г. Чита |
|
18 сентября 2015 г. |
Дело N А19-9928/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Нижнеилимского муниципального района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2015 года по делу N А19-9928/2015 по заявлению Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" к Администрации Нижнеилимского муниципального района о признании незаконным решения Администрации Нижнеилимского муниципального района, изложенного в письме N 203-з от 15.05.2015, об отказе в передаче соответствующей документации, связанной с осуществлением полномочий по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена и об обязании передать соответствующую документацию Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение"
(суд первой инстанции - Е.С. Пенюшов).
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (ОГРН 1063847000073, ИНН 3834010989, место нахождения: 665653, Иркутская область, город Железногорск-Илимский, квартал 8-й, дом 20, далее - заявитель, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Нижнеилимского муниципального района (ОГРН 1063847001020, ИНН 3834011301, место нахождения: 665651, Иркутская область, Железногорск-Илимский, квартал 8-й, дом 20, далее - заинтересованное лицо, ответчик) о признании незаконным решения Администрации Нижнеилимского муниципального района, изложенного в письме N 203-з от 15.05.2015, об отказе в передаче соответствующей документации, связанной с осуществлением полномочий по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, и об обязании передать соответствующую документацию Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение".
Решением Арбитражного суда Иркутской области (с учетом определения об исправлении опечатки) признано незаконным решение Администрации Нижнеилимского муниципального района (ОГРН 1063847001020, ИНН 3834011301), изложенное в письме N 203-з от 15.05.2015 об отказе в передаче соответствующей документации, связанной с осуществлением полномочий по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, как несоответствующее пункту 2 статьи 3.3. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Суд первой инстанции обязал Администрацию Нижнеилимского муниципального района (ОГРН 1063847001020, ИНН 3834011301) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (ОГРН 1063847000073, ИНН 3834010989) путем передачи Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (ОГРН 1063847000073, ИНН 3834010989) по акту приема-передачи в течение 15 рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу документации, подготовленной и используемой до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для реализации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение".
В обосновании суд первой инстанции указал, что законодательное изменение органа публичной власти уполномоченного распоряжаться земельными участками, находящимися на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена, является достаточным и безусловным основанием, влекущим со стороны органа местного самоуправления, чьи права перешли, по передаче и соответствующей документации в той форме, в том объеме и содержании, в которых она была достаточна и необходима органу, осуществлявшему полномочия по распоряжению земельными участками до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.07.2015 г. и принять по делу N А19-9928/2015 новый судебный акт. Полагает, что арбитражный суд первой инстанции не мотивировал выводы, положенные в основу решения по делу, доказательства в их подтверждение, не дал правовой оценки доводам ответчика об отсутствии необходимости передавать изготовленную Администрацией Нижнеилимского муниципального района ранее, до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ. В судебном акте не указаны мотивы, по которым суд отверг представленные сторонами доказательства, принял доводы администрации МО "Железногорск-Илимское городское поселение" и отклонил возражения ответчика.
На апелляционную жалобу поступил отзыв заявителя, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 10 сентября 2015 года был объявлен перерыв до 11 сентября 2015 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.08.2015, 11.09.2015.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" обратилась к Администрации Нижнеилимского муниципального района (письмо исх. N 1877 от 16.04.2015, т.1 л.д.9) с просьбой о передаче в месячный срок документации (договоров, расчетов и т.п.), связанной с осуществлением полномочий, возникших у неё с 1 марта 2015 года на основании пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение".
В письме исх. N 203-з от 15.05.2015 (т.1 л.д.10) Администрация Нижнеилимского муниципального района отказала в передаче документации, сославшись на отсутствие законодательно урегулированного механизма передачи документов, а в части дальнейшего исполнения договоров предложила заключить соглашение о передаче прав и обязанностей в порядке главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием принятия решения суда о признании решения незаконным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение данным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемое решение принято 15.05.2015, в суд заявитель обратился 18.06.2015, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК
Согласно пункту 2 статьи 3.3. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения N 173 от 23.03.2010 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение".
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу Закона с 1 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена расположенные на территории Железногорск-Илимское городское поселение, прекратились у Администрации Нижнеилимского муниципального района и возникли у муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение". Анализ правил пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в контексте деятельности органа публичной власти по реализации своей компетенции в сфере земельных правоотношений, осуществления им в предоставленных законом пределах экономической деятельности, позволяет суду сделать вывод, что в целях реализации с 1 марта 2015 года полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Железногорск-Илимского городского поселения, государственная собственность на которые не разграничена, заявителю необходимо располагать информацией о количестве предоставленных в пользование земельных участков, о данных их арендаторов (иных землепользователей), наличии и периоде задолженности (в случае аренды), целевом использовании земельных участков, а равно любой информацией по принятым Администрацией Нижнеилимского муниципального района решениям, совершенным действиям (бездействии) при осуществлении своей компетенции и экономической деятельности в сфере земельных правоотношений. Следовательно, отказ Администрации Нижнеилимского муниципального района в передаче соответствующей документации нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку с момента изменения порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению такими участками перешли к муниципальному образованию "Железногорск-Илимское городское поселение" в лице его уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения земельными участками независимо от переоформления каких-либо договоров и заключения каких-либо соглашений.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заинтересованного лица о том, что необходимо заключение соглашения о передаче прав и обязанностей в порядке главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае правопреемство в материальном правоотношении произошло в силу закона, так как изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена, Администрация Нижнеилимского муниципального района выбыла из правоотношений; все права перешли к Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение. Передача прав и обязанностей в порядке главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации возможна исключительно в гражданских правоотношениях, основанных в силу требования пункта 1 статьи 2 названного Кодекса на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, тогда как в результате принятия Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" к заявителю перешли и публично-административные права и обязанности.
Апелляционный суд согласен с указанными выводами и по этим же мотивам отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует необходимость в передаче документов, так как по ранее заключенным договорам заинтересованное лицо является арендодателем
Довод заинтересованного лица об отсутствии установленной законом процедуры, регламентирующей порядок передачи документации в целях исполнения Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", также приведенный апелляционному суду, правильно был отклонен судом первой инстанции по следующим мотивам.
Отсутствие специальной регламентации механизма передачи документов, в рамках исполнения Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", свидетельствует о неустановлении законодателем специальной процедуры в части передачи документов.
Однако, указанное обстоятельство не исключает наличия у органа публичной власти, полномочия которого в силу закона перешли к другому органу, обязанности обеспечить последнего необходимой документацией для исполнения перешедших полномочий, в той форме, в том объеме и содержании, в которых он располагал такой документацией на момент передачи соответствующих полномочий.
Административные правоотношения по реализации органом публичной власти полномочий по распоряжению земельными участками, как и, связанные с ними гражданско-правовые отношения, в которых орган публичной власти участвовал или участвует, являются продолжаемыми во времени и юридический факт передачи соответствующих полномочий другому органу публичной власти и перемены лиц в гражданско-правовых обязательствах не прекращают уже сложившихся отношений, о наличии либо отсутствии которых, их будущей динамике развития, можно сделать вывод только по результатам анализа и оценки соответствующей документации об этих правоотношениях.
Иной подход к толкованию пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части исключения обязанности по передаче документации ввиду отсутствия соответствующей правовой регламентации специальной процедуры передачи документов, при передаче полномочий по указанному Закону, приведет к дестабилизации как административно-правовых отношений, так и гражданско-правовых отношений, невозможности и затруднительности осуществления заявителем перешедших к нему полномочий.
Таким образом, законодательное изменение органа публичной власти уполномоченного распоряжаться земельными участками, находящимися на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена, является достаточным и безусловным основанием, влекущим со стороны органа местного самоуправления, чьи права перешли, по передаче и соответствующей документации в той форме, в том объеме и содержании, в которых она была достаточна и необходима органу, осуществлявшему полномочия по распоряжению земельными участками до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ не соответствует закону, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
В качестве восстановительной меры суд первой инстанции обязал Администрацию Нижнеилимского муниципального передать Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" по акту приема-передачи в течение 15 рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу документацию, подготовленную и используемую до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для реализации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение".
Каких-либо возражений в данной части, в том числе по сроку, не заявлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Доводы заинтересованного лица были рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2015 года по делу N А19-9928/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9928/2015
Истец: Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение"
Ответчик: Администрация Нижнеилимского муниципального района