город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2015 г. |
Дело N А53-13965/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Чибинева О.А. по доверенности от 20.01.2015 г.
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Меликяна Владимира Аршаковича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2015 по делу N А53-13965/2015 по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия к заинтересованному лицу индивидуальному предпринимателю Меликяну Владимиру Аршаковичу о привлечении к административной ответственности принятое в составе судьи Пименова С.В.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Меликяну Владимиру Аршаковичу о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 21.07.2015 г. заявленные требования удовлетворены. Предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Судебный акт мотивирован наличием в деянии предпринимателя состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Меликян Владимир Аршакович обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в ходе проверки не было установлено некачественности немаркированной продукции, негативных последствий от реализации немаркированной продукции судом не установлено, при назначении наказания не исследовано имущественное и финансовое положение заявителя, что привело к назначению несправедливого наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Россельхознадзора просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
Предприниматель Меликян, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 20.05.2015 N 000393 Управление Россельхознадзора проведена проверка деятельности предпринимателя Меликяна В.А. по вопросу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
В ходе проверки было установлено следующее: 25.05.2015 по адресу осуществления деятельности: Ростовская область, г.Белая Калитва, ул.Машиностроителей, 1, в торговом помещении "Мясной двор", выявлены нарушения обязательных требований, а именно: на хранении в морозильной камере находится неупакованное мясо свинины (охлаждённое) в количестве 57 кг., в витражных холодильниках находится мясо свинины в кусках (охлаждённое) в количестве 15 кг., куски шпига в количестве 20 кг. при отсутствии маркировки, оттисков ветеринарного клейма овальной формы, ветеринарно-санитарная экспертиза не переработанного мяса свинины не проведена.
Вышеперечисленные факты являются нарушением подпунктов "а", "в" пункта 117 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого решением Совета Евразийской комиссии от 09.10.2013 N 68, главы 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
По результатам проверки, зафиксированным актом от 25.05.2015 N ВПП-000393, Управлением составлен протокол от 28.05.2015 г. об административном правонарушении N 02/1-24-498/2015 по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки и протокол об административном правонарушении направлены Управлением в суд с заявлением о привлечении предпринимателя Меликяна В.А. к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии предпринимателя Меликяна В.А. состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, составляет нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
В силу ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ N 4979-1 мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011) устанавливает:
1) объекты технического регулирования;
2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования;
4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
При применении настоящего технического регламента должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.
Из статьи 39 ТР ТС 021/2011 усматривается, что маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза. Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Для целей отнесения продуктов убоя и мясной продукции к объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий технический регламент, идентификация продуктов убоя и мясной продукции осуществляется заявителем, органами государственного контроля (надзора), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по оценке (подтверждению) соответствия, а также другими заинтересованными лицами без проведения исследований (испытаний) путем сравнения наименований продуктов убоя и мясной продукции, указанных в составе маркировки или в товаросопроводительной документации, с предусмотренными п. 5 настоящего технического регламента наименованиями продуктов убоя и мясной продукции.
Маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), а также требованиям, установленным пунктами 107 - 126 Технического регламента.
Пунктом 60 ТР ТС 034/2013 установлено, что неидентифицированные продукты убоя, находящиеся на производственном объекте, подлежат утилизации.
Из пункта 106 ТР ТС 034/2013 усматривается, что маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), а также требованиям, установленным пунктами 107 - 126 настоящего технического регламента.
В силу пункта 117 ТР ТС 034/2013 маркировка мяса в тушах, полутушах, четвертинах и отрубах должна соответствовать требованиям, указанным в пунктах 106 - 116 настоящего технического регламента, а также следующим требованиям:
а) непосредственно на тушу, полутушу и четвертину наносится оттиск ветеринарного клейма в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами государств-членов в области ветеринарии;
б) непосредственно на тушу, полутушу и четвертину допускается дополнительно наносить оттиск товароведческого клейма;
в) в товаросопроводительной документации на неупакованные продукты убоя указывается следующая информация: вид мяса продуктивного животного, от которого получен продукт убоя, наименование продукта убоя, термическое состояние туш, полутуш, четвертин и отрубов ("охлажденное", "замороженное"), анатомическая часть туши (для отрубов); наименование и место нахождения изготовителя продуктов убоя; количество продуктов убоя; дата изготовления, срок годности и условия хранения продуктов убоя.
При наличии транспортной и (или) потребительской упаковки - вышеуказанная информация указывается в маркировке и (или) товаросопроводительной документации.
Пунктом 4.2. Мясо и мясные продукты предусмотрено:
4.2.1. Мясо в тушах, полутушах и четвертинах: оттиск государственного ветеринарного клейма овальной формы в соответствии с инструкцией по ветеринарному клеймению мяса; товароведческое клеймо (категория упитанности) и штампы.
4.2.2. Все наименования продуктов, кроме мяса в тушах, полутушах и четвертинах
4.2.2.1. Общие требования к содержанию информации: наименование продукта; категория, сорт (при наличии); наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто или количество; состав продукта; пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; пищевая ценность; дата изготовления и дата упаковывания; условия хранения; срок годности; обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия; информация о наличии ГМО (при содержании генетически модифицированного компонента в количестве, превышающем установленную норму).
Согласно п. 6.1 "Мясо. Разделка свинины на отрубы. Технические условия. ГОСТ Р 52986-2008", утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 N 260-ст и раздел 6 "Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия. ГОСТ Р 52601-2006", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 05.12.2006 N 291-ст, главы 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" маркировка должна быть четкой, средства для маркировки не должны влиять на показатели качества отрубов и должны быть изготовлены из материалов, допущенных в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами.
Маркировки отрубов, предназначенных для реализации в торговле по ГОСТ Р 51074 (пп. 4.2.2.1), п. 6.2 ГОСТ 52986-2008.
В силу п. 7.1 ГОСТ Р 52986-2008 тара, упаковочные материалы и скрепляющие средства должны соответствовать требованиям санитарии по документам, в соответствии с которыми они изготовлены, и обеспечивать сохранность и товарный вид отрубов при транспортировании и хранении в течение срока годности, а также должны быть разрешены в установленном порядке для контакта с продукцией данной группы.
Из материалов дела следует, что на хранении в морозильной камере в торговом помещении "Мясной двор" (месте осуществления деятельности предпринимателя Меликяна В.А.) находится неупакованное мясо свинины (охлаждённое) в количестве 57 кг., в витражных холодильниках находится мясо свинины в кусках (охлаждённое) в количестве 15 кг., куски шпига в количестве 20 кг. при отсутствии маркировки, оттисков ветеринарного клейма овальной формы, ветеринарно-санитарная экспертиза не переработанного мяса свинины не проведена. Данные обстоятельства, зафиксированные актом проверки и протоколом об административном правонарушении и не оспариваемые предпринимателем, свидетельствуют о наличии в деянии предпринимателя Меликяна В.А. объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Вина предпринимателя в данном случае заключается в том, что предприниматель не предпринял всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению предпринимателем возложенных на него публично-правовых обязанностей, в материалах дела не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный и основанный на обстоятельствах дела вывод о наличии в действиях предпринимателя административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Предприниматель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии в совершенном предпринимателем правонарушении признаков малозначительности. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие вредных последствий для потребителя от совершенного им правонарушения апелляционным судом не принимается в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ является формальным, ответственность наступает независимо от наличия либо отсутствия последствий правонарушения.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных управлением требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, а сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2015 по делу N А53-13965/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13965/2015
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
Ответчик: Меликян Владимир Аршакович