г. Владивосток |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А59-1576/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству,
апелляционное производство N 05АП-8172/2015
на определение от 30.07.2015
судьи Н.И. Акининой
по делу N А59-1576/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6501179230, ОГРН 1076501002005)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Татарский пролив" (ИНН 6509023192, ОГРН 1146509011098)
о досрочном расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов,
при участии: от сторон представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) 14.04.2015 обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Татарский пролив" (далее - ООО "Татарский пролив", общество) о досрочном расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 13.03.2015 N ФАР-РЭ-15/0136 по причине того, что в течение 2011-2012 годов общество с ограниченной ответственностью "Рыболовецкий колхоз Прибой" (далее - ООО "РК "Прибой") и открытое акционерное общество "Улов" (далее - ОАО "Улов"), правопреемником которых является ООО "Татарский пролив", производили добычу водных биологических ресурсов в объеме менее 50% от выделенных квот на их добычу (вылов).
09.07.2015 Управлением представлено в арбитражный суд заявление об изменении основания иска, согласно которому истец просил досрочно расторгнуть договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 13.03.2015 N ФАР-РЭ-15/0136 в связи с неосвоением обществом квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в период 2013-2014 годов. Уточнённое исковое заявление принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 30.07.2015 исковое заявление Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с вынесенным определением, Управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, рассмотреть заявленные требования по существу. В обоснование жалобы указывает, что, поскольку правопредшественник ответчика так и не начал исполнять условия договора, в 2013-2014 годах освоение водных биоресурсов также составило менее 50% выделенных квот, Управление уточнило основание заявленных ранее исковых требований. Отмечает, что истец неоднократно направлял в адрес ответчика (его правопредшественника) предупреждения о необходимости исполнения условий договора: от 26.05.2014, от 08.07.2014, от 09.12.2014; кроме того 30.03.2015, 06.07.2015 Управление направило предложение (претензию) в адрес ООО "Татарский пролив" о добровольном расторжении спорного договора. Полагает также, что решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.05.2014 по делу N А59-763/2014 косвенно является предупреждением ответчика о расторжении договора.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв общества на апелляционную жалобу, который приобщён судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. В отзыве ответчик на доводы апелляционной жалобы возразил, обжалуемое определение Арбитражного суда Сахалинской области считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.12.2008 между Федеральным агентством по рыболовству и ОАО "Рыболовецкий колхоз Прибой" заключен договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства от N 65/ДДЭ/00777 (объект - краб стригун красный, Западно-Сахалинский район промысла с долей 0,452%).
29.07.2011 между ОАО "Улов" и Федеральным агентством по рыболовству заключены договоры N ФАР-РЭ-2811, N ФАР-РЭ-2810, N ФАР-РЭ-2802, N ФАР-РЭ-2809, N ФАР-РЭ-2817 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. При этом согласно преамбуле договоров последние заключены в связи с реорганизацией ОАО "РК "Прибой" в форме выделения из него ОАО "Улов".
В связи с реорганизацией ЗАО "Улов" в форме выделения из него ЗАО "Татарский пролив" (свидетельство о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения от 17.05.2013, разделительный баланс от 24.04.2013) 19.06.2013 между Федеральным агентством по рыболовству и ЗАО "Татарский пролив" заключены договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов N ФАР-РЭ-13/0383, N ФАР-РЭ-13/0385, N ФАР-РЭ-13/0387, N ФАР-РП-13/0392, N ФАР-РЭ-13/0388.
В связи с реорганизацией ЗАО "Татарский пролив" в форме преобразования в ООО "Татарский пролив" (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 25.12.2014 серия 65 N 001024025, передаточный акт от 28.08.2014) 13.03.2015 между Федеральным агентством по рыболовству и ООО "Татарский пролив" заключен договор N ФАР-РЭ-15/0136 (далее - спорный договор).
В силу пункта 1 спорного договора агентство предоставляет, а пользователь приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства объекта - краб-стригун красный, подзона Приморье, в размере 0,452%.
