием расходов за счет государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" в случае неисполнения решения суда.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2014 года по делу N А41-42049/14 требования ООО "Октябрьский" удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ГБУ Московской области "Мосавтодор", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:0046 площадью 8 261 кв.м по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Советской Конституции (свидетельство о государственной регистрации права от 28.12.2007) на основании договора купли-продажи от 23.07.2007 N 27-2007.
В соответствии с кадастровом паспортом на данный участок, видом его разрешенного использования является "размещение крытого рынка и автостоянки".
Согласно пояснениям истца им обнаружено, что на спорном земельном участке расположен посадочный павильон автобусной остановки, обращения истца с просьбами убрать павильон ответчиком оставлены без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основаниями для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).
Пунктами 45,46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Таким образом, обращаясь с негаторным иском, истец обязан доказать противоправность действий ответчика.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствии со стандартом ОСТ 218.1.002.2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" определяется полный перечень элементов, которыми должна оборудоваться остановочная площадка, метраж и зона видимости в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Для дороги 3-ей категории предусмотрено расположение остановочного павильона через каждые 600 м.
Местом расположения спорной остановки является г. Ногинск, ул. Советской Конституции согласно Проекту организации дорожного движения Ногинского муниципального района Московской области от 20.03.2009.
В соответствии с представленным ответчиком заключением специалиста (акт обмера территории) павильон автобусной остановки выполнен и установлен в соответствии с ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", расположен в полосе отвода автомобильной дороги, нарушений в расположении павильона не выявлено.
По правилам части 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, запрещаются размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса (пункт 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Категория данной автомобильной дороги подтверждается в годовом отчете категорий дорог ГБУ Московской области "Мосавтодор", где имеет значение (III - категория).
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Апелляционным судом по ходатайству ответчика определением от 29.04.2015 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "СК-Ориентир" Явтысой Анастасие Витальевне и Лозовому Александру Николаевичу.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы: определить удаление поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46 площадью 8 261 кв.м по адресу: Московская область, город Ногинск, ул.Советской Конституции, принадлежащего на праве собственности ООО "Октябрьский" от оси автомобильной дороги по адресу Московская область, город Ногинск, ул.Советской Конституции; установить соотношение фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46 и границ земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости; определить удаление посадочного павильона автобусной остановки, расположенного по ул. Советский Конституции города Ногинска Московской области, от оси автомобильной дороги; определить границы полосы отвода автомобильной дороги по ул. Советский Конституции города Ногинска Московской области; установить имеется ли наложение границы полосы отвода автомобильной дороги и границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46, установить и указать отдельно в заключении характерные точки координат границ наложения (пересечения); установить место расположения посадочного павильона относительно границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46; отобразить графически на цветной схеме расположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46, полосы отвода автомобильной дороги и.посадочного павильона автобусной остановки относительно друг друга, места их наложения
По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено заключение специалиста N 1-2015 (т. 2 л.д. 47-87), в котором эксперты пришли к следующим выводам.
Расстояние от оси дороги до ближайшей характерной поворотной точки границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46 от точки 2 до 8 L= 12,74 метра, от точки 5 до 22 (фактическая граница) L=12.99 метра. Фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46 не соответствуют сведениям внесенных в государственный кадастр недвижимости. Характерные точки границы посадочного павильона автобусной остановки от оси автомобильной дороги расположены на расстоянии от точки 3 до 30: L=12,77 метра, от точки 4 до 33: L=12.96 метра. Согласно выписки из Единого государственного реестра автомобильных дорог данная автомобильная дорога относится к III категории автодорог. В соответствии с Осредненными нормами отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог (постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса") полоса отвода от оси автомобильной дороги составляет L=23 метра. Земельный участок с кадастровым номером 50:16:0301003:46 имеет наложение на полосу отвода автомобильной дороги согласно выписке из Единого государственного реестра автомобильных дорог, данная автомобильная дорога относится к III категории автодорог. В соответствии с "Осредненными нормами отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог" (постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса") полоса отвода от оси автомобильной автодороги составляет L=23 метра. Наложение земельного участка на полосу отвода автомобильной дороги составляет от точки 8 до 9 : L= 10,27 метра, от точки 12 до 16 : L=9,12 метра, до фактической границы от точки 22 до 14: L=10.08, от точки 18 до 15: L=8,40. Площадь наложения земельного участка на полосу отвода автодороги составила S=707 кв.м. Площадь посадочного павильона S=10,15 кв. м, из них 9,34 кв. м накладываются на земельный участок с кадастровым номером 50:16:0301003:46. От фактической границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46 до павильона от точки 32 до 23: L=1.09 метра, от точки 31 до 24: L=5.12 метра.
Таким образом из выводов и материалов проведения землеустроительной экспертизы следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:16:0301003:46 имеет наложение на полосу отвода автомобильной дороги, при этом посадочный павильон автобусной остановки находится в полосе отвода автомобильной дороги. Экспертом указано, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301003:46 площадью 8 261 кв.м не соответствуют сведениям, внесенным в государственный реестр недвижимости.
