г. Чита |
|
16 сентября 2015 г. |
дело N А19-4905/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Международного учреждения здравоохранения Научно-исследовательский институт клинической медицины на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2015 года по делу N А19-4905/2015 по заявлению Международного учреждения здравоохранения Научно-исследовательский институт клинической медицины (ОГРН 1023801540950, ИНН 3811052051, место нахождения: 664022, г. Иркутск, ул. Сибирская, д. 21а/3-2) к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области о признании решения, выраженного в протоколе N 24 от 31.12.2014, приложениях N 1 и N 2 к протоколу N 24 от 31.12.2014, незаконным в части,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259; место нахождения: 664027, Иркутская обл., Иркутск г., Ленина ул., 1а), Государственного учреждения Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531; место нахождения: 664022, Иркутская обл., Иркутск г., 3 Июля ул., 20), Министерства здравоохранения Иркутской области (ОГРН 1083808001243, ИНН 3808172327; место нахождения: 664003, Иркутская обл., Иркутск г., Карла Маркса ул., 29), Акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Иркутского филиала (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427; место нахождения: 664011, Иркутская обл., Иркутск г., Свердлова ул., 41), открытого акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания Иркутской области" (ОГРН 1023801004556, ИНН 3807001720; место нахождения: 664011, Иркутская обл., Карла Маркса ул., 30), открытого акционерного общества Страховая компания "РОСНО-МС" в лице Иркутского филиала (ОГРН 1027739051460, ИНН 7703027721; место нахождения: 664009, Иркутская обл., Иркутск г., Угольный пер., 68) Акционерного общества ВТБ медицинское страхование в лице филиала в Иркутской области (ОГРН 1027739815245, ИНН 7704103750; место нахождения: 664003, Иркутская обл., Иркутск г., Дзержинского ул., 1),
(суд первой инстанции: судья Назарьева Л.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц;
установил:
международное учреждение здравоохранения научно- исследовательский институт клинической медицины (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области (далее - Комиссия) выраженного в протоколе N 24 от 31.12.2014, приложениях N 1 и N 2 к протоколу N 24 от 31.12.2014, незаконным в части выделения Учреждению только объемов для планового амбулаторного гемодиализа и не выделения объемов стационарной стационарзамещающей и амбулаторной медицинской помощи.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, международное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт клинической медицины" обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения в полном объеме, как принятого при неправильном применении норм материального права, неприменении закона, подлежащего применению, и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из апелляционной жалобы следует, нарушение прав заявителя выразилось в создании дискриминационных условий оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания услуг населению Иркутской области бесплатной медицинской помощи, ограничении доступа МУЗ НИИ Клинической медицины к оказанию медицинских услуг, установления для приобретателей медицинских услуг в границах Иркутской области ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги в рамках указанной программы путем не выделения объемов оказания медицинских услуг в рамках территориальной программы, так же создает препятствия для получения Заявителем денежных средств в оплату фактически оказанных услуг, которые МУЗ НИИ КМ не могло оказать.
Помимо указанного, заявитель апелляционной жалобы полагает, что распределение объемов представления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования не произвольно, а в соответствии с законодательно закрепленными критериями, в связи с чем, решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, так и показателями к данному лечебному учреждению.
Кроме того, Учреждение считает, что медицинская организация, при выборе пациентом (застрахованным лицом) в качестве места оказания медицинской помощи (которую такая организация способна оказать), не в праве отказывать пациенту в оказании такой помощи, а выбор пациента при этом является субъективным и не зависит от воли медицинской организации, в то время как такая организация не может спрогнозировать посещаемость, предвидеть волю пациента, направленную на выбор врача или лечебного учреждения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако стороны явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представленными суду апелляционной инстанции отзывами Министерство здравоохранения Иркутской области, ОАО "Медицинская акционерная страховая компания Иркутской области" просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи в Иркутской области, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 г. N 1273 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и на основании статьи 67 Устава Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2013 г. N 613-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2015 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
31.12.2014 протоколом N 24 Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области, для МУЗ НИИ КМ распределены объемы медицинской помощи между медицинскими организациями.