При этом квоты распределяются пользователю на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добыч (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за пользователем (пункт 2 спорного договора).
В соответствии с пунктом 5 спорного договора срок его действия определен до 12 декабря 2018 года.
По сведениям статистических отчетов, полученным от Сахалинского филиала ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи", ООО "Татарский пролив" (и его предшественники) в 2011 - 2014 годах осуществило добычу (вылов) водных биологических ресурсов в объеме менее 50% от выделенных квот на их добычу (вылов).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым иском (с учётом уточнений).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
В силу частей 1, 2 статьи 33.5 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов может быть досрочно расторгнут по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством, указанным Федеральным законом. На основании требования органа государственной власти, заключившего такой договор, допускается его досрочное расторжение в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 13 Закона о рыболовстве.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществляется в случаях, если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот.
Подпунктом "б" пункта 9 спорного договора от 13.03.2015 N ФАР-РЭ-15/0136 предусмотрено, что он расторгается до окончания срока его действия по решению Федерального агентства по рыболовству о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случае, если добыча (вылов) водных биологических ресурсов осуществляется в течение 2 лет подряд в объеме менее 50% промышленных квот.
При этом орган государственной власти, заключивший соответствующий договор, вправе требовать его досрочного расторжения после направления другой стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения его условий (часть 4 статьи 33.5 Закона о рыболовстве).
В пункте 60 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 Кодекса.
Судом установлено, что Управление 08.07.2014 и 09.12.2014 направило в адрес ЗАО "Татарский пролив" (в дальнейшем реорганизованного в ООО) предупреждения N 05-14/2496 и N 05-14/4773 соответственно об осуществлении добычи (вылова) краба-стригуна красного в объеме менее 50% выделенных на 2013 и 2014 годы квот в рамках договора от 19.06.2013 N ФАР-РЭ-13/038.
Предложение (претензию) N 05-14/4134 о расторжении договора от 13.03.2015 N ФАР-РЭ-15/0136 по аналогичным основаниям с приложением проекта соглашения Управление в адрес ООО "Татарский пролив" направило только 06.07.2015, то есть уже после обращения в суд с рассматриваемым иском, в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявителем не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В рассматриваемом случае необходимость досудебного порядка урегулирования спора прямо предусмотрена Законом о рыболовстве путём направления пользователю предупреждения о необходимости исполнения условий договора (часть 4 статьи 33.5), а также соблюдения процедуры расторжения договора, установленной пунктом 2 статьи 452 ГК РФ (часть 1 статьи 33.5).
В этой связи, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 60 совместного Постановления Пленумов от 01.07.1996 N 6/8, и с учетом отсутствия в материалах дела доказательств обращения Управления к обществу с предложением расторгнуть спорный договор от 13.03.2015 N ФАР-РЭ-15/0136 в порядке пункта 2 статьи 452 ГК РФ до обращения в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, установив несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, правомерно оставил исковое заявление без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Предложение (претензия) N 05-14/1171 о расторжении договора от 13.03.2015 N ФАР-РЭ-15/0136, направленное истцом в адрес ответчика 30.03.2015, не является доказательством соблюдения Управлением досудебного порядка урегулирования спора, поскольку в качестве основания расторжения договора в этой претензии указано неосвоение выделенной доли квоты в 2011-2012 годах. Предъявляя уточнённые исковые требования, истец тем самым избрал основанием требования о расторжении договора неосвоение квот в 2013 и 2014 годах, то есть нарушения условий спорного договора ответчиком иной период, а, следовательно, основания для расторжения договора по причине осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме менее 50% выделенных на 2011 и 2012 годы квот отпали.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего объективного подтверждения в материалах дела, основаны на ошибочном толковании вышеуказанных норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
С учётом изложенного оснований для изменения или отмены определения Арбитражного суда Сахалинской области не имеется, апелляционная жалоба Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Сахалинской области от 30.07.2015 по делу N А59-1576/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1576/2015
Истец: Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Сахалино-Курильское ТУ ФА по рыболовству
Ответчик: ООО "Татарский пролив"