Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2015 г. N Ф06-3873/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А65-6503/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Холодной С.Т., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - Верия О.В., доверенность от 20.04.2015 г. N 3128/203;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Миначов Р.А., доверенность от 16.06.2015 г. N АГ-02/9170;
от Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск - извещен, не явился;
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - извещен, не явился;
от Кононенко Тимура Валентиновича - Верия О.В., доверенность от 09.06.2014 г. N 4Д-1526;
от Щанькина Сергея Михайловича - Верия О.В., доверенность от 12.05.2015 г. N 2-878;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июля 2015 года по делу N А65-6503/2015 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск, Республика Татарстан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казани,
третьи лица:
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск, Республика Татарстан,
Кононенко Тимур Валентинович, г. Альметьевск, Республика Татарстан,
Щанькин Сергей Михайлович, г. Альметьевск, Республика Татарстан,
о признании недействительными решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (далее - ответчик, УФАС по РТ) о признании недействительными предписания по делу N 06-600/2014 и решения от 19 декабря 2014 года по делу N 06-600/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, УФАС по РТ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно письменным пояснениям Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан земельные участки предоставлены в соответствии с действующим законодательством в аренду с видом разрешенного использования садоводство-огородничество через опубликование сообщения в газете "Знамя труда" N 88 от 22.11.2013 г.
Податель жалобы ссылается на то, что, исходя из обстоятельств дела, установлено, что фактически заявки на получение спорных земельных участков с кадастровыми номерами N 16:45:020308:701, N 16:45:020308:700 в соответствии с законным разрешенным использованием для садоводства-огородничества не принимались, поскольку срок приема заявок был установлен и окончен в соответствии с публикацией о предоставлении указанных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что не соответствовало действительному разрешенному использованию
Податель жалобы считает, что публикация сообщения о предоставлении спорных земельных участков с кадастровыми номерами N 16:45:020308:701, N 16:45:020308:700 в соответствии с законным разрешенным использованием для садоводства-огородничества породила дополнительные заявки на получение указанных участков, что свидетельствует о наличии спроса и интереса на их получение со стороны третьих лиц.
По мнению подателя жалобы, в действиях Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N 16:45:020308:701, N 16:45:020308:700 для ведения садоводства-огородничества, что приводит или может привести к недопущению, устранению конкуренции.
В судебном заседании представитель УФАС по РТ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Кононенко Тимура Валентиновича и Щанькина Сергея Михайловича считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В адрес УФАС по РТ поступила жалоба гр. Рябчинского на действия Исполкома и Палаты Альметьевского муниципального района РТ при реализации земельных участков с кадастровыми номерами N 15:45:020308:701, N 16:45:010308:700, расположенных по адресу: РТ, г.Альметьевск, мкр. "Урсала", ул.Рыжикова, публикация о реализации которых была размещена в газете "Знамя труда" N 10 от 12.02.2014.
В результате рассмотрения указанного заявления ответчиком проведена проверка, в ходе которой в действиях ИК AMP РТ и Палаты земельных и имущественных отношений AMP РТ, были выявлены нарушения части 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N 15:45:020308:701 и N 16:45:020308:700 для ведения садоводства-огородничества, что приводит или может привести к недопущению, устранению конкуренции.
В отношении Исполнительного комитета AMP РТ прекращено дело по признакам нарушения части 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения жалобы гр. Рябчинского, УФАС по РТ вынесено решение от 19 декабря 2014 года по делу N 06-600/2014, а также предписание по делу N 06-600/2014, в силу которого Палате земельных и имущественных отношений AMP РТ предписано не позднее 45 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 ст.15 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем принятия соответствующих мер по возврату в муниципальную казну земельных участков с кадастровыми номерами N 15:45:020308:701 и N 16:45:020308:700.
Не согласившись с оспариваемым решением и предписанием ответчика, считая их незаконными и не соответствующими законодательству, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Решением УФАС России по РТ по делу N 06-600/2014 от 19.12.2014 установлены следующие обстоятельства.
22.11.2013 в газете "Знамя труда" N 88 (11600) Палатой имущественных земельных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было размещено извещение о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1557 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, мкр. "Урсала", ул.Рыжикова, южнее д.48, кв.2 и земельного участка площадью 1558 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, мкр. "Урсала", ул. Рыжикова, южнее д.48.
В последующем, в газете "Знамя труда" от 12.02.2014 N 10 (11620), размещено информационное сообщение "о наличии земельного участка площадью 1557 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, мкр. "Урсала", ул.Рыжикова, южнее д.48, кв.2 и земельного участка площадью 1558 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, мкр. "Урсала", ул.Рыжикова, южнее д.48, предоставляемых в аренду для индивидуального жилищного строительства, сообщение опубликованное в газете "Знамя труда" от 22.11.2013 N 88 (11600), было изложено в следующей редакции: "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан согласно Земельному кодексу Российской Федерации сообщает о наличии вышеуказанных земельных участков, предоставляемых в аренду для садоводства-огородничества" (л.д.84).
На данное информационное сообщение газеты "Знамя труда N 10 (11620), в адрес Главы Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Председателя Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан были поданы заявления от граждан, изъявивших желание приобрести указанные земельные участки в аренду для садоводства-огородничества.
Однако, в ответ на данные обращения, Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан сообщила, что информационное сообщение в Альметьевской городской районной газете "Знамя труда" от 12.02.2014 N 10 (11620) является поправкой информационного сообщения в Альметьевский городской и районной газете "Знамя труда" N 88 (11600) от 22.11.2013. Прием заявок о предоставлении земельного участка осуществлялся в течение месяца с момента опубликования сообщения, т.е. в период с 22.11.2013 по 22.12.2013, в соответствии с действующим законодательством и на основании вышеизложенного, предоставление вышеуказанных земельных участков не предоставлялся возможным.
