г. Вологда |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А13-5207/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от истца Мешковой А.М. по доверенности от 24.12.2014 N 10-12/109, от ответчика Лазаревой И.В. главы муниципального образования (удостоверение от 09.04.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Погореловское" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2015 года по делу N А13-5207/2015 (судья Кургин А.Ф.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Вологда" (место нахождения: город Вологда, улица Октябрьская, дом 51; ОГРН 1023500876046, ИНН 3525104171; далее - Газпром) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Погореловское" в лице администрации муниципального образования" (место нахождения: Вологодская область, Тотемский район, деревня Погорелово, улица Центральная, дом 45; ОГРН 1053500510447, ИНН 3518005733; далее -Администрация) о взыскании 1 370 195 руб. 39 коп. задолженности.
Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований до 1 254 412 руб. 41 коп. Уточнение иска судом принято.
Решением суда от 01 июля 2015 года исковые требования удовлетворены полностью. Кроме того, с Администрации в пользу Газпрома взыскано 26 702 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Ссылается на недействительность (ничтожность) сделки по выдаче муниципальной гарантии в связи с нарушением при ее выдаче статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), а также порядка предоставления муниципальной гарантии, утвержденного постановлением Администрации от 23.01.2008 N 12. Отмечает, что в соответствии с протестом прокурора Тотемского района решение Совета муниципального образования "Погореловское" от 10.09.2014 N 60 о предоставлении муниципальной гарантии отменено. В бюджете поселения отсутствует статья расходов на компенсацию выпадающих доходов.
Представитель Администрации в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в суде апелляционной инстанции доводы жалобы отклонили, просили ее оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, истцом (поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (далее - Общество, покупатель) заключен договор поставки газа от 25.09.2013 N 10-4-2510/13, в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2013, по условиям которого поставщик обязуется поставлять покупателю с 25.09.2013 по 16.08.2014 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а покупатель получать (выбирать) данный газ и производить его оплату.
Согласно пункту 5.5.1 договора поставки газа окончательный платеж за месяц осуществляется покупателем в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитывается как разница между фактической стоимостью по договору в соответствии с пунктом 5.3 договора, определенной товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведенными покупателем платежами за газ.
Также истцом (бенефициар), Администрацией (гарант) и Обществом (принципал) 25.09.2013 заключен договор N 1 о предоставлении муниципальной гарантии, по условиям которого гарант при условии выполнения бенефициаром и принципалом требований договора обязуется выдать принципалу гарантию, обеспечивающую надлежащее исполнение принципалом обязательств перед бенефициаром за поставленный природный газ для отопления жилого фонда и объектов социальной сферы муниципального образования "Погореловское".
В силу пункта 1.2 договора о предоставлении муниципальной гарантии гарант обязуется уплатить по письменному требованию бенефициара в порядке и размере, установленных договором и гарантией, денежную сумму в валюте Российской Федерации в случае неисполнения принципалом в срок до 01.01.2015 обязательств по договору поставки газа от 25.09.2013 N 10-4-2510/13 по оплате задолженности поставленного природного газа для отопления жилого фонда и объектов социальной сферы муниципального образования "Погореловское" в размере 1 685 195 руб. 39 коп.
Согласно пункту 2.1 договора о предоставлении муниципальной гарантии гарант гарантирует обязательства принципала по погашению задолженности в срок до 01.01.2015 за поставленный природный газ для отопления жилого фонда и объектов социальной сферы муниципального образования "Погореловское".
Пунктами 5.1, 5.2 договора о предоставлении муниципальной гарантии установлено, что гарантия вступает в силу с момента подписания договора, срок ее действия заканчивается 01.06.2015.
Газпром 14.01.2015 направил в адрес Общества письменное требование об уплате 1 685 195 руб. 39 коп. долга. В установленный срок требование должником не исполнено.
В связи с отказом Общества удовлетворить требование Газпрома последний обратился с требованием к Администрации об уплате денежной суммы по муниципальной гарантии.
Наличие у Администрации перед истцом неисполненного обязательства по договору о предоставлении муниципальной гарантии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под государственной или муниципальной гарантией (государственной гарантией Российской Федерации, государственной гарантией субъекта Российской Федерации, муниципальной гарантией) понимается вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" арбитражным судам разъяснено, что государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 "Обеспечение исполнения обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (пункт 1 статьи 115 БК РФ, пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
К правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу пункта 2 статьи 124 ГК РФ подлежат применению нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Соответственно к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 главы 23 названного Кодекса, - нормы ГК РФ о договоре поручительства (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
Соответственно, государственная (муниципальная) гарантия является способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей подобных гарантий, применимы нормы ГК РФ о поручительстве.
Согласно пункту 1 статье 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (пункт 1 статьи 363 того же Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, предъявив к должнику требование о погашении долга и не получив от него ответ, истец обоснованно обратился с требованием платежа к гаранту, несущему субсидиарную ответственность по обязательствам должника (принципала).
Ссылка Администрации на недействительность (ничтожность) сделки по выдаче муниципальной гарантии в связи с нарушением при ее выдаче статьи 19 Закона N 135-ФЗ, а также порядка предоставления муниципальной гарантии, утвержденного постановлением Администрации от 23.01.2008 N 12, является безосновательной.
Статья 19 Закона N 135-ФЗ содержит перечень государственных и муниципальных преференций, к которым пункт 20 статьи 4 этого же Закона относит и муниципальные гарантии.
Вместе с тем ответчиком не доказано, что спорная муниципальная гарантия отвечает признакам муниципальной преференции, приведенным в пункте 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ.
В силу статьи 362 ГК РФ договор поручительства должен быть совершен в письменной форме.
В пункте 3 статьи 115 БК РФ определено, что письменная форма муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
Пункт 5 данной статьи устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в государственной или муниципальной гарантии.
Из материалов дела следует, что письменная форма рассматриваемой сделки соблюдена, существенные условия договора сторонами согласованы, что соответствует положениям пунктов 3, 5 статьи 115 БК РФ.
Заявляя о нарушении при выдаче муниципальной гарантии порядка предоставления муниципальной гарантии, утвержденного постановлением Администрации от 23.01.2008 N 12, ответчик не указал, в чем данное нарушение допущено. Сделка недействительной в судебном порядке не признана.
Довод Администрации о том, что в соответствии с протестом прокурора Тотемского района решение Совета муниципального образования "Погореловское" от 10.09.2014 N 60 о предоставлении муниципальной гарантии отменено, судебной коллегией не принимается.
В разделе 6 договора о предоставлении муниципальной гарантии изложен исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия гарантии. Отмена решения уполномоченного органа о предоставлении муниципальной гарантии как основание прекращения ее действия в данном перечне не поименовано.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении требований законодательства при оформлении муниципальной гарантии, Администрация не приводит.
Ссылка Администрации на отсутствие в бюджете поселения статьи расходов на компенсацию выпадающих доходов подлежит отклонению судебной коллегией.
Нормы БК РФ не предусматривают освобождение органа местного самоуправления от исполнения полностью или в части законно принятых на себя обязательств по муниципальной гарантии, в том числе при недостаточности в бюджете поселения бюджетных ассигнований на погашение данного вида долгового обязательства.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования и правомерном его удовлетворении судом.
В связи с изложенным, поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе Администрации не рассматривался, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2015 года по делу N А13-5207/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Погореловское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5207/2015
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Вологда"
Ответчик: Муниципальное образование сельское поселение "Погореловское" в лице Администрации муниципального образования "Погореловское" Тотемского муниципального района