г. Чита |
|
16 сентября 2015 г. |
дело N А10-1085/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2015 года по делу N А10-1085/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292) о признании недействительным предписания N 066/15-П от 30 января 2015 года,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Гомбоева Аюна Владимировна, открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430), общество с ограниченной ответственностью "Паритет плюс" (ОГРН 1080326009532, ИНН 0323342001),
(суд первой инстанции: судья Мархаева Г.Д.- С.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" - Рымаревой Н.А. - представителя по доверенности от 13.07.2015,
от Республиканской службе государственной жилищной инспекции - не явился, уведомлен надлежащим образом,
от третьих лиц - не явились, уведомлены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (далее - заявитель, ОАО "Улан-Удэ Энерго" или общество) обратилось в суд с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее - Служба) о признании недействительным предписания N 066/15-П от 30 января 2015 года.
12 марта 2015 года и 12 мая 2015 года определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Гомбоева А.В., открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - ОАО "Читаэнергосбыт"), общество с ограниченной ответственностью "Паритет плюс" (далее - ООО "Паритет плюс").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований было отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, открытое акционерное общество "Улан-Удэ-Энерго" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения в полном объеме, как принятого при неправильном применении норм материального права, неприменении закона, подлежащего применению, и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из апелляционной жалобы следует, требования жилищной инспекции, изложенные в оспариваемом предписании, обязывают Общества установить приборы учета электрической энергии в квартирах по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Жердева 75 в отношении собственников принудительно, в то время как законом предусмотрено как согласие собственников жилого помещения на установку приборов учета, так и его отказ. Законом об энергосбережении также не предусмотрена принудительная, в отсутствие согласия собственника, установка индивидуальных приборов учета.
По мнению заявителя, отсутствие согласия собственника на установку прибора учета влечет его отказ от заключения договора на установку приборов учёта, тогда как установка прибора учёта в одностороннем порядке влечет нарушение процедуры установки, предусмотренной пунктом 150 основных положений и статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении), а показания такого прибора учета, установленного в одностороннем порядке, не могут использоваться при определении платы за потребленную электрическую энергию, а объем электропотребления должен определяться по нормативам потребления.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что суд первой инстанции, при вынесении оспариваемого решения, посчитал доказанным факт отсутствия в многоквартирном доме N 75 по ул. Жердева индивидуальных приборов учёта, однако в нарушение требований, установленных статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Службой в материалы дела не представлены доказательства указанных обстоятельств, а именно фактического отсутствия приборов учета в жилом доме, по указанному адресу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Служба и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, заслушав доводы представителя ОАО "Улан-Удэ Энерго" пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Улан-Удэ Энерго" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1080327000599, основным видом деятельности указанного лица является деятельность по передаче электроэнергии.
23 января 2015 года руководителем Службы выдано распоряжение о проведении в отношении ОАО "Улан-Удэ Энерго" внеплановой проверки с целью проверки доводов гр. Гомбоевой А.В., проживающей по адресу г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 75 о нарушении законодательства по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изложенных в обращении от 8 декабря 2014 года N 003-001198/14-00 (л.д.108-109). Названным распоряжением назначены лица, уполномоченные на проведение проверки, определены сроки ее проведения (с 29 января 2015 года по 18 февраля 2015 года).
30 января 2015 года на основании вышеуказанного распоряжения Службой в отношении ОАО "Улан-Удэ Энерго" была проведена внеплановая проверка, о чем составлен акт проверки N 066/15-А.
Названным актом установлены нарушения обязательных требований части 9 и части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункта 150 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 в многоквартирном доме N 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ квартиры NN 2,4,6,8,10,14,21,24 не оснащены индивидуальными приборами учета электрической энергии.
30 января 2015 года консультантом отдела по работе с обращениями граждан Козыкиной В.В. ОАО "Улан-Удэ Энерго" было выдано предписание, в соответствии с которым обществу в срок до 1 апреля 2015 года предписывалось в многоквартирном доме N 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ квартиры N N 2,4,6,8,10,14,21,24 не оснащенные индивидуальными приборами учета электрической энергии - оснастить индивидуальными приборами учета электрической энергии (л.д.15).
Полагая указанное предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы, ОАО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о его отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания правильным, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно статье 28 Закона об энергосбережении государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Республиканской службе государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.05.2006 N 136, Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения Служба осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, законодательства об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности, требований к энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения, должностным лицом Службы, уполномоченным осуществлять региональный жилищный надзор, является в том числе, заместитель руководителя - начальник отдела по работе с обращениями граждан, который по должности является заместителем Главного государственного жилищного инспектора Республики Бурятия. Должностные лица Службы, уполномоченные осуществлять региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным на то лицом.