Экспертом, подготовившим экспертное заключение по определению Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по настоящему делу, полно и объективно разрешены все поставленные судом вопросы.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Оценив экспертное заключение, суд апелляционной инстанции считает его соответствующим требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, отражающим все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, основанным на материалах дела, и приходит к выводу об отсутствии оснований не доверять выводам экспертов, поскольку они согласуются с обстоятельствами дела и иными доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах оснований для назначения по делу дополнительной землеустроительной экспертизы суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении соответствующего ходатайства истца отказано.
Доводы истца о том, что экспертом при проведении экспертизы применены строительные нормы отвода земель для автомобильных дорог, которые были введены после формирования земельного участка истца, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом по следующим основаниям.
Сторонами представлены Строительные нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74 (Строительные нормы), введенные в действие 19.12.1974 Постановлением Госстроя СССР N 248, и действовавшие в период формирования земельного участка истца.
В соответствии с Таблицей N 5 данных Строительных норм, расчет полосы отвода автодороги составляет 31 метр. Поскольку были выбраны данные для III-категории автодороги с двухполосным движением, на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 процентов, с заложением откосов земляного полотна и минимальной высотой насыпи - 1, при постоянном минимальном уклоне местности 1:4.
Данные сведения дублируются в таблице Приложение к п. 6, определяющей расстояние полосы отвода автодороги при строительстве или реконструкции автомобильной дороги и не могут быть менее значений указанных в двух указанных таблицах.
Согласно данным Строительных норм, и следуя таблице "осредненным показателям площадей отвода земель для автомобильных дорог, отнесенных на 1 км = 1000 м протяжении дороги". III - категория дороги, на землях, не пригодных для сельскохозяйственного пользования, с поперечным уклоном местности от 0 до 1:20, с постоянным отводом, при наличии данных условий, общая площадь полосы отвода составляет 3,6 га. Соответственно при расчете одной стороны автомобильной дороги, площадь полосы отвода составляет 1,8 га. Для того что бы узнать ширину полосы отвода автомобильной дороги используем формулу: S=AB, Где площадь S = 18 000 кв.м; А = 1000 м; величина в - неизвестна; В = S/А; В = 18 000 кв.м / 1000 м; В = 18 м.
В соответствии с пунктом 3 Строительных норм на участках, где проектом предусмотрено устройство дополнительных переходно-скоростных или грузовых полос движения, к ширине основной полосы отвода дороги, принимаемой по Таблице 1 - 14, следует добавлять для переходно-скоростных полос 3,75 м и для грузовых 3,5 м на каждую дополнительную полосу, соответственно к данному показателю (В = 18 м) необходимо прибавить 3,75 м + ширина полосы автодороги, которая составляет 3,5 м. Итого, полоса отвода автомобильной дороги составляет 25,25 м.
Так же в пункте 5 Строительных норм указано, что размеры местоположения дополнительных полос и участков земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование для размещения конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, не включены в нормы таблиц 1 - 16 (укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, нагорных водоотводных канав при значительной косогорности, закюветных берм и берм обеспечения устойчивости откосов, срезок грунта и вырубки леса для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, автобусных остановок с пассажирскими павильонами и островками безопасности и. т.д.).
При проведении экспертизы за основу были взяты фактические показатели 12,74 м и 12,99 м. При данных показателях фактические границы спорного земельного участка налагаются на полосу отвода автомобильной дороги и согласно Строительным нормам отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74, которые указывают на то, что полоса отвода составляет 25,25 м, что гораздо больше, чем показатели, взятые за основу проведения экспертизы равные 23 м.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 60 и 62 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе требовать устранения нарушения своих прав на земельный участок, включая требование о демонтаже находящегося на соответствующем земельном участке объекта.
Исходя из положений статьи 304 ГК РФ в предмет доказывания по настоящему иску входят следующие обстоятельства: наличие (отсутствие) права собственности или иного вещного права либо титульного владения, а также наличие (отсутствие) фактов нарушений указанных прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Условием удовлетворения иска об устранении препятствий является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушения своего права.
Поскольку факт размещения посадочного павильона автобусной остановки в пределах полосы отвода автомобильной дороги подтвержден материалами дела, размещение ответчиком спорного объекта не может нарушать какие-либо права истца.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований истца, заявленных в порядке статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявленные ООО "Октябрьский" требования оставлению без удовлетворения.
Расходы по госпошлине и расходы на проведение экспертизы относятся на истца в соответствие со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10.12.2014 по делу N А41-42049/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Октябрьский" в пользу государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" расходы на оплату экспертизы в размере 45 000 (сорок пять тысяч) руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Октябрьский" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 ( три тысячи) руб.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42049/2014
Истец: ООО "Октябрьский"
Ответчик: ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области