город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2015 г. |
дело N А53-9321/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Мельникова О.В. - представитель по доверенности от 25.05.2015, паспорт;
от ответчика: представитель не явился, надлежаще извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2015 по делу N А53-9321/2015
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" (ИНН 2322027681, ОГРН 1032313060427)
о взыскании задолженности,
принятое судьей Маштаковой Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности в размере 1 969 716,87 руб. (уточненные требования)
Исковые требования основаны на следующем. Между ОАО "РЖД" и обществом заключен договор N 86/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 05.12.2013 и договор N 624/02-09 от 27.02.2009 на организацию расчетов. В нарушение статьи 36 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, обществом была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Туапсе-сортировочная. За время нахождения вагонов на путях станции назначения, на основании актов общей формы начислена плата в сумме 991 514,65 руб. Кроме того, двенадцать поездов были брошены в пути следования по причине невозможности своевременной выгрузки вагонов грузополучателем, ответчиком по делу. За время нахождения вагонов на промежуточных станциях, на основании актов общей формы начислена плата в сумме 978 202,22 руб. Общая сумма платы, начисленной за время нахождения вагонов на путях общего пользования, составляет 1 969 716,87 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2015 с общества в пользу истца взыскана задолженность в размере 1 969 716,87 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 32 475,08 руб., всего 2 002 191,95 руб. С общества в доход федерального бюджета взыскана также государственная пошлина в размере 221,92 руб.
Решение мотивировано тем, что ответчиком нарушен срок технологического оборота вагонов, в связи с чем вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования. Ввиду занятости фронта выгрузки у истца отсутствовала возможность производить подачу вагонов на выставочный путь. Обязанность производить оплату времени нахождения вагонов на путях общего пользования предусмотрена абзацем вторым пункта 20.5 договора на эксплуатацию пути необщего пользования.
Общество с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2015 по делу N А53-9321/15 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд неполно выяснил обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы ответчика, заявленные в отзыве на иск, а также в отзыве на возражения истца на отзыв ответчика о договорном характере платы, согласованной сторонами в ч. 2 пункта 20.5. и ч. 2 пункта 20.6 договора на эксплуатацию пути необщего пользования, оставлены судом, по мнению ответчика, без оценки. Ответчик также считает, что судом не полностью выяснены причины, повлиявшие на время ожидания подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Российские железные дороги" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, правоотношения между между ОАО "РЖД" и ООО "Туапсинский балкерный терминал" урегулированы договором N 86/7т от 05.12.2013 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, а также договором на организацию расчетов N 694/02-09 от 27.02.2009.
В соответствии с договором N 86/7т от 05.12.2013 осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ответчику, который является владельцем пути необщего пользования по договору.
Согласно пункту 7 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования выгоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N N 15, 16 СМТ N 6 - филиала ОАО "РЖДстрой". Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Пунктом 8 договора предусмотрено, что количество вагонов в каждой одновременно сдаваемой группе - не более 25 вагонов на выставочный путь N 15 по весу не более 2 125 т и не более 30 вагонов на выставочный путь N 16 по весу не более 2 550 т. С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы вагонов (пункт 9 договора).
В соответствии с пунктом 20.5 договора за время ожидания подачи и приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в Таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 20.6. договора за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за не приема их железнодорожной станцией, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит преевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Пунктом 13 договора установлен технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования - 5 часов. Суточная перерабатывающая способность по основным родам грузов составляет 100 вагонов (выгрузка) (пункт 14 договора). Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 1,6 км в оба конца (пункт 16 договора).
В период апрель - декабрь 2014 г. в адрес ответчика на станцию назначения Туапсе прибывали вагоны с грузом карбамид.
Кроме того, в период апрель - декабрь 2014 г. в адрес ответчика на станцию назначения Туапсе прибывали вагоны с грузом нитроаммофоса, мочевина.
Ответчик не выполнил свои обязательства надлежащим образом и не обеспечил прием груза и размещение его на путях необщего пользования, в результате чего спорные вагоны простаивали на путях общего пользования станции Туапсе по причине занятости путей необщего пользования.