В соответствии с пунктами 3, 5 и 6 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов, обязанности проведения обязательного энергетического обследования, требований к проведению энергетического обследования и его результатам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 названной статьи до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения), установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета) (пункт 137).
Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше (пункт 138).
В соответствии с положениями пункта 142 Основных положений используемые на дату вступления в силу настоящего документа приборы учета (измерительные трансформаторы) класса точности ниже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа, и (или) обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии меньшее количество дней, чем указано в пунктах 139 и 141 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала. По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа.
Приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.
Согласно пункту 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В соответствии с пунктом 146 Основных положений под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.
Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.
Согласно пункту 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на сетевые организации, объекты электросетевого хозяйства которых непосредственно или опосредованно присоединены к энергопринимающим устройствам собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, возложена обязанность по оснащению таких помещений приборами учета электрической энергии.
Материалами рассматриваемого дела подтверждается, что ОАО "Улан-Удэ Энерго" является сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, в том числе потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ.
В ходе проведенной в отношении общества проверки Службой было установлено, что в многоквартирном доме N 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ квартиры NN 2,4,6,8,10,14,21,24 не оснащены индивидуальными приборами учета электрической энергии, тогда как, по мнению административного органа, обязанность по оснащению указанными приборами в настоящем случае лежит именно на ОАО "Улан-Удэ Энерго".
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон N 7458 от 30 октября 2012 года, подписанному между сетевой организацией ОАО "Улан-Удэ Энерго" (сторона 1) и ООО "Паритет Плюс" (сторона 2) определены границы ответственности за состояние и обслуживание электроустановок и балансовой принадлежности сетей по ул. Жердева 75, г. Улан-Удэ.
Названным актом установлено, что энергоснабжение вышеуказанного дома производится от сети сетевой организации - ОАО "Улан-Удэ Энерго". По условиям упомянутого акта сетевая организация обязалась поддерживать напряжение на границе эксплуатационной ответственности в пределах +/- 10%.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции соглашается с правильным выводом суда первой инстанции о том, что ОАО "Улан-Удэ Энерго" является сетевой организацией, и производит передачу электрической энергии в многоквартирный дом N 75 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ, что свидетельствует о том, что объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (ОАО "Улан-Удэ Энерго") опосредованно присоединены к энергопринимающим устройствам собственников жилых помещений упомянутого многоквартирного дома.
Собственники жилых помещений - квартир N N 2,4,6,8,10,14,21,24 в многоквартирном доме N 75 по ул. Жердева в городе Улан-Удэ обязанность по установке, эксплуатации индивидуальных приборов учета электрической энергии в установленный срок не исполнили, соответствующие приборы не установили, в связи с чем, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию по указанным квартирам ведется по нормативам потребления электрической энергии населения в жилых помещениях, а следовательно обязанность по оснащению таких помещений приборами учета электрической энергии в силу пункта 150 Основных положений возложена на сетевую организацию.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что установка приборов учета носит заявительный характер, а соответственно, отказ от установки индивидуального прибора учета законодательно регламентирован, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание заявителя апелляционной жалобы на положения раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, из которых следует, что в состав общего имущества собственника жилых помещений включаются, в том числе внутридомовая система электроснабжения, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Как уже было указано ранее, собственники жилых помещений - квартир N N 2,4,6,8,10,14,21,24 в многоквартирном доме N 75 по ул. Жердева в городе Улан-Удэ обязанность по установке, эксплуатации индивидуальных приборов учета электрической энергии в установленный срок не исполнили, соответствующие приборы не установили, в связи с чем, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию по указанным квартирам ведется по нормативам потребления электрической энергии населения в жилых помещениях, а соответственно, обязанность по оснащению таких помещений приборами учета электрической энергии в силу пункта 150 Основных положений возложена на сетевую организацию.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание соответствует положениям приведенных нормативных правовых актов и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2015 года по делу N А10-1085/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1085/2015
Истец: ОАО Улан-Удэ Энерго
Ответчик: Республиканская служба государственной жилищной инспекции
Третье лицо: Гомбоева А В, Гомбоева Аюна Владимировна, ОАО Читаэнергосбыт, ООО Паритет Плюс