Не согласившись с решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области, выраженным в протоколе N 24 от 31.12.2014 и приложениях N 1, N 2 к протоколу N 24 от 31.12.2014, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовые основания для выделения Учреждению дополнительных объемов оказания медицинской помощи, не установленных Территориальной программой, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2014 года N 685-пп, у Комиссии отсутствовали, тогда как несогласие заявителя с объемами медицинской помощи, утвержденными в установленном законом порядке Правительством Иркутской области, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения Комиссии, поскольку полномочия на выделение Учреждению дополнительных объемов медицинской помощи, сверх установленных Территориальной программой, у Комиссии отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование (ОМС) - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно пункту 1 статьи 15 указанного Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы. В силу пункта 5 указанной статьи медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Статьей 20 Федерального закона N 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, определяются Территориальной программой обязательного медицинского страхования, которая также определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (пункт 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ, для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158-н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение).
Пунктом 8 Положения установлено, что Комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 15 Положения решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций.
Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм следует, что виды и объемы медицинской помощи определяются территориальной программой, при этом Комиссия вправе распределять объемы медицинской помощи между медицинскими организациями на основе установленных территориальной программой объемов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в срок до 25.12.2014 утвердить территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Соответствующая Территориальная программа в Иркутской области утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2014 N 685-пп и устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Иркутской области бесплатно за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.
На основании части 9 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н и статьи 67 Устава Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2011 г. N 394-пп утвержден состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области.
В приложении N 12 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2014 г. N 685-пп представлен Перечень медицинских организаций, на базе которых проводится плановый амбулаторный гемодиализ, к числу таких организаций отнесено Международное учреждение здравоохранения научно-исследовательский институт клинической медицины, зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1023801540950.
Согласно указанному приложению, плановые объемы амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи, медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов в медицинских организациях, участвующих в реализации Программы в 2015 году, Учреждению предусмотрено 32 191 посещение по услугам гемодиализа в амбулаторных условиях. 31.12.2014 протоколом N 24 Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области, для МУЗ НИИ КМ распределены те же объемы, что и в приложении N 12 к Программе.
Как было верно указано судом первой инстанции, выражая несогласие с решением Комиссии, выраженным в протоколе от 31.12.2014 г. N 24 и приложениях N 1, N 2 к указанному протоколу, заявитель указывает, что при распределение объема медицинской помощи, исходя их количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, не учитываются интересы граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи и возможности учреждения по оказанию других видов медицинской помощи кроме услуг гемодиализа.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с частью 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" решением Комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями могут быть распределены исключительно объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В рассматриваемом случае такие объемы установлены для Учреждения Территориальной программой, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2014 г. N 685-пп.
Доказательств оспаривания Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2013 N 613-пп, в части объемов предоставления медицинской помощи, установленных для Учреждения, материалы дела не содержат, а соответственно правовые основания для выделения Учреждению дополнительных объемов оказания медицинской помощи, не установленных Территориальной программой, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2014 г. N 685-пп, у Комиссии отсутствовали.
В то же время, несогласие заявителя с объемами медицинской помощи, утвержденными в установленном законом порядке Правительством Иркутской области, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения Комиссии, поскольку полномочия на выделение Учреждению дополнительных объемов медицинской помощи, сверх установленных Территориальной программой, у Комиссии отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу А19-19751/2014.
В этой связи, основания для признания незаконным решения Комиссии от 09.10.2014, выраженного в протоколе N 24 от 31.12.2014, приложениях N 1 и N 2 к протоколу N 24 от 31.12.2014, в части выделения Учреждению только объемов для планового амбулаторного гемодиализа и не выделения объемов стационарной стационарзамещающей и амбулаторной медицинской помощи, отсутствуют, а соответственно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судом проверены, но не могут быть признаны состоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2015 года по делу N А19-4905/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4905/2015
Истец: Международное учреждение здравоохранения научно-исследовательский институт клинической медицины
Ответчик: Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области
Третье лицо: ГУ ТФО медицинского страхования граждан Иркутской области, Иркутский филиал страховой компании "РОСНО-СМ", Министерство здравоохранения Иркутской области, ОАО "СОГАЗ МЕД" Иркутский филиал, Страховая компания "Маски", Филиал ЗАО ВТБ МС