город Ростов-на-Дону |
|
15 сентября 2015 г. |
дело N А53-6456/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Илюшина Р.Р., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Балахничев С.В. по доверенности от 30.09.2013 г.,
от заинтересованного лица: представитель Зенцова Е.Н. по доверенности от 26.08.2015 г., представитель Гавриляко Ю.В. по доверенности от 16.07.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражного автокооператива "Уголек"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2015 по делу N А53-6456/2015
по заявлению Гаражного автокооператива "Уголек"
к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
принятое в составе судьи Корецкого О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Гаражный автокооператив "Уголек обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области о признании незаконным решения инспекции от 18.05.2012 г. N 1957, обязании инспекции погасить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об исключении Гаражного автокооператива "Уголек".
Заявитель также просил восстановить срок для подачи заявления.
Решением суда от 02.06.2015 г. в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что кооператив не сдает налоговую отчетность в течение 7 лет и является фактически прекратившим свою деятельность.
Не согласившись с принятым решением, гаражный автокооператив "Уголек" обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что кооператив является некоммерческой организацией, открытие расчетного счета для него не является обязательным, у налогового органа отсутствовали основания для вывода о неосуществлении кооперативом своей деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
В заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 01.09.2015 г. до 08.09.2015 г. После перерыва заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сведения о Гаражном кооперативе "Уголек" внесены в единый государственный реестр юридических лиц 29.07.2003 г. Основной вид деятельности, заявленный в учетных данных, - "Автомобильное хозяйство".
В связи с непредставлением налоговой отчетности общества в течение 7 лет, отсутствия расчетных счетов налогоплательщика в банках, ИФНС признала кооператив фактически прекратившим свою деятельность и решением межрайонной ИФНС N 12 по Ростовской области от 18.05.2012 г. N 1957 исключило Гаражный кооператив "Уголек" из Реестра Единого государственного реестра юридических лиц.
Данное решение оспорено кооперативом в судебном порядке.
Обществом также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящими требованиями.
Рассмотрев ходатайство кооператива о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим заявлением, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу ч.4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконным решения государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В обоснование ходатайства кооператив ссылается на то, что о решении инспекции от 18.05.2015 г. узнал только в январе 2015 года, когда ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" сообщило председателю кооператива о возможном отключении кооператива от сетей энергоснабжения.
С учетом отсутствия в материалах дела сведений о направлении налоговым органом в адрес кооператива решения от 18.05.2012 г. N 1957, апелляционный суд считает приводимые заявителем причины пропуска срока на обжалование решения уважительными.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований.
Данный вывод признается апелляционным судом ошибочным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Признавая оспариваемое решение инспекции незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункта 5 Правил ведения государственного реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании:
- документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
- документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия решения об исключении кооператива из ЕГРЮЛ послужили справки налогового органа от 16.05.2012 г. N 1207-С, 207-О об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам кооператива и непредставление заявителем в течение последних 12 месяцев бухгалтерской отчетности.
Судом установлено, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате принятия инспекцией решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, кооператив не представлял документы налоговой отчетности и не осуществлял операций по банковским счетам ввиду их отсутствия.
Вместе с тем, данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для исключения кооператива из ЕГРЮЛ.
Наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно не влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ, так как нормы статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на исключение из государственного реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Как усматривается из материалов дела и доводов заявителя жалобы, кооператив организован для удовлетворения потребностей его членов в строительстве и последующей эксплуатации гаражей, входящих в единый гаражный комплекс и предназначенных для хранения автотранспортных средств, и является некоммерческой организацией.
По смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации.
Учитывая данные обстоятельства, отсутствие открытых в банках счетов у кооператива как некоммерческой организации не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии у кооператива одного из признаков недействующего юридического лица, следовательно, основанием для исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ являться не может.
Как следует из материалов дела, отчетность за последние 12 месяцев действительно кооперативом в налоговый орган не представлялась.
Однако в соответствии с Законом N 129-ФЗ для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие в совокупности двух признаков (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ). При отсутствии хотя бы одного из них, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
Из материалов дела следует, что в момент принятия налоговым органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и до настоящего времени кооператив фактически осуществлял и осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица. Подтверждением данному обстоятельству является регулярное внесение кооперативом в период с 2005 г. арендной платы (л.д. 37-40)
В соответствии со статьями 31, 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности налоговые органы обязаны: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
По смыслу изложенного, налоговая инспекция обязана контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законом рамках.
Таким образом, у инспекции имелась возможность провести выездную налоговую проверку организации по месту ее нахождения и установить факт прекращения (либо осуществления) кооперативом деятельности, предусмотренной уставом.
Налоговый орган при принятии решения об исключении кооператива из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1.1 Закона N 129-ФЗ, не учел особенности кооператива как некоммерческой организации, не учел необходимость наличия в совокупности двух признаков недействующего юридического лица - отсутствие расчетных операций по счету и отсутствие деятельности организации. При отсутствии хотя бы одного признака, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
Поскольку кооператив организован для удовлетворения нужд членов кооператива по хранению и эксплуатации транспортных средств, а инспекцией не доказан факт отсутствия ведения уставной деятельности у кооператива, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего, неправомерно и нарушает законные права кооператива.
Таким образом, решение инспекции об исключении кооператива как фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ от 18.05.2012 г. N 1957 не соответствует закону и нарушают права и законные интересы кооператива.
Руководствуясь п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ, апелляционный суд считает необходимым в качестве восстановления нарушенных прав кооператива возложить на инспекцию обязанность по восстановлению в ЕГРЮЛ записи о Гаражном кооперативе "Уголек" как о действующем юридическом лице.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2015 по делу N А53-6456/2015 отменить.
Восстановить пропущенный срок для подачи заявления о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области N 1957 от 18.05.2012 г.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области N 1957 от 18.05.2012 г.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о Гаражном автокооперативе "Уголек" (ОГРН 1036155005171, ИНН 6155702885) как о действующем юридическом лице.
Взыскать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области в пользу Гаражного автокооператива "Уголек" 4500 рублей госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6456/2015
Истец: Гаражный автокооператив "Уголек"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N12 по Ростовской области, Межрайонная ИФНС N12 по ростовской области
Третье лицо: Гаражный автокооператив "Дорожный"