г. Воронеж |
|
18 сентября 2015 г. |
Дело N А64-2501/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.09.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи |
Донцова П.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Тулиновский приборостроительный завод "ТВЕС" (ОГРН 1026800885320, ИНН 6820002711), Тамбовская область, с. Тулиновка:
от Территориального управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области (ОГРН 1046882302785, ИНН 6829007175), г. Тамбов: |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2015 по делу N А64-2501/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Плахотников М.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тулиновский приборостроительный завод "ТВЕС" (ОГРН 1026800885320, ИНН 6820002711), Тамбовская область, с. Тулиновка о признании незаконным и отмене постановления Территориального управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области (ОГРН 1046882302785, ИНН 6829007175), г. Тамбов о назначении административного наказания N 64-08-12/13-2015 от 13.04.2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тулиновский приборостроительный завод "ТВЕС" (далее - ОАО "ТВЕС", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области (далее - административный орган, Управление) о назначении административного наказания N 64-08-12/13-2015 от 13.04.2015.
Данное дело рассмотрено арбитражным судом Белгородской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2015 заявление удовлетворено полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает, что обязанность по переоформлению паспорта сделки возникает у резидента при внесении любых изменений и (или) дополнений в контракт, которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, в строго установленные сроки - не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов.
Управление также указывает, что ОАО "ТВЕС" в связи с уменьшением суммы контракта до 300 000 рублей, обязано представить в банк ПС заявление о закрытии ПС и дополнительное соглашение от 25.06.2014.
Обращает внимание суда на то, что факт нарушения ОАО "ТВЕС" валютного законодательства доказан и подтвержден материалами дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Управление и ОАО "ТВЕС" ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
В Единый государственный реестр юридических лиц 26.07.2002 внесены сведения о государственной регистрации открытого акционерного общества "Тулиновский приборостроительный завод "ТВЕС" (сокращенное наименование - ОАО "ТВЕС").
Административным органом проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ОАО "ТВЕС".
В ходе проверки установлено, что между резидентом - ОАО "ТВЕС", Продавец, Российская Федерация, и нерезидентом - ООО "С.К.С.", Покупатель, Украина, 03.06.2014 заключен контракт N 115 на поставку электронных и механических весов (товар) на общую сумму 7 000 000 российских рублей, сроком действия - до 31.12.2019. Поставка товара осуществляется на условиях СРТ - Киев, Украина (согласно Инкотермс-2000), при отгрузке товара железнодорожным транспортом за счет Покупателя.
Условия оплаты: определяются в приложениях к контракту. В соответствии с приложением N 1 от 03.06.2014 согласована поставка партии товара на сумму 138 300 рублей, оплата производится в течение 30 календарных дней с момента отгрузки товара Продавцом.
Исполнение контракта осуществлялось следующим образом: в соответствии с Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция Банка России N 138-И), 18.06.2014 в филиале ОАО "Сбербанк России" - Тамбовском отделении N 8594 (далее - уполномоченный банк) ОАО "ТВЕС" оформлен паспорт сделки (ПС) N 14060009/1481/1449/1/1.
В рамках исполнения договора 25.06.2014 сторонами принято дополнительное соглашение к контракту N 115 об изменении общей суммы контракта до 300 000 рублей.
ОАО "ТВЕС" надлежало в срок, не позднее 16.07.2014, представить в уполномоченный банк заявление о переоформлении ПС и дополнительное соглашение б/н от 25.06.2014.
Таким образом, по мнению административного органа, ОАО "ТВЕС", в связи с принятием 25.06.2014 дополнительного оглашения и изменением суммы контракта до 300 000 рублей, обязано представить в банк ПС заявление о закрытии ПС и дополнительное соглашение б/н от 25.06.2014.
Согласно ведомости банковского контроля по ПС N 14060009/1481/1449/1/1, выданной уполномоченным банком по состоянию на 17.03.2015, сведения о переоформлении резидентом паспорта сделки отсутствуют, ПС N 14060009/1481/1449/1/1 на сумму 7 000 000 российских рублей не закрыт.
Управлением 31.03.2015 в присутствии защитника Общества по специальной доверенности от 30.03.2015 N 196 Солодковой Н.Н. в соответствии с ходатайством о составлении протокола по делу об административном правонарушении в отсутствии законного представителя в отношении ОАО "ТВЕС" был составлен протокол об административном правонарушении N 64-08-12/13-2015 по признакам административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленных правил оформления паспортов сделок, ответственность за которое предусмотрено частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области Бельковым Ю.Е. 13.04.2015 в присутствии защитника Общества по специальной доверенности от 30.03.2015 N 196 Солодковой Н.Н. вынесено постановление N 64-08-12/13-2015 о назначении ОАО "ТВЕС" административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая указанное постановление незаконным, ОАО "ТВЕС" обратилось в арбитражный суд области с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд области исходил из отсутствия в действия Общества состава вменяемого правонарушения.
Апелляционный суд признает правильными выводы суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В силу части 2 статьи 20 Закона N 173-ФЗ паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Согласно пунктам 8.1, 8.3, 8.4 Инструкции Банка России N 138-И при внесении изменений и (или) дополнений в контракт, которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС. Одновременно с заявление о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС, которые представляются резидентом в срок, не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов.
Как следует из содержания оспариваемого постановления основанием для привлечения ОАО "ТВЕС" к административной ответственности послужили выводы административного органа о нарушении заявителем установленного Инструкцией Банка России N 138-И срока переоформления паспорта сделки, а именно непредставление заявления о переоформлении ПС, дополнительного соглашения б/н от 25.06.2014, а также непредставление в банк ПС заявления о закрытии ПС и дополнительного соглашения б/н от 25.06.2014.
Между тем, в силу пункта 5.2 Инструкции Банка России N 138-И требования главы 5 не распространяются на контракты (кредитные договоры), если сумма обязательств по контракту (кредитному договору) не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора), или в случае если курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее - курс иностранных валют по отношению к рублю), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.
Согласно пункту 7.1.6. Инструкция Банка России N 138-И, в случае прекращения оснований, требующих оформления паспорта сделки, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в контракт резидент представляет в банк ПС заявление о закрытии ПС. Одновременно с заявлением о закрытии ПС резидент представляет в банк ПС документы, свидетельствующие о прекращении оснований, требующих оформления ПС (пункт 7.4 Инструкции Банка России N 138-И).
В рассматриваемом случае сумма обязательств по контракту определяется на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, а именно на 25.06.2014.
В связи с чем, при внесении изменений и (или) дополнений в контракт, которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, резидент направляет в банк заявление о переоформлении ПС в случае, когда в результате дополнений сумма контракта будет равна, либо превышать 50 000 долларов США.
Судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что 25.06.2014 подписано дополнительное соглашение к контракту N 115 от 03.06.2014, уменьшающее сумму обязательств по контракту до 300 000 рублей (эквивалент 8 828,41 дол. США), в связи с чем, прекращается основание, требующее оформления паспорта сделки согласно пункта 5.2 Инструкции Банка России N 138-И, поскольку данная инструкция (пункт 1.7.) не применяется в отношении тех контрактов, сумма которых не превышает 50 000 дол. США.
При этом сроки представления заявления о закрытии паспорта сделки по указанному основанию Инструкцией N 138-И не определены. В свою очередь, в соответствии с положениями главы 7 Инструкцией N 138-И Банк ПС вправе самостоятельно закрыть ПС.
В связи с этим суд первой инстанции к правильному выводу, что действия (бездействие) ОАО "ТВЕС" не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании Инструкции Банка России N 138-И, поскольку из положений пункта 5.2, пункта 8.1, 7.1.6 Инструкции Банка России N 138-И следует, что соответствующая обязанность по оформлению и переоформлению паспорта сделки может возникнуть лишь после превышения суммы расчетов по контракту в эквиваленте 50 тысяч долларов США.
Отсутствие события, состава административного правонарушения в силу пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Территориального управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области о назначении административного наказания от 13.04.2015 N 64-08-12/13-2015, которым ОАО "ТВЕС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2015 по делу N А64-2501/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2501/2015
Истец: ОАО "Тулиновский приборостроительный завод "ТВЕС"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области