Как указывает УФАС по РТ в своем решении, одним из основных условий предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.
При этом привлечение максимального количества желающих получить данные земельные участки является выгодным условием для органов местного самоуправления.
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 стать Закона о защите конкуренции).
Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономичен отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышению эффективности деятельности участников товары рынка.
УФАС по РТ проанализировав имеющие доказательства, в ходе проверки жалобы пришло к выводу, что информационное сообщение газеты "Знамя труда от 12.02.2014 N 10 (11620) о внесении Палатой земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан поправки в ранее опубликованное сообщение ввело граждан в заблуждение сообщением о наличии данных земельных участков и некорректностью содержания информационного сообщения, тем самым необоснованно отклонив заявления граждан и ограничив указанных лиц в получении данных земельных участков.
Суд правильно указал в решении, что именно в оспариваемом решении УФАС по РТ информационное сообщение было искажено, поскольку в газете "Знамя Труда" было указано: "Информационное сообщение о наличии земельного участка площадью 1557 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстана, мкр. "Урсала", ул. Рыжикова, южнее д.48, кв.2, предоставляемого в аренду для индивидуального жилищного строительства, опубликованное в газете "Знамя труда" от 22.11.2013 года N 88, изложить в следующей редакции: "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, согласно Земельному кодексу Российской Федерации сообщает о наличии земельного участка площадью 1557 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстана, мкр. "Урсала", ул. Рыжикова, южнее д. 48, кв.2, предоставляемого в аренду для садоводства-огородничества".
Согласно кадастровым паспортам спорных земельных участков, поставленных на кадастровый учёт 28.12.2012, разрешенное использование земельных участков значится: "для садоводства-огородничества" (л.д.79-82). Доказательств об изменении разрешенного использования земельных участков в материалах антимонопольного дела не имеется.
Таким образом, земельные участки предоставлены гражданам Щанькину С.М., Кононенко Т.В., в соответствии с действующим законодательством в аренду с видом разрешенного использования "садоводство-огородничество", который при предоставлении указанных земельных участков по настоящее время не менялся, что подтверждается копиями кадастровых паспортов (л.д.79,81), представленных в материалы дела, что установлено и не отрицается УФАС по РТ.
Судом верно отмечено в решении, что под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Так, в материалах УФАС по РТ отсутствуют какие-либо доказательства совершения заявителем действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу, также отсутствуют какие либо доказательства вменяемого нарушения (изменения вида разрешенного использования земельных участков).
В оспариваемом предписании УФАС по РТ указывает о необходимости принять меры по возврату в муниципальную казну земельных участков с кадастровыми номерами N 15:45:020308:701 и N 16:45:020308:700.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ч.1 ст.18 Закона РТ от 28.07.2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в РТ", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с ч.1 ст.87 Устава муниципального образования "Альметьевский муниципальный район РТ", органы местного самоуправления района в пределах своих полномочий, установленных настоящим уставом, вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с позицией, изложенной в п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", и согласно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды учитывают следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 ст.1 Закона).
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушение антимонопольного законодательства по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создание определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и совершенными действиями и такими последствиями.
Суд верно отметил, что установленный частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции, запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно Градостроительному кодексу РФ, изменение использования земельных участков осуществляется на основании правил землепользования и застройки. Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования правообладателями земельных участков выбираются на основании дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса и статьей 18 Градостроительного кодекса, органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем возможном предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно статье 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Доводы ответчика о том, что заявителем осуществлено изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N 16:45:020308:701, N 16:45:020308:700 из индивидуального жилищного строительства на садоводство-огородничество, суд верно признал несостоятельными, ввиду того, что в оспариваемом решении УФАС по РТ информационное сообщение искажено, тогда как в газете "Знамя Труда" было указано, что "Информационное сообщение о наличии земельного участка площадью 1557 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстана, мкр. "Урсала", ул. Рыжикова, южнее д.48, кв.2, предоставляемого в аренду для индивидуального жилищного строительства, опубликованное в газете "Знамя труда" от 22.11.2013 года N 88, изложить в следующей редакции: "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, согласно Земельному кодексу Российской Федерации сообщает о наличии земельного участка площадью 1557 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстана, мкр. "Урсала", ул. Рыжикова, южнее д. 48, кв.2, предоставляемого в аренду для садоводства-огородничества".
Суд правильно указал в решении, что заявителем была устранена ошибка, допущенная ранее при публикации в газете "Знамя труда" N 88 от 22.11.2013, путем размещения объявления в газете "Знамя труда" N 10 12.02.2014. При этом нарушений прав и законных интересов каких-либо лиц заявителем не допущено, жалоб не поступило в УФАС по РТ, доказательств свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
В силу ч.1 ст.15 Закона о конкуренции, и приведенного правила доказывания действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.
В связи с этим констатация тех или иных действий органов государственной власти субъектов РФ, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона.
Для признания ненормативного акта незаконным, должно быть установлено одновременное соблюдение следующих условий: не соответствие ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица, обратившегося в суд за защитой своих прав.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение и предписание нарушает законные права и интересы заявителя, что является основанием для признания решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19.12.2014 по делу N 06-600/2014 недействительными, и в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июля 2015 года по делу N А65-6503/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6503/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2015 г. N Ф06-3873/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск
Ответчик: УФАС по РТ, г. Казани
Третье лицо: Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ, Кононенко Т. В., Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Щанькин С. М.