г. Красноярск |
|
16 сентября 2015 г. |
Дело N А33-10720/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Борисова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии:
от истца (открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярск"): Борзенко Е.В., представителя по доверенности от 23.12.2013,
от ответчика (открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога): Халецкого Д.П., представителя по доверенности от 05.03.2015,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога, открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярск"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 марта 2015 года по делу N А33-10720/2014, принятое судьёй Красовской С.А.,
установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ Красноярск" (далее - истец, ОАО "РУСАЛ Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала -Красноярская железная дорога (далее - ответчик, ОАО "РЖД") об обязании восстановить код N 1000009291 на едином лицевом счете ОАО "РУСАЛ Красноярск" запись в размере 36 038 121 руб. (без НДС), составляющих сумму излишне списанного тарифа за перевозку железнодорожным транспортом сплавов алюминиевых первичных в июне-июле 2013 года.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 марта 2015 года иск удовлетворен частично - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога обязано восстановить код N 1000009291 на едином лицевом счете открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый завод" запись в размере 3 497 075 руб. (без НДС), составляющих сумму излишне списанного тарифа за перевозку железнодорожным транспортом сплавов алюминиевых первичных в июне-июле 2013 года.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа в иске отменить, иск удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие обстоятельства.
Учитывая, что по спорным перевозкам перевозился сплав алюминиевый первичный (код ЕТСН 331478, ГНГ 76012010), а приказ ФСТ России от 27 ноября 2012 года N ЗОЗ-т/3, устанавливающий тариф на перевозку первичных алюминиевых сплавов, на момент осуществления спорных перевозок (июнь-июль 2013 г.) не был отменен либо признан недействующим, имеются все основания для применения коэффициента 1,19 для расчета провозной платы.
Не согласившись с решением, ответчик также обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части удовлетворения иска отменить, в иске отказать.
Ответчик полагает ошибочным вывод суда о том, что исключение кода ГНГ76012010 не может повлечь отмену тарифа, действующего в Российской Федерации, к спорным перевозкам коэффициент 1,19 для кода ГНГ 76012010 применен быть не мог, так как к моменту приема груза к перевозке этот код был исключен из номенклатуры.
С 1 июня 2013 года письмом Комитета РСЖД N Ш-033Я/13 от 29.042013 года, являющегося депозитарием ГНГ, субпозиция "сплавы алюминиевые первичные" с кодом 76012010 была исключена из Гармонизированной номенклатуры грузов.
Отсутствие номенклатуры 76012010 в ГНГ исключило возможность применения поправочного коэффициента 1,19, предусмотренного Прейскурантом 10-01 только для этой номенклатурной субпозиции сплавов алюминия.
Отмена исключительного порядка тарификации "сплава алюминиевого первичного" повлекла применение к нему коэффициента 1,547, общего для всей группы "Металлы цветные и их сплавы, изделия из них производственного назначения".
Таким образом, с 01.06.2013 года любые сплавы алюминиевые при указании кода КТСНГ 331478 тарифицируются одинаково - с коэффициентом 1,547.
Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что не отмененный Приказ ФСТ РФ о внесении изменений в Прейскурант сохраняет применение ГНГ 76012010 в целях расчета провозной платы и после исключения этого кода из ГНГ.
Во-первых, использование в Прейскуранте 10-01 кодов ГНГ (т.е. условие для применения ставок и коэффициентов) в целях расчета провозной платы (применения коэффициента) имеет характер отсылки к содержанию самостоятельного международного правового акта - Гармонизированной номенклатуры грузов. Отсутствие правового условия влечет невозможность его применения.
Во-вторых, Гармонизированная номенклатура грузов не входит в состав Прейскуранта 10-01, и ФСТ РФ не вправе устанавливать в ГНГ отдельные субпозиции. Право устанавливать и изменять Гармонизированную номенклатуру грузов, как указано выше, принадлежит ОСЖД.
Таким образом, исключение актом международного характера соответствующей субпозиции из перечня грузов, перевозимых ж.д. транспортом, означает невозможность определить предмет перевозки как "сплавы алюминиевые, первичные, код ГНГ 76012010", а значит, и устанавливать цену такой перевозки путем применения Прейскуранта 10-01.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между сторонами подписан договор N 880080097-ЭЦП об электронном обмене документами от 01.09.2010, согласно которому стороны договорились осуществлять обмен электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью, в порядке, определённом в Положении об организации электронного документооборота при оформлении перевозочных и (или) иных документов с использованием электронной цифровой подписи при организации перевозок грузов, порожних вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", и технологиях оформления заявок на перевозку грузовф.ГУ-12, перевозочных документов, перевозочных документов на собственный подвижной состав, заявлений на переадресовку груженых вагонов, заявлений на переадресовку собственного подвижного состава, ведомостей подачи и уборки вагонов, накопительных карточек, учетных карточек (пункт 1 договора).
Между открытым акционерным обществом "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" (далее - клиент) и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") подписан договор N ЕЛС-99 от 05.07.2012 года в редакции протокола урегулирования разногласий от 04.07.2012.
Данный договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и (или) порожних вагонов, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, и иных услуг (работ), выполняемых ОАО "РЖД" при организации и (или) осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/выполнение работ (пункт 1.1. договора).
Пунктом 1.2. договора в рамках настоящего договора клиенту присваивается код плательщика 1000009291, наименование клиента ОАО "РУСАЛ Красноярск", указываемое в перевозочных и иных документах, открывается лицевой счет.
Согласно пункту 1.3. договора основанием для проведения расчетов с клиентом и взыскания ОАО "РЖД" с клиента платежей является указание в перевозочных документах и (или) иных документах кода плательщика и наименование клиента.
В соответствии с пунктом 3.1. договора клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей.
Пунктом 3.3. абзац 2 предусмотрено, что списание с лицевого счета клиента платежей (окончательный расчет) производится на дату оказания ОАО "РЖД" услуг, связанных с организацией и (или) осуществлением перевозок и (или) оказанием услуг.
Согласно пункту 6.1. договора претензии клиента по вопросам возврата либо перерасчета начисленных в рамках договора платежей предъявляются клиентом по месту нахождения Красноярского ТЦФТО.
В случае, если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
В июне-июле 2013 года ОАО "РУСАЛ-Красноярск" со станции отправления Красноярск-Северный Красноярской железной дороги в адрес станций назначений Средневолжская Куйбышевской железной дороги, Нововроссийск Северо-Кавказской железной дороги, Новый порт Октябрьской железной дороги, Мыс Астафьева Дальневосточной железной дороги осуществило 249 отправок груза - сплава алюминиевого первичного (код груза по ЕТСНГ 331478), из которых 56 отправок груза по территории Российской Федерации, 193 отправки в международном сообщении.
Согласно квитанциям о приеме груза в графе "Наименование груза" ОАО "РУСАЛ Красноярск" указало "Справ алюминиевый первичный" код ЕТСНГ 331478, а также:
в 123 квитанциях - код ГНГ 76012010;
в 24 квитанциях - код ГНГ 76012000;
- в 102 квитанциях - код ГНГ 76012010 от руки был исправлен на код ГНГ 76012000 либо 76012080.
Как указывает истец, код ГНГ 76012010 в 102 квитанциях от руки был исправлен на код ГНГ 76012000 либо 76012080 по требованию Красноярской железной дороги.
На основании договора N ЕЛС-99 от 05.07.2012 ответчик, оказав услуги по перевозке грузов, списал с единого лицевого счета истца N100000291 провозную плату на общую сумму 62 320 985 руб.
Как следует из иска, провозная плата взыскана ответчиком без учета установленного коэффициента 1,19 в соответствии с вступившими в силу с 01.01.2013 изменениями в Прейскурант 10-01, внесенными Приказом ФСТ России от 27.11.2012 N 303-т/3 в части оформления документов на перевозку сплавов алюминиевых (первичный код ЕТСНГ 331478, при указании кода ГНГ 76012010 при расчете провозной платы должен применяться коэффициент 1,19).
Истец считает необоснованно начисленной провозную плату на сумму 36 038 121 руб.
Полагая, что железная дорога неправильно применила поправочный коэффициент 1,547 вместо 1,19, поскольку фактически перевозился груз "сплав алюминиевый, первичный" (код ЕТСНГ 331478), истец направил в адрес перевозчика претензию от 01.11.2013 N 44-02-1172 о восстановлении на лицевом счете ОАО "РУСАЛ Красноярск" необоснованно списанной провозной платы в сумме 36 038 136 руб.
Письмом N 10/1130-ТЦпир от 18.11.2013 ОАО "РЖД" отклонило претензионные требования, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку определен в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки отнесены к деятельности субъектов естественных монополий, в связи с чем стоимость грузоперевозок железнодорожным транспортом относится к регулируемым ценам (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (п. 1). Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации (п. 4).
Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений (п. 5).
Размер платы за железнодорожную перевозку грузов определяется тарифными руководствами.
Устав железнодорожного транспорта РФ определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2 (в ред. Постановления ФЭК РФ от 21.10.2003 N 85-т/1) с изм., внесенными Постановлением ФЭК РФ от 30.12.2003 N 112-т/4).
Согласно п. 1.1 Прейскуранта N 10-01 уровень тарифа устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. Таким органом в соответствии с п. 1, а также п.п. 5.3.1.21 - 5.3.1.23 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 332, является ФСТ России.
Согласно пункту 1.3. Прейскуранта 10-01 плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля.
Согласно пункту 2.17. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, наименование груза и его код в графе "Наименование груза" в железнодорожной накладной указывается в соответствии с тарифным руководством.
Подпунктом 2.2.1 раздела 2 Прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N1) установлено, что при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.
Гармонизированная номенклатура грузов (далее - ГНГ) утверждена решением XXVIII заседания Конференции Генеральных директоров железных дорог ОСЖД (22.04.2013, г. Одесса).
Конференция Генеральных директоров железных дорог ОСЖД - является руководящим органом Международной организации по экономическому и информационно-техническому сотрудничеству в области железнодорожного транспорта, которая является субъектом международного права, и чьи решения обязательны для Российской Федерации, как участницы данной международной организации.
В период, предшествующий спорному, согласно Таблице N 4 приложения N 3 к разделу 2 части 1 Прейскуранта N 10-01, определяющей условие тарификации "металлов цветных и их сплавов", ко всем металлам цветным и их сплавам применялся коэффициент 1,547 за исключением груза "сплав алюминиевый первичный", код ГНГ 76012010, к которому применялся коэффициент 1,19.
Учитывая, что решением заседания Конференции Генеральных директоров железных дорог ОСЖД (22.04.2013, г. Одесса) с 01.06.2013 из ГНГ исключена позиция 76012010 "сплавы алюминиевые, первичные", о чем участники соглашения были проинформированы письмом Комитета ОСЖД от 29.04.2013 N 111-033Я/13, суд пришел к обоснованному выводу, что в условиях, когда тарификация перевозок была увязана ФСТ России с содержанием ГНГ, измененной в установленном порядке, применение Приказа ФСТ России от 27.11.2012 N 303-т/3 в части применения дополнительного поправочного коэффициента 1,19 к перевозкам отдельных видов алюминиевых сплавов с 01.06.2013 оказалось невозможным ввиду отсутствия в ГНГ позиции 76012010.
Апелляционный суд соглашается с доводом ответчика о неверном выводе суда первой инстанции о том, что исключение кода ГНГ76012010 не может повлечь отмену тарифа, действующего в Российской Федерации.
Использование в Прейскуранте 10-01 кодов ГНГ (т.е. условие для применения ставок и коэффициентов) в целях расчета провозной платы (применения коэффициента) имеет характер отсылки к содержанию самостоятельного международного правового акта - Гармонизированной номенклатуры грузов. Отсутствие правового условия влечет невозможность его применения. Гармонизированная номенклатура грузов не входит в состав Прейскуранта 10-01, и ФСТ РФ не вправе устанавливать в ГНГ отдельные субпозиции. Право устанавливать и изменять Гармонизированную номенклатуру грузов, как указано выше, принадлежит ОСЖД (Организации сотрудничества железных дорог).
Таким образом, исключение актом международного характера соответствующей субпозиции из перечня грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, означает невозможность определить предмет перевозки как "сплавы алюминиевые, первичные, код ГНГ 76012010", а значит, и устанавливать цену такой перевозки путем применения Прейскуранта 10-01.
Апелляционный суд полагает, что данный вывод справедлив как для грузов, следовавших в международном сообщении, так и для грузов, следовавших по территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции в части взыскания платы в сумме 3 497 075 руб. (без НДС) по отправкам, следовавшим по территории Российской Федерации, подлежит отмене, в удовлетворении иска в данной части также следует отказать.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований в соответствии с частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения. Доводы истца получили надлежащую оценку суда первой инстанции и апелляционный суд с ней согласен.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на истца полностью.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 марта 2015 года по делу N А33-10720/2014 отменить в части удовлетворения иска и взыскания государственной пошлины. В указанной части принять по делу новый судебный акт. В иске отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярск" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярск" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10720/2014
Истец: ОАО РУСАЛ Красноярск
Ответчик: ОАО РЖД в лице филиала Красноярская железная дорога