Обстоятельства задержки вагонов на путях общего пользования зафиксированы в актах общей формы, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на путях станции, причина задержки - невыполнение грузополучателем норм на погрузку-выгрузку вагонов, установленных договором N 86/7 т.
Ответчик отказался от подписи актов общей формы, которыми оформлена задержка вагонов на путях станции Туапсе. В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом перевозчиком были составлены акты общей формы об отказе представителя ответчика от подписи актов общей формы.
Факт нарушения ответчиком срока оборота вагонов, установленного пунктом 13 договора подтверждается памятками приемосдатчика за спорный период.
По расчету истца плата за время задержки вагонов на путях станции назначения, составила 966 713,95 руб.
Кроме того, в период апрель - декабрь 2014 г. в адрес ответчика на станцию назначения Туапсе прибывали вагоны с грузом нитроаммофоска, мочевина. Двенадцать поездов были брошены в пути следования по причине невозможности своевременной выгрузки вагонов (невыполнения срока оборотов вагонов) грузополучателем ООО "Туапсинский балкерный терминал".
Поезд индекс 5346-743-5331 в составе 21 вагона с грузом удобрения, был задержан на промежуточной станции Гиагинская с 29.10.2014 до 11.12.2014.
Остановка поезда на промежуточной станции и отравление осуществлялась на основании телеграфных распоряжений дороги. О задержке на промежуточной станции и отправлении поезда ответчику направлялось извещение.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/37, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 30.10.2014 23-00 часов по 01.11.2014 18-00 часов, с 04.11.2014 05-50 часов по 04.11.2014 21-30 часов, с 10.11.2014 17-00 часов по 10.11.2014 15-00 часов, с 12.11.2014 16-00 часов до 12.11.2014 23-45 часов 21 вагона в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 87 124 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 5976-002-5331 в составе 45 вагонов с грузом карбамид, был задержан на промежуточной станции Мирская с 21.10.2014 до 28.10.2014.
Остановка поезда на промежуточной станции и отравление осуществлялась на основании телеграфных распоряжений дороги. О задержке на промежуточной станции и отправлении поезда ответчику направлялось извещение.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/1588, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 21.10.2014 12-55 часов по 24.10.2014 06-00 часов 45 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 154 324,53 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 2264-641-5331 в составе 45 вагонов с грузом карбамид был задержан на промежуточной станции Коноково с 19.10.2014 до 25.10.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/1322, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 22.10.2014 22-00 часов по 24.10.2014 06-00 часов, с 24.10.2014 19-10 часов по 24.10.2014 20-30 часов 45 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 54 985,05 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 5803-001-5331 в составе 45 вагонов с грузом удобрения, был задержан на промежуточной станции Кавказская с 21.10.2014 до 24.10.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/656 от 19.05.2014, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 22.10.2014 22-00 часов по 24.10.2014 06-00 часов 45 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 52 266,33 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 5976-001-5331 в составе 45 вагонов с грузом удобрения был задержан на промежуточной станции Леушковская с 19.10.2014 до 25.10.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/1334, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 22.10.2014 22-00 часов по 24.10.2014 06-00 часов 45 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 52 266,33 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 5346-876-5331 в составе 43 вагонов с грузом удобрения, был задержан на промежуточной станции Пшехская с 13.12.2014 до 17.12.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/94, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 17.12.2014 03-40 часов по 17.12.2014 15-48 часов 43 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 15 582,25 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 5346-230-5331 в составе 47 вагонов с грузом удобрения был задержан на промежуточной станции Пшехская с 26.02.2014 до 03.03.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/60, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 26.02.2014 00-22 часа по 02.03.2014 10-10 часов, 03.03.2014 02-50 часов по 03.03.2014 20-30 часов. 47 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 344 756 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 6182-855-5331 в составе 47 вагонов с грузом карбамид, был задержан на промежуточной станции Наурская с 12.03.2014 до 17.03.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/243, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 12.03.2014 15-21 час по 13.03.2014 10-30 часов. С 15.03.2014 16-20 часов по 15.03.2014 19-10 часов 47 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 31 223,98 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 5313-630-5331 в составе 46 вагонов с грузом карбамид был задержан на промежуточной станции Кубанская с 01.07.2014 до 04.07.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/849, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 01.07.2014 07-30 часов по 02.07.2014 23-00 часов 46 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 73 527,69 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 5346-494-5331 в составе 42 вагонов с грузом аммофос был задержан на промежуточной станции Тверская с 13.06.2014 до 18.06.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/764, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 13.06.2014 20-29 часов по 13.06.2014 23-20 часов, с 16.06.2014 05-30 часов по 17.06.2014 20-00 часов 42 вагона в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 22 827,34 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 5346-445-5331 в составе 27 вагонов с грузом аммофос, карбамид, был задержан на промежуточной станции Шепси с 17.05.2014 до 17.05.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/668, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 17.05.2014 08-45 часов по 17.05.2014 19-00 часов, с 19.05.2014 15-00 часов по 19.05.2014 19-00 часов 27 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 12 231,05 руб. с учетом НДС.
Поезд индекс 2264-585-5331 в составе 45 вагонов с грузом карбамид был задержан на промежуточной станции Крыловская с 29.06.2014 до 05.07.2014.
На станции назначения Туапсе-сортировочная составлен акт общей формы N 9/853, в котором отражено время задержки вагонов на промежуточной станции. За время задержки с 29.06.2014 23-30 по 30.06.2014 01-00 часов, с 01.07.2014 06-00 часов по 02.07.2014 23-00 часов 45 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 77 106,51 руб. с учетом НДС.
Остановка поездов на промежуточных станциях и отравление осуществлялось на основании телеграфных распоряжений дороги. О задержке на промежуточной станции и отправлении поезда ответчику направлялись извещения.
По расчету истца плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточных станциях, составила 978 221,06 руб.
Общая сумма за время задержки вагонов на путях станции назначения и промежуточных станциях, по расчету истца, составила 1 944 935,01 руб.
Поскольку ответчик не внес плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования, истец обратился в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность в общем размере 1 969 716,87 руб., из которых 991 514,65 руб. - плата за время задержки вагонов на путях станции назначения, 978 202,22 руб. - плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточных станциях.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции верно руководствовался следующими нормами.
В силу пункта 1 статьи 784 ГК перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 статьи 785 ГК)..
Пунктом 2 статьи 784 ГК предусмотрено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖДТ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно правовой позиции, определенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Из пунктов 20.5 и 20.6 договора от N 86/7т от 05.12.2013 следует, что этот договор прямо предусматривает начисление платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком, размер этой платы согласован.
Из сопоставления указанных разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и договорных условий следует, что предусмотренное статьей 39 УЖДТ понятие "плата за пользование вагонами" в случае, если в договоре предусмотрено ее взыскание в пользу железной дороги с грузополучателя за задержку принадлежащих ему или иным лицам вагонов, приобретает смысл платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, поскольку грузополучатель в это время не осуществляет пользование вагонами железной дороги.
При наличии вышеуказанных договорных норм суд обоснованно исходил из наличия у железной дороги права на взимание с общества соответствующей платы.
Указанный вывод подтверждается постановлениями АС Северо-Кавказского округа от 20.07.2015 по делу N А53-23426/2014; ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2013 по делу N А53-24771/2012.
Не обоснован и довод апелляционной жалобы о том, что судом не полностью выяснены причины, повлиявшие на время ожидания подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Суд с необходимой полнотой исследовал указанные причины, изложенные ответчиком в доводах о том, что вагоны, указанные в актах общей формы, в спорный период находились на путях необщего пользования; сам ответчик выполнял нормы суточной перерабатывающий способности, а перевозчик несвоевременно убирал вагоны с выставочных путей и подавал уведомления о подаче вагонов под выгрузку, а также подавал вагоны на выставочные пути в количестве, превышающем установленное договором. При этом, основания, по которым суд первой инстанции отверг указанные доводы, изложены судом последовательно, подробно и непротиворечиво, со ссылкой на нормы материального права и с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по указанным доводам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2015 по делу N А53-9321/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9321/2015
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: ООО "Туапсинский балкерный терминал"