г. Челябинск |
|
16 сентября 2015 г. |
Дело N А76-5007/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 июля 2015 года по делу N А76-5007/2015 (судья Каюров С.Б.).
В заседании принял участие представитель государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 Гуськова Е.Н. (доверенность от 12.05.2015 N 151).
Управление социальной защиты населения администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области (далее - заявитель, УСЗН Кунашакского района, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ЧРО ФСС РФ, Фонд, страховщик) с заявлением о признании недействительными:
- решения от 30.12.2014 N 132 осс (р) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - решение от 30.12.2014 N 132 осс (р), - в сумме 210 791 руб. 07 коп.;
- решения от 30.12.2014 N 147/138 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение от 30.12.2014 N 147/138), - штрафу в сумме 89 руб. 68 коп.;
- решения от 30.12.2014 N 146 осс(д) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение от 30.12.2014 N 146 осс(д), - штрафу в сумме 7100 руб., пеней в сумме 41 365 руб. 44 коп. (с учетом уточнения заявленных требований, т. 3, л.д. 2 - 7).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.07.2015 по настоящему делу требования, заявленные УСЗН Кунашакского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы приводит следующие доводы:
- арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание положения п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ), а также нормы Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, Закон об обязательном социальном страховании), - согласно которым, для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованное лицо представляет работодателю листок нетрудоспособности установленной формы, выданный медицинским учреждением, наличие которого в последующим служит основанием для принятия страховщиком расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к зачету. Представлением иных документов право на зачет соответствующих расходов страхователя, не предусматривается. При этом УСЗН Кунашакского района не отрицается факт отсутствия у него подлинных листков нетрудоспособности, и непредставление их Фонду в целях осуществления последним выездной проверки. При этом вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что ранее право страхователя на зачет расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию было подтверждено заинтересованным лицом по результатам проведенных камеральных проверок, основан в данном случае на ошибочном толковании положений ч. ч. 1, 7 ст. 34, ч. ч. 21, 22 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), - учитывая различный объем исследования доказательств, и временные периоды, подвергающиеся исследованию в ходе камеральных и выездных проверок;
- арбитражный судом первой инстанции, установив верный вывод заинтересованного лица об отсутствии у УСЗН Кунашакского района листков нетрудоспособности, необоснованно не применил к спорной ситуации нормы пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. п. 10, 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- "Также необходимо отметить, что в вынесенном Арбитражным судом Челябинской области решении от 09.07.2015 года по делу N А76-5007/2015 в резолютивной части признаны незаконными только сумма пени в размере 41 365,44 руб. и штрафа в размере 7 100,00 руб. (в части решения Филиала N 9 ГУ-Челябинского РО ФСС РФ N 146осс(д) от 30.121.2014 года) и только сумма штрафа в размере 89,68 руб. (в части решения Филиала N 9 ГУ-Челябинского РО ФСС РФ N 147/138 от 31.12.2014 года). При вынесении решения судом первой инстанции не разрешен вопрос о сумме недоимки по решению Филиала N 9 ГУ-Челябинского РО ФСС РФ N 146осс(д) от 31.12.2014 года в размере 6502,01 руб., а также о суммах недоимки и пени по решению Филиала N 9 ГУ-Челябинского РО ФСС РФ N 147/138 от 30.12.2014 года в размере 448,41 руб. и 102,94 руб. соответственно".
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда 09.09.2015 объявлен перерыв до 16.09.2015.
Рассмотрение апелляционной жалобы продолжено в судебном заседании суда апелляционной инстанции 16.09.2015 после объявленного перерыва.
Заявитель, о времени и месте судебного разбирательства после объявленного перерыва извещенный надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направил.
С учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле (в том числе в судебном заседании 09.09.2015 до объявления перерыва - представителей УСЗН Кунашакского района), приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные УСЗН Кунашакского района требования, пришел к выводу о подтверждении заявителем права на зачет расходов, произведенных страхователем по обязательному социальному страхованию, и отсутствия таким образом, правовых оснований для начисления заявителю пеней, и применения к нему мер ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, филиалом N 9 ГУ - ЧРО ФСС РФ 07.10.2014 было вынесено решение N 130 осс(д) о проведении плановой выездной проверки УСЗН Кунашакского района по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2011 по 31.12.2013; данное решение получено страхователем также 07.10.2014 (т. 2, л.д. 51, 52).
В рамках проведения указанной выездной проверки заинтересованным лицом заявителю 07.10.2014 выставлено требование N 130 осс(д) о представлении документов, полученное УСЗН Кунашакского района также 07.10.2014 (т. 2, л.д. 53), которым страхователю предписывалось в течение 10 дней с момента вручения настоящего требования представить следующие подлинные документы за период с 01.01.2011 по 31.12.2013: 1) организационно-распорядительные документы предприятия; 2) документ, подтверждающий установленный срок выплаты заработной платы; 3) коллективный договор; 4) банковские документы; 5) кассовые платежные документы; 6) штатное расписание; 7) положение об оплате труда; 8) положение о премировании и материальном стимулировании работников; 9) своды по начислению заработной платы; 10) лицевые счета работников; 11) трудовые договоры; 12) аналитические данные по балансовому счету 69; 13) аналитические данные по балансовому счету 70; 14) главные книги; 15) расчеты формы 4-ФСС РФ за 2011 - 2013 гг.
Процессуальные моменты при проведении проверочного мероприятия и при рассмотрении материалов проверки заинтересованным лицом соблюдены (т. 2, л.д. 54, 55).
По результатам данной проверки Фондом 08.11.2014 составлен акт N 138 осс(д) (т. 2, л.д. 56 - 61), в котором в частности зафиксировано, что выездная проверка проведена сплошным методом проверки представленных страхователем документов, аналогичных перечисленным в требовании о представлении документов от 07.10.2014 N 130 осс(д) (п. 1.4 акта, т. 2, л.д. 57), а также документов, подтверждающих произведенные расходы страхователя за проверяемый период: 1) листки нетрудоспособности, в т.ч. по беременности и родам; 2) расчеты для листков нетрудоспособности, в т.ч. по беременности и родам; 3) лицевые счета по заработной плате за 2009 - 2013 гг.; 4) табели учета рабочего времени за 2009 - 2013 гг.; 5) трудовые книжки; 6) штатное расписание, положение об оплате труда, коллективный договор, приказы по премировании; 7) справки о сумме заработной платы с другого места работы; 8) заявления на назначение пособия при рождении ребенка; 9) приказы на назначение пособия при рождении ребенка; 10) справки о рождении ребенка, выданные органом ЗАГС; 11) свидетельства о рождении ребенка; 12) справки с места работы другого родителя о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось (либо справка из УСЗН и копия трудовой книжки); 13) заявление на отпуск по беременности и родам; 14) приказ на отпуск по беременности и родам; 15) заявления на назначение отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; 16) приказы на назначение отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; 17) расчеты среднего заработка на назначение пособия до 1,5 лет; 18) справки с места работы другого родителя о том, что ему не назначалось и не выплачивалось пособие до 1,5 лет (либо справка УСЗН и копия трудовой книжки); 19) свидетельства о рождении всех детей; 20) справки медицинского учреждения о постановке на учет а ранние сроки беременности (п. 1.4 акта, т. 2, л.д. 57, 58).
В пункте 1.5 акта проверки (т. 2, л.д. 58) Фондом зафиксировано, что страхователем в ходе проведения выездной проверки не были представлены следующие документы: листки по временной нетрудоспособности - 22 шт.; листки по беременности и родам - 3 шт.; справки о рождении ребенка ф.24, выданные органом ЗАГС - 4 шт., - всего не представлены документы в количестве 29 штук.
Далее, в п. 1.5 акта проверки заинтересованным лицом отражено следующее: "Согласно п.6 ч.2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ - страхователь обязан обеспечивать сохранность документов, подтверждающих начисление и уплату сумм страховых взносов. Согласно ст.48 212-ФЗ -отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Итого сумма штрафа составляет : 29 шт. * 200,00 руб. = 5 800,00 руб.".
Аналогичное отражено Фондом в п. 2.2.4 данного акта проверки (т. 2, л.д. 60).
Пункт 2.1 акта проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д) (т. 2, л.д. 58 - 60) отражены данные об остатках задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование (на 01.01.2011 за страхователем - 6263,14 руб.; на 01.01.2012 за Фондом - 67 403,05 руб. за счет превышения расходов; на 01.01.2013 за страхователем - 1430,72 руб.; на 01.01.2014 за Фондом - 10 353,79 руб. за счет превышения расходов.
Далее, в п. 2.1 акта проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д) приведены ссылки на нормы ч. 1 ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, и указано на то, что "По результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения и в связи с материнством не принятые к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов за проверяемый период установлены в сумме - 210 791,07 руб. (за счет средств работодателя в сумме 13 416,30 руб.: (февраль 2011 - 7167,66 руб., март 2011- 626,61 руб.; апрель 2011 - 294,69 руб., май 2011 - 1380,06 руб., июнь 2011 - 2244,21 руб., октябрь 2011 - 418,38 руб., декабрь 2011 - 1284,69 руб.), в том числе: февраль 2011 - 16448,18 руб., март 2011 - 1255,93 руб., апрель 2011 - 2960,62 руб., май 2011 - 1874,95 руб., июнь 2011 - 4095,50 руб., сентябрь 2011 - 5730,13 руб., октябрь 2011 - 5005,46 руб., декабрь 2011 - 18822,40 руб. Итого: сумма дополнительно начисленных страховых взносов по результатам проверки за проверяемый период (2011-2013) составила - 224 207,37 руб. * 2,9% = 6 502,01 руб."
При этом сумма 224 207,37 руб., складывается из расходов, подлежащих отнесению на счет страхователя в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (13 416,30 руб.) и суммы, компенсируемой Фондом (210 791,07 руб.).
Далее, заинтересованным лицом, в указанном акте проверки сделан вывод о необходимости применения к УСЗН по Кунашакскому району мер ответственности, предусмотренных ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, - штрафу, составившему 1300,40 руб., и рассчитанному, как 20 % от суммы неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование (6502,01 руб.).
Помимо данного, в акте проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д), Фондом указано следующее: "Страхователь Управление социальной защиты населения администрации Кунашакского района Челябинской области в нарушение п.5 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ перечислял страховые взносы не своевременно. В соответствии с п.1 ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования в сумме - 41 365,44 руб. (приложение N1 к акту проверки)" (т. 1, л.д. 59).
Фондом 30.12.2014, на основании акта выездной проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д) вынесено решение N 146 осс(д) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т. 2, л.д. 66 - 69), которым:
- УСЗН Кунашакского района привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафу 1300,40 руб. за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов, рассчитанному, как 20 % от суммы страховых взносов, определенной Фондом, как 6501,01 руб. (пп. 1 п. 1);
- УСЗН Кунашкского района привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафам в общей сумме 5800 руб. за непредоставление в установленный срок органу контроля документов, рассчитанному, как 200 руб. х 29 шт. непредставленных документов (пп. 2 п. 1).
Пунктом 2 резолютивной части решения Фонда, страхователю начислены пени по состоянию на 31.12.2013, в сумме 41 365,44 руб., за период 2011 - 2013 гг., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 3 резолютивной части решения Фонда страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 6502,01 руб.
При этом в данном решении, несмотря на то, что справка о проведении выездной проверки составлена Фондом 09.10.2014 (т. 2, л.д. 54), нашли отражение обстоятельства, не зафиксированные в акте проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д), а именно, представление УСЗН Кунашакского района справок от 13.11.2014, выданных ЗАГС, о подтверждении выдачи справки на рождение ребенка ф. 24, копий корешков листков нетрудоспособности, заверенных МУЗ Кунашакская ЦРБ, и расчетов пособий по временной нетрудоспособности в отношении физических лиц (фамилии, имена и отчества физических лиц перечислены в решении от 30.12.2014 N 146 осс(д), т. 2, л.д. 66)), согласно которым, суммы по предъявленным документам составили: по единовременному пособию при рождении ребенка - 53 012, 98 руб.; пособия по беременности и родам - 71 806,78 руб.; пособия по временной нетрудоспособности: за счет средств ФСС - 58 712,65 руб.; за счет средств работодателя - 13 094,13 руб. (т. 2, л.д. 66, в том числе оборотная сторона).
Далее, решение от 30.12.2014 N 146 осс(д), в части содержит преемственность по отношению к акту проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д), относительно суммы не принятых к зачету расходов страхователя - 210 791,07 руб. (т. 2, л.д. 67). Также решение заинтересованного лица содержит преемственность к акту проверки, относительно установленного факта того, что страхователь в 2011 году за счет собственных средств производил выплаты за первые три дня временной нетрудоспособности в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, - на общую сумму 13 416,30 руб.
В то же время, в решении от 30.12.2014 N 146 осс(д) также содержатся выводы и ссылки на обстоятельства, не нашедшие отражения в акте проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д), а именно:
- относительно суммы 210 791,07 руб. - сделан вывод о том, что страхователь не подтвердил документально расходы за 2011 год по 22 случаям за 195 календарных дней на сумму 56 193,17 руб., по причине утраты документов (т. 2, л.д. 67), - что признано нарушением п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ;
- установлено, что страхователь не подтвердил документально расходы по беременности и родам за 2011 год за 296 календарных дней на сумму 101 584,92 руб., по причине утраты документов (т. 2, л.д. 67), - что также признано нарушением п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ;
- установлено, что страхователь не подтвердил документально расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка за 2011 год в количестве 4 пособий на сумму 52 012,98 руб., по причине утраты документов (т. 2, л.д. 67), - что также признано нарушением п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Далее, в решении от 30.12.2014 N 146 осс(д) Фондом, как и ранее, в акте проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д), указано на дополнительное начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование за проверяемый период (2011 - 2013 гг.), в сумме 6502,01 руб. (224 207,37 руб. х 2,9 %).
Относительно привлечения страхователя к ответственности за непредставление Фонду документов, в решении от 30.12.2014 N 146 осс(д), заинтересованным лицом, как и в акте проверки, сделаны ссылки на положения п. 6 ч. 2 ст. 28, ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Также филиалом N 9 ГУ - ЧРО ФСС РФ 07.10.2014 было вынесено решение N 130 н/с о проведении документальной выездной проверки страхователя - УСЗН Кунашакского района по вопросам проверки начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013; данное решение получено страхователем также 07.10.2014 (т. 2, л.д. 72).
В рамках проведения данной документальной выездной проверки заинтересованным лицом заявителю 07.10.2014 выставлено требование о представлении документов, полученное УСЗН Кунашакского района также 07.10.2014 (т. 2, л.д. 73), которым страхователю предписывалось в срок до 07.10.2014 представить следующие документы за период с 13.04.2011 по 31.12.2013: 1) организационно-распорядительные документы 2) коллективный договор; 3) положение об оплате труда; 4) положение о премировании и материальном стимулировании работников; 5) первичные бухгалтерские документы; 6) кассовые и банковские документы; 7) главные книги; 8) своды по начислению заработной платы; 8) трудовые договоры; 9) договоры подряда; 10) штатное расписание; 11) документы о присвоении страхового тарифа.
Процессуальные моменты при проведении проверочного мероприятия и при рассмотрении материалов проверки заинтересованным лицом соблюдены (т. 2, л.д. 74, 75; 92 - 95).
Справка о проведенной документальной выездной проверке составлена Фондом 09.10.2014 (т. 2, л.д. 74).
По результатам проведенной документальной выездной проверки Фондом 08.12.2014 составлен акт N 138 н/с (т. 2, л.д. 76 - 83), в котором в частности отражено, что данная проверка проведена сплошным методом проверки документов, перечисленных в требовании о представлении документов от 07.10.2014 (т. 2, л.д. 78).
В акте проверки от 08.12.2014 N 138 н/с, так же, как и в акте проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д), приведен аналогичный список документов, подтверждающих произведенные страхователем расходы за проверяемый период (т. 2, л.д. 78) и так же, указано о непредставлении 29 шт. документов (листки по временной нетрудоспособности - 22 шт.; листки по беременности и родам - 3 шт.; справки о рождении ребенка ф. 24, выданные органом ЗАГСМ - 4 шт.) (т. 2, л.д. 78).
Помимо данного, в акте проверки от 08.12.2014 N 138 н/с (т. 2, л.д. 79) заинтересованным лицом зафиксировано наличие у заявителя задолженности по страховым взносам: на 01.01.2011 - 20, 44 руб.; на 01.01.2012 - 29,33 руб.
Далее, акт проверки от 08.12.2014 N 138 н/с, содержит информацию, относительно суммы расходов страхователя, не принятой к зачету - 210 791,07 руб. (т. 2, л.д. 80), - аналогичную приведенной в упомянутом выше, акте проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д), и расчет дополнительно начисленной суммы страховых взносов за проверяемый период (2011 - 2013 гг.): 224 207,37 руб. * 0,2 % = 448,41 руб.
Фондом 20.12.2014 вынесено решение N 147/138 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т. 2, л.д. 96 - 99), которым:
- УСЗН по Кунашакскому району привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, штрафу 89,68 руб. за неуплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, - рассчитанному, как 20 % от суммы 448,41 руб. (п. 1);
- УСЗН по Кунашакскому району предложено в добровольном порядке перечислить недоимку в сумме 448,41 руб. и начисленные пени, составившие 102,94 руб. (п. 2).
Описательная часть решения от 30.12.2014 N 147/38 при этом тождественна описательной части решения Фонда от 30.12.2014 N 146 осс(д).
Помимо данного, филиалом N 9 ГУ - ЧРО ФСС РФ 07.10.2014 было вынесено решение N 130 осс(р) о проведении выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013; данное решение получено страхователем также 07.10.2014 (т. 2, л.д. 102).
В рамках проведения данной выездной проверки заинтересованным лицом заявителю 07.10.2014 выставлено требование о представлении документов N 130 осс(р), полученное УСЗН Кунашакского района также 07.10.2014 (т. 2, л.д. 103), которым страхователю в течение 10 дней с момента получения настоящего требования предписывалось представить документы, аналогичные предписанным к представлению в требовании о представлении документов от 07.10.2013 N 130 осс(д) (т. 2, л.д. 53)
Процессуальные моменты при проведении проверочного мероприятия и при рассмотрении материалов проверки заинтересованным лицом соблюдены (т. 2, л.д. 104, 105).
Справка о проведенной выездной проверке составлена Фондом 09.10.2014 (т. 2, л.д. 104).
Акт проверки от 08.12.2014 N 138 осс(р) (т. 2, л.д. 106 - 113) при этом относительно непредставления страхователем документов, и суммы расходов страхователя, не принятой к зачету - 210 791,07 руб., содержит сведения, аналогичные приведенным в актах проверки от 08.12.2014 NN 138 осс(д), 138 н/с (т. 2, л.д. 108), а также, зафиксированные в решении от 30.12.2014 N 146 осс(д) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В отличие от актов проверки 08.12.2014 N N 138 осс(д), 138 н/с, акт проверки от 08.12.2014 N 138 осс(р) содержит в качестве приложения отчеты о выплатах и начисленных суммах по временной нетрудоспособности (т. 2, л.д. 114 - 124), сличительные ведомости по выплате единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (т. 2, л.д. 125, 126), сличительные ведомости по выплате единовременных пособий при рождении ребенка (т. 2, л.д. 127, 128), разработочные ведомости по проверке выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (т. 2, л.д. 129 - 131). Данные документы содержат конкретную информацию о физических лицах, в пользу которых производились выплаты, а также сведения об исходных данных листков нетрудоспособности, периода и вида нетрудоспособности, и т.п.
Заинтересованным лицом 30.12.2014 вынесено решение N 132 осс (р) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (т. 2, л.д. 132 - 134), - которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные УСЗН по Кунашакскому району, в общей сумме 210 791,07 руб. (периоды февраль - декабрь 2011 г.), - как не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Мотивировочная часть данного решения при этом является аналогичной мотивировочной части решения Фонда от 30.12.2014 N 146 осс(д).
В силу условий части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты: 1) пособие по временной нетрудоспособности; 2) пособие по беременности и родам; 3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; 4) единовременное пособие при рождении ребенка; 5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 6) социальное пособие на погребение.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается: 1) застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что страховщик в числе прочего, имеет право: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок (п. 1); запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов (п. 2); не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 4); осуществлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (п. 5).
В свою очередь, согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
Частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 26.12.2009 N 255-ФЗ установлено, что страхователи в числе прочего, обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (п. 2); в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п. 3); вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (п. 4); предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (п. 6).
Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
В силу условий пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами, заинтересованное лицо, установив отсутствие у заявителя документов, подтверждающих произведенные расходы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - отказало в принятии к зачету соответствующих расходов страхователя, и соответствующие суммы отнесло к объекту обложения страховыми взносами.
Между тем, у Фонда отсутствовали основания для совершения соответствующих процессуальных действий, в связи со следующим.
Действительно, страхователь не обеспечил сохранность документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - по причине утраты соответствующих документов, что УСЗН Кунашакского района по существу не оспаривается, и подтверждено представленными, как в Фонд, так и в материалы дела N А76-5007/2015 Арбитражного суда Челябинской области доказательствами (докладная записка, акт об утрате документов от 22.10.2014, объяснительная руководителя УСЗН Кунашакского района, т. 2, л.д. 17 - 18).
В то же время, до составления страховщиком актов проверок, и до вынесения решений по результатам контрольных мероприятий, страховщик предпринял действия, направленные на подтверждение обоснованности произведенных расходов в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством, - обращение в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Кунашакская центральная районная больница (далее - МБУЗ Кунашакская ЦРБ), которой подтвержден факт выдачи листков нетрудоспособности работникам УСЗН Кунашакского района, с указанием конкретных данных физических лиц, реквизитов листков нетрудоспособности, и сроков нетрудоспособности (т. 1, л.д. 90, 91, 95, 98, 100, 103, 106, 109, 111, 114, 117, 120, 122, 125, 128, 131, 134, 137, 140, 143, 146, 149, т. 2, л.д. 1, 4, 7, 10). Также отделом записи актов гражданского состояния администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области был подтвержден факт выдачи справок формы N 24 работникам УСЗН Кунашакского района (т. 2, л.д. 13 - 16). Помимо данного, факты наступления страховых случаев подтверждаются представленными корешками листков нетрудоспособности, и расчетами пособий, предусмотренными п. 67 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Кроме того, по результатам проведенной по определению арбитражного суда первой инстанции сверки между Фондом и УСЗН Кунашакского района, фактически не установлено каких-либо расхождений относительно обоснованности произведенных страхователем выплат, застрахованным лицам (т. 3, л.д. 48 - 50).
Более того, самим Фондом, в акте выездной проверки от 08.12.2014 N 138 осс(р) (т. 2, л.д. 108, 109) приведены сведения о проведенных в отношении УСЗН Кунашакского района в 2011 - 2013 гг. камеральных проверках, в ходе которых со стороны страхователя не было установлено каких-либо нарушений.
Помимо изложенного, арбитражный суд первой инстанции верно указал на то, что в силу условий ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (ч. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Поскольку страховщиком страхователю средства на выплату страхового обеспечения были выделены, и решений, предусмотренных ч. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ Фондом вынесено не было, соответственно, изначально (до утраты документов) УСЗН Кунашакского района подтвердило наличие у него права на получение возмещения произведенных расходов.
Спор рассмотрен арбитражным судом первой инстанции, в данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, а, потому, обжалуемым в апелляционном порядке судебным актом обоснованно признаны недействительными решение Фонда от 30.12.2014 N 132 осс (р) в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных УСЗН Кунашакского района, - в сумме 210 791,07 руб., решение Фонда от 30.12.2014 N 147/138 в части привлечения УСЗН Кунашакского района к ответственности, предусмотренной абз. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, за неуплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, и решение Фонда от 30.12.2014 N 146 осс(д) в части привлечения УСЗН Кунашакского района к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафу 1300,40 руб. за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции при этом отклоняет доводы апелляционной жалобы Фонда о том, что "...в вынесенном Арбитражным судом Челябинской области решении от 09.07.2015 года по делу N А76-5007/2015 в резолютивной части признаны незаконными только сумма пени в размере 41 365,44 руб. и штрафа в размере 7 100,00 руб. (в части решения Филиала N 9 ГУ-Челябинского РО ФСС РФ N 146осс(д) от 30.121.2014 года) и только сумма штрафа в размере 89,68 руб. (в части решения Филиала N 9 ГУ-Челябинского РО ФСС РФ N 147/138 от 31.12.2014 года). При вынесении решения судом первой инстанции не разрешен вопрос о сумме недоимки по решению Филиала N 9 ГУ-Челябинского РО ФСС РФ N 146осс(д) от 31.12.2014 года в размере 6502,01 руб., а также о суммах недоимки и пени по решению Филиала N 9 ГУ-Челябинского РО ФСС РФ N 147/138 от 30.12.2014 года в размере 448,41 руб. и 102,94 руб. соответственно", - в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в гл. 24 указанного Кодекса.
В главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отличие от глав 23, 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 194, ч. 6 ст. 205, ч. 7 ст. 210) не содержится правило, предусматривающее обязанность суда по проверке оспариваемого положения в полном объеме, независимо от доводов, содержащихся в заявлении об оспаривании ненормативного акта.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон и состязательности.
В рассматриваемой ситуации УСЗН Кунашакского района самостоятельно определило, в каком именно части ему надлежит оспаривать решения, вынесенные Фондом.
В пределах требований, заявленных страхователем, арбитражный суд первой инстанции рассмотрел соответствующий спор; выходить за рамки заявляемых УСЗН Кунашакского района требований, с учетом приведенных выше, норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции, не полномочен.
Что касается начисления заявителю решением от 30.12.2014 N 146 осс(д) пеней, составивших 41 365,44 руб., то в данном случае, суд апелляционной инстанции также исходит из следующего.
Как отмечено выше, в настоящем судебном акте, в данном решении Фондом указано на то, что "Страхователь Управление социальной защиты населения администрации Кунашакского района Челябинской области в нарушение п.5 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ перечислял страховые взносы не своевременно. В соответствии с п.1 ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования в сумме - 41 365,44 руб. (приложение N1 к акту проверки)".
В силу условий ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 8 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение нарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение нарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Между тем, в нарушение вышеперечисленных норм, ни акт проверки, ни указанное решение Фонда, а равно, приложение N 1 к акту проверки, не позволяют определить, ни периоды нарушения сроков перечисления страховых взносов, ни обоснованность начисления пеней, - что является самостоятельным основанием для признания недействительным решения от 30.12.2014 N 146 осс(д) в соответствующей части.
Что же, касается привлечения УСЗН Кунашакского района к ответственности по ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафам в сумме 5800 руб. за непредставление в установленный срок органу контроля документов, то в данном случае, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения (ч. 4 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Таким образом, установление вины лица в совершении вменяемого ему правонарушения, - является обязательным элементом в целях привлечения лица к ответственности, предусмотренной в том числе статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В рассматриваемой ситуации, ни акт выездной проверки от 08.12.2014 N 138 осс(д), ни решение от 30.12.2014 N 146 осс(д) не содержат указания на то, в чем именно заключается вина УСЗН Кунашакского района в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Формальное указание Фондом, в данном решении, на то, что страхователем к проверке не были представлены документы в количестве 29 шт., и это является нарушением условий п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, - не тождественно установлению заинтересованным лицом вины заявителя в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 48 названного Федерального закона.
Само по себе, наличие представленных УСЗН Кунашакского района документов (докладная записка, акт об утрате документов от 22.10.2014, объяснительная руководителя УСЗН Кунашакского района, т. 2, л.д. 17 - 18), а также согласие заявителя на привлечение его к ответственности за нарушение порядка и сроков хранения бухгалтерских документов, выраженное в представленных возражениях от 15.12.2014 N 51 (т. 3, л.д. 38, оборот), - в отсутствие упоминания и анализа данных доказательств в решении Фонда от 30.12.2014 N 146 осс(д), - не является поводом для привлечения заявителя к ответственности за виновно совершенное правонарушение.
С учетом данного, требования заявителя удовлетворены арбитражным судом первой инстанции, законно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 июля 2015 года по делу N А76-5007/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5007/2015
Истец: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУНАШАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 9, ГУ ЧРО ФСС РФ Кыштымский филиал N 9
Третье лицо: Государственное учреждение-